Звук [ш]. Буквы Ш, ш
— Познакомить учащихся с парным звонким, непарным твёрдым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш, обозначающими этот звук на письме.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Различать слова – названия предметов и слова – действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. Понимать заданный вопрос, строить ответ в устной форме. Расшифровывать слова, записанные из букв, обозначающих гласные звуки. Работать коллективно и в парах.
- Шапокляк, Франция, цилиндр, шпала, шнурок, шалопай.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Всем, всем — добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Прочитайте загадку и отгадайте персонажа сегодняшнего урока. Всё узнает, всё достанет, Всем мешает и вредит. У неё подружка — крыска, В дамской сумочке сидит. Узнали? Кто это? (Шапокляк.) Как называется сказка? («Крокодил Гена и Чебурашка».) Кто автор этого произведения? (Э. Успенский.) |
2 | 2. Актуализация знаний | Почему героиня сказки имеет такое интересное имя? Давайте заглянем в словарик и прочитаем. Слово «шапокляк» нерусское, оно пришло к нам из Франции. Так называют необычную шляпу, которую используют для своих выступлений клоуны. В шляпе есть секрет — маленькие пружинки. Хлопнешь по шляпе, она сожмётся в блин. На голове у старухи как раз такая шляпка. Шляпа–хлопок или шляпа–цилиндр. С какого звука начинается имя героини? (Со звука [ш].) Сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Звук [ш], буквы Ш, ш».) Давайте попробуем охарактеризовать этот звук. Произнесите его ещё раз, послушайте. Какой он? (Твёрдый согласный звук.) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Произнесите чистоговорку, выделяя голосом новый звук. Ша–ша–ша — уложили малыша. Шо–шо–шо — летом хорошо. Шу–шу–шу — Мише я пишу. Ши–ши–ши — наши дети хороши. КАМЫШИ Ши–ши–ши — зашумели камыши. Ше–ше–ше — это утка в камыше. Ша–ша–ша — выплывай из камыша. Шах–шах –шах — нет утки в камышах. Ши–ши –ши — что нам шепчут камыши? Какие слова с новым звуком услышали? |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Рассмотрите буквы, которыми этот звук обозначается. Буквой ш (произносится «ша») обозначается твёрдый согласный звук [ш]. Прочитайте стихотворение. Найдите все буквы Ш, ш. Выделите их синим цветом. До чего же хороша И полезна буква Ш! Без неё ты даже кашей Не накормишь малыша. Не поедешь, не пойдёшь, Не поешь и не попьёшь, На гармошке не сыграешь И частушки не споёшь. Не сумеешь шапку сшить, Поспешить и рассмешить! Что ж, давайте не спеша Мы напишем букву Ш! |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Составьте схему слова малыши и шапки. Что можно сказать о звуке [ш]? Сделайте вывод. Звук [ш] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), парный звонкий, непарный твёрдый. |
6 | 6. Первичное закрепление новых знаний | Откройте букварь на с. 67. Прочитайте столбики слов. Как правильно называется новая буква? В каких столбиках записаны слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть? Прочитайте те слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Что общего в словах последнего столбика? (Двусложные, глаголы.) Придумайте предложение с любым из этих слов. |
7 | 7. Первичное закрепление новых знаний | Из слов убежали гласные. Расшифруйте слова. Объясните происхождение слова шиповник. |
8 | 8. Первичное закрепление новых знаний | Составьте анаграммы к словам. Шпала (лапша), шарф (фарш), шнурок (коршун). Физкультминутка. |
9 | 9. Первичное закрепление | Распределите картинки в три столбика по местоположению звука [ш] в словах: — расположен в начале (шляпа, шишка, шкаф, шарик); — в середине (мишка, чашка, рубашка, лягушка); — в конце слова (камыш, карандаш, мышь, ландыш). |
10 | 10. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 32, № 4, 5. |
11 | 11. Первичное закрепление | Послушайте сказку «Про мышонка Мышу» и запомните как можно больше слов со звуком [ш], которые встретятся в сказке. Как Мыша шалил Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлёпанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет. — Мыша! Где мои вещи?! — грозно спрашивает папа. — Я их съел… Нечаянно… — Как съел? Ах ты, шалопай! — Ну что ты шумишь? — заступается мама. — Он же пошутил. — А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?! Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур–шур–шур… — Кошка!!! — визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф. Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату. — Змея… — шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок. — Это не жизнь, а кошмар! — возмущается папа. — Мы в своё время так не шалили. (Г. Юдин) |
12 | 12. Первичное закрепление | Вставь подходящие слова из словарика. В ш – – – – – сели моряки, – – – ш – – к чаю береги. – – – – ш у берега реки, Забралась – – ш – – в куль муки. Опасен – – – ш – – для цыплят, Ш – – – – – дороже, чем шпагат. О т в е т : шлюпка — плюшка, камыш — мышка, коршун— шнурок. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? |