Звуки [ф–ф’]. Буквы Ф, ф
— Познакомить учащихся с парными (по твёрдости/мягкости) согласными звуками
[ф–ф’] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов, образовывать мужские и женские фамилии от данных имён. Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым. Учиться вести диалог, учитывая разные мнения, доказательно формулировать собственное мнение. Анализировать пословицу. Характеризовать звук.
- Звук, буква, звуковая схема, парный согласный по мягкости/твёрдости.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Будем снова мы читать, Думать, спорить, размышлять! Послушайте и отгадайте загадки. В небе кружит ночью длинной Самый крупный, самый сильный Из большой семьи совиной Крючконосый хищный … (филин). Какой первый звук в слове–отгадке? ([ф’].) Чемпион в бегах куриных Носит хвост, как у павлина. Как в очках его глаза. Петушка зовут …(фазан). Какой первый звук в слове–отгадке? ([ф].) |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Сделайте звуковой разбор этих слов. Что общего? (Пять звуков: 2 гласных, 3 согласных, 2 слога, слова обозначают названия птиц.) Чем отличаются? (Ударения падают на разные слоги, в первом слове все согласные твёрдые.) Охарактеризуйте первые звуки. ([ф] — согласный твёрдый; [ф’] — согласный мягкий. Эти звуки произносятся с шумом.) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | На письме эти звуки обозначаются буквами Ф, ф. Рассмотрите буквы. Что они вам напоминают? Какие предметы вы видите? Назовите их. (Фазан, фонарь, фея, факел.) В каком из этих слов буква Ф обозначает мягкий звук? (Фея.) |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте слова. Распределите их в три столбика в зависимости от количества слогов. флокс финик, фасоль, фикус фейхоа, фиалка, фуксия Что все эти слова объединяет? (Это растения.) |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Прочитайте имена. Образуйте от них мужские и женские фамилии. Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте стихотворение. Какое слово начинается с буквы Ф? (Фамилия.) Найдите в стихотворении имена и прочитайте их. Какая фамилия у главного героя? (Чистяков.) От какого слова образовалась фамилия Васи? Прочитайте последнее двустишие. Как вы его понимаете? (Фамилия есть у каждого. Нужно гордиться своей фамилией, уважать память предков, от которых она перешла к вам.) Знаете ли вы происхождение вашей фамилии. Спросите об этом дома у взрослых. |
7 | 7. Первичное закрепление | Назовите буквы, записанные на доске. Найдите лишнюю букву. (А.) Почему она лишняя? (Она обозначает гласный звук, а остальные — согласные.) Соедините букву с её правильным названием. (м==эм; н==эн; р==эр; б==бэ; п==пэ; в==вэ; ф==эф; мэ, нэ) |
8 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 26. |