Звуки [г – г’]. Буквы Г, г
— Познакомить учащихся с парными (по твёрдости/ мягкости) звонкими согласными звуками [г – г’] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать её. Объяснять происхождение слов (названия грибов). Читать стихотворение по ролям, воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками. Характеризовать звуки. Устанавливать аналогию. Выстраивать диалог по ролям.
Боровик, подберёзовик, подосиновик, маслята, рыжики, лисички, сыроежки, волнушки, маслята, опёнок, мухомор.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап | Раз, два, три, четыре, пять Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. Вы у меня какие? (Умные, старательные, любознательные.) Наши задачи? (Не только смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и слышать. Не только говорить, но и думать. Дружно и плодотворно работать.) Замечательно. Начинаем плодотворно работать. |
2 | 2. Актуализация знаний | Послушайте отрывок из сказки и догадайтесь, кто гость нашего урока. Жили–были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: — Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём. Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись, налетели гуси–лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна. Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси–лебеди и пропали за тёмным лесом. — Знаете ли вы ответ на этот вопрос? Верно, это Гуси–лебеди. Кто автор этой сказки? (Народ.) С какого звука начинается название этой сказки? (Со звука [г].) А название какой авторской сказки начинается с этого же звука и написал её Х. К. Андерсен (Гадкий утёнок.) Есть ли у этого звука пара по мягкости? (Да.) Приведите примеры таких слов. Твёрдый и мягкий согласные звуки [г – г’] обозначаются буквой Г, г. Сформулируйте тему урока. Дайте полную характеристику первому звуку в данных словах. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Игра «Доскажи словечко». Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовётся птица … (грач). Михаил играл в футбол И забил в ворота … (гол). На жарком солнышке подсох И рвётся из стручка … (горох). Лодки по морю плывут, Люди вёслами … (гребут). С какого звука начинаются все досказанные слова? |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Дана звуковая схема слов. Образуйте не менее пяти слов по этой модели: г – –. О т в е т: год, гол, газ, гам, гул. |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Составьте новые слова, начинающиеся с буквы Г, каждое новое слово увеличивайте на одну букву. |
6 | 6. Первичное усвоение новых знаний | В каждом предложении выделите последний слог и составьте из них слово. Рассказать я вам могу, что я видел на луГУ. Два зайчонка — знайте все, плыли в лодке по роСЕ. Я за ними, но они быстро спрятались в теНИ. А потом пришла овца и рычала на скворЦА. О т в е т: гу-се-ни-ца. |
7 | 7. Первичное усвоение новых знаний | Выполните звуковой разбор получившегося слова. |
8 | 8. Первичное усвоение знаний | Букварь, с. 58. Прочитайте столбики слов. Как получились слова трёх последних столбиков? (В каждом новом слове изменяется одна буква и, как следствие, изменяется значение слова.) |
9 | 9. Первичное усвоение знаний | Работа с текстом. Прочитайте название текста. Можем ли мы по названию определить, о чём пойдёт речь в тексте? Как вы думаете, о каком грибе идёт речь в первой части текста? (Боровик — белый гриб.) Кто знает, почему боровику дали название белый гриб? (Он при варке и сушке не темнеет.) А во второй? (Мухомор — опасный гриб.) Из каких двух частей он состоит? (Мух морит — то есть губит, отравляет.) Восстановите текст по смысловым частям. 1) Боровик — самый главный гриб в лесу. 2) Опасный гриб. 3) Корзина полна! Пора домой! Физкультминутка |
10 | 10. Первичное усвоение знаний | Объясните название следующих грибов. Подосиновик. (Они растут под осинами.) Подберёзовик. (Они растут под берёзами.) Опёнок. (Эти грибы обычно растут на пнях.) Рыжики. (Так грибы названы по своему цвету.) Сыроежки. (Раньше считалось, что их можно есть сырыми.) Волнушки. (Названы по форме шляпки.) Маслята. (Грибы имеют жирную, маслянистую плёнку.) |
11 | 11. Первичное закрепление | Работа с учебником, с. 58. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание на запись этого стихотворения. Тире в начале строк говорят о том, что данный текст является диалогом. О ком идёт речь в данном стихотворении? Определите, кто задал первым вопрос: грибы или лисицы? (Грибы.) Давайте попробуем прочитать стихотворение–диалог по ролям. |
12 | 12. Первичное закрепление | Задание в рабочей тетради, с. 28, № 1. Рассмотрите рисунки. Из первых букв названий предметов составьте слово. (Получается слово гром.) А если бы вместо ручки были бы нарисованы ножницы, то какое слово получилось бы? (Гном.) Задание в рабочей тетради, с. 28, № 2. Из данного набора слогов составьте слова и запишите их. (Иглы, игра, гора, голы.) Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? |