Звуки в природе
Основные принципы реализации:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Цель: познакомить с учеников с источниками звука: «живыми и неживыми», объяснить механизм распространения звука, познакомить с явлением физики –звук
Задачи:
- создавать условия для развития ребёнка;
- формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
- развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
- развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Формы и методы проведения занятия: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа с различными источниками информации
Методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, проектная работа.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, приборы, таблицы. На занятии используются наглядные пособия, технические средства обучения, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия учеников
Личностные
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны; знакомиться с историей, культурой родной страны; Уважать чужое мнение, определяя свою позицию
Регулятивные
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя; самостоятельно; искать средства и пути их осуществления;
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера;
Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства
Познавательные
Определять, какая нужна информация;
Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители;
Отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений; Оформлять и представлять полученную информацию; Проводить исследования
Коммуникативные
Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; коллективно принимаемых решений;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией; при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации
Ход занятия
Тему нашего занятия вы попробуете назвать сами, после небольшого прослушивания. Звучат песни птиц, звук колокола, сирена автомобиля, мяуканье кошки. Вопрос: Ребята, как вы считаете какая тема занятия? «Звуки в природе» (сл.1)
Разнообразен мир окружающих нас звуков - голоса людей, музыка, пение птиц, звук проезжающего автомобиля, пролетающих самолетов и др. (сл.2)
Вопрос: какие из них живые звуки - естественные, какие искусственные? (сл. 3)
Восприятие звуков играет огромную роль в жизни человека. Их значение не ограничивается только той информацией, которую они дают непосредственно об окружающем мире и через слово. Звуки вызывают положительные эмоции, даже оказывают лечебное воздействие на организм, а шум, громкий звук даже способны привести к заболеванию.
Вопрос: как вы считаете, что нам предстоит выяснить о звуке?
(как появляется звук у живых организмов и неодушевленных, т.е. что является источником звука, как распространяется звук, чем отличаются звуки)
Опыт с камертоном и струной.
Может ли струна быть источником звука?
Почему шарик начал отскакивать от камертона?
Обсудите в парах и сделайте вывод:
1. Можно ли струну, камертон считать источником звука
2. Что вы увидели одинаковое при звучании этих тел
3. Можно ли утверждать, что в любом источнике звука тела совершают колебания
4. Дать понятие источника звука
Вывод: искусственный источник звука - тело, которое совершает колебания (частые колебания)
Практическая работа: найдите источники звука в загадках
- На треугольник деревянный
Натянули три струны, в руки взяли, заиграли –
Ноги сами в пляс пошли, (балалайка) - Пасти корову на лужок
Отправилась хозяйка,
Повесив маленький звонок
Что это? Отгадай-ка (колокольчик) - Аппарат небольшой, но удивительный такой.
Если друг мой далеко
Говорить мне с ним легко, (телефон) - Два братца
В одно донце стучатся
Но не просто бьют –
Вместе песню поют (барабан)
Это были искусственные источника звука. А как рождается звук у живых существ?
У млекопитающих и некоторых видов птиц, как и у человека голосовой аппарат принадлежит к духовым музыкальным инструментам. Т.е. звук в нем образуется за счет движения воздуха выдыхаемого из легких. При этом воздушная струя вызывает колебание голосовых связок, расположенных в гортани. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках.
Работа в парах: найдите общее свойство у «живых и неживых» источников звука. Вывод: источник звука - тело способное совершать частые колебания Сделаем общий вывод: для появления звука необходим источник звука
Послушайте отрывок из произведения Жозефа Рони «Борьба за огонь».
Воины из племени Уламуров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва. Идите вперед - повелительно ответил Нео. Он остановился и опустившись на колени, припал ухом к земле. Рёв повторился. Для чего Нео припал ухом к земле?
Работа в парах: в каких средах может распространяться звук
Звук распространяется в твердых, жидких и газообразных средах (сл.4)
Вопрос: может ли звук распространяться в безвоздушном пространстве
Опыт с воздушным колоколом и звонком
Вывод: для распространения звука необходима среда, (сл.5)
Вопрос: все ли звуки одинаково воспринимаются нашим ухом. Чем отличаются голоса мужчины и женщины? (высотой звука)
Исследовательская работа в парах
- Проверить влияет материал линейки на звука
- Проверить будет ли шарик на нити источником звука
- Какое насекомое мы услышим: комара или пчелу
- Из-за чего голоса у мужчин и женщин разные
Вывод: высота звука зависит от частоты колебаний, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук (сл.7). у детей и женщин голосовые связки тоньше и короче, чем у мужчин, поэтому они чаще совершают движение, а голос становится более высоким, (у мужчин - 44 мм, у женщин - 35 мм)
Мы узнаем друг друга по голосу, различаем звучания скрипки и рояля. Это качество звука, окраска голоса называется тембром.
Вопрос: бывают ли звуки в природе, которые мы не слышим?
Опыт со звуковым генератором
Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания, происходящие с частотой от 17 до 20000 Гц.
Работа в парах обсудите и зарисуйте, запишите, что необходимо для образования, распространения звука, и его восприятия.
Стихотворение «Музыкант»
Послушай: музыка вокруг,
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов гудки.
И звон пилы и топора.
Рефлексия.
Самоанализ учебного занятия по физике для 6 классов
Занятия по теме: «Звуки в природе»
Основные принципы реализации:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Цель: познакомить с учеников с источниками звука: «живыми и неживыми», объяснить механизм распространения звука, познакомить с явлением физики -звук.
Задачи:
- создавать условия для развития ребёнка;
- формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
- развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
- развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Формы и методы проведения занятия: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа с различными источниками информации.
Методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, проектная работа.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, приборы, таблицы. На занятии используются
наглядные пособия, технические средства обучения, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности
Личностные
- Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- Осознавать себя гражданином страны;
- Уважать чужое мнение, определяя свою позицию
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия учеников
Регулятивные
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- самостоятельно;
- искать средства и пути их осуществления;
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера;
- Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять
- ошибки;
- использовать основные и дополнительные средства
Познавательные
- Определять, какая нужна информация;
- выстраивать логическую цепь суждений;
- Оформлять и представлять полученную информацию;
- Проводить исследования
Коммуникативные
Организовывать взаимодействие в группе,
- Договариваться друг с другом;
- Коллективно принимаемых решений;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с
- ситуацией;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя
- позицию,
- подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации
Подведение итогов
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:
- ребята успешно справились с заданием, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- усовершенствовали навык работы по технологической карте, по представлению, проявили творческое самовыражение;
- проявили аккуратность при выполнении практической работы, дисциплинированность в ходе занятия.
Рефлексия.
подводился итог деятельности ребят, с использованием метода анализа успешности выполнения заданий и метода самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено самостоятельно выбрать звёздочку:
- выбор красной звездочки означал — «считаю, что с заданием справился сам - получился хорошо»;
- выбор синей звёздочки — «считаю, что справился с заданием хорошо, но при помощи педагога»;
- золотыми звёздочками были поощрены дети, которые справились с работой без помощи педагога и принимали активное участие в ходе учебного занятия.
На занятиях были использованы мультимедийные средства обучения, поскольку они имеют ряд преимуществ:
- мотивируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают их творческие способности;
- делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны.
В связи с этим можно сказать, что занятие достигло, поставленной цели. Сухомлинский утверждал, что «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». А я считаю, что это дорога не только к сердцу ребенка, но и к формированию ученика – исследователя.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.