Значение слова в словаре и тексте
- наблюдать за значением слов; определять значения слов в тексте
- значения слов, определение значения слов в тексте
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — «узнавание» слова по его лексическому значению. Проводится фронтально. Предложения записываются самостоятельно или списываются с доски (в процессе обсуждения записываются учителем). В упражнении даны лексические значения слов экскурсия, поэт, подвиг. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за словами, значение которых может быть неизвестно ученикам. Проводится фронтально, устно. Возможная трудность. Ученики определят значение слова масло как «молочный продукт». В этом случае следует обратить их внимание на тематическую общность слов (живопись). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике — наблюдение за значением слов в тексте; определение значения слова с опорой на текст. Проводится фронтально, устно, текст читает учитель. Важно, чтобы после прочтения текста ученики установили значения слов живописец, масло, холст. Не следует добиваться от учеников правильного формулирования значения этих слов, достаточно того, чтобы они поняли, о каких предметах идёт речь (например: холст — то, на чём художник пишет картину; масло — название масляных красок, живописец — художник). Возможная трудность. При работе со словом живописец следует учесть, что с понятием синонимии ученики ещё не знакомы, поэтому, не употребляя термин, следует спросить: «Можно ли назвать текст „В мастерской живописца“?» или «Можно ли великих русских живописцев Репина, Сурикова, Васнецова назвать художниками?» Если ученики затрудняются ответить на вопрос: «Можешь ли ты из текста понять значения выделенных слов? Почему?», — напомните им о связях слов (работа на предыдущем уроке), а затем прочитайте рубрику «Тайны языка». Первую часть текста ученики списывают самостоятельно, правильность выполнения задания обязательно проверяет учитель. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике носит занимательный характер — определение слов по частям значения (с опорой на рисунки в учебнике). Ответы: Московский Кремль, Царь-колокол (слово вынесено на доску). |
6 | 6. Словарная работа | Записать слова Московский Кремль, Москва, столица, картина и родственные им, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этими словами, предложения записать в рабочую тетрадь. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 в учебнике (по выбору) — формирование умений работать с толковым словариком учебника, по лексическому значению слова отгадывать само слово. Выполняется самостоятельно в классе или дома (с последующей проверкой). Дополнительное задание. Придумать несколько предложений (составить маленький текст), употребив одно из слов, значение которых дано в учебнике. |
8 | 8. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенности соединений в написанных на доске словарных словах Кремль, Москва, столица. Прописать эти слова каллиграфически несколько раз на строке в рабочей тетради. |
9 | 9. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |