Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Цели:
- уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
- систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
- учить определять звуки, находить и различать их;
- развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
- Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
- Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.
Технологии:
- проблемно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникативные;
- технология сотрудничества.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.
Средства обучения:
- Презентация Power Point “Части речи”.
- Компьютер, проектор.
- Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
- Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
- Толковый словарь
- Цветные карандаши.
- Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.
Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?
В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).
С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.
Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.
II. Чистописание
– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.
– На что похожи печатные буквы п и т?
– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев).
На хоккее, на футболе
Буква П– ворота в поле.
(В. Степанов).
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Е. Тарлаплан).
При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.
– Спишите с доски:
пт пт пт
– Спишите следующие буквосочетания:
Пт пе ти ть
– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .
III. Словарно-орфографическая работа
– Отгадайте загадку:
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)
– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)
Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.
Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.
– Поставьте в словах предложения ударение.
IV. Работа по теме урока
1. Картинный диктант
Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.
Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.
– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)
– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?
– В каких словах звуков больше, чем букв.
– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
2. Запись под диктовку
Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.
– Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.
– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос
То это согласные звуки.)
3. Игра « Подбери словечко»
– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.
..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .
– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.
Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.
Во избежание ошибок в упр.9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достигнет,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос чувствует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.
Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.
– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.
Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.
– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.
– Сколько слогов в этих словах? Почему?
VII. Звуковой анализ слова
– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,
У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик?
За мосточком – хвостик (кот)
Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
На доске записан текст.
– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.
ЗИМОЙ.
Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.
VIII. Итог урока
– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
– Чем отличаются буквы от звуков?
– Какие бывают звуки?
– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)
Домашнее задание: упр. 11