Значение слова
- отрабатывать умение самостоятельно толковать значение слова; учить выделять слова с общим элементом значения
- слово, лексическое значение слова, словарные слова, однокоренные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Вспомни изученное» помогает вспомнить главный признак слова — наличие общепринятого значения. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Проводится фронтально, устно упражнение 1 в учебнике — отработка умения самостоятельно толковать значение слова. |
4 | 4. Дополнительный материал | Упражнение 2 (по выбору) в учебнике предлагается для самостоятельной работы всему классу (при высоком темпе работы) или сильным ученикам. Если темп работы невысокий и ученикам нужен постоянный контроль со стороны учителя, упражнение можно не проводить. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — формирование умения выделять в словах общий элемент значения. Предлагается как фронтальное или для работы в парах: ученики, сидящие за одним столом, записывают слова какой-то одной группы (с последующим обсуждением). Слова группируются следующим образом: 1) домашние животные: кошка, поросёнок, собака, лошадь; 2) мебель: шкаф, стул, кровать, зеркало, стол; 3) время суток: утро, полдень, вечер, ночь, день; 4) цвета: красный, белый, зелёный, оранжевый; 5) плодовые деревья: вишня, яблоня, слива, груша. Дополнительные вопросы («Слова какой группы являются именами прилагательными? Почему?») направлены на повторение способа выделения имён прилагательных — на основании общего значения (слова, которые называют признак) и вопроса (какой?). Обязателен контроль со стороны учителя за правильностью списывания. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Проводится фронтально упражнение 4 в учебнике — повторение пройденного на качественно новом уровне: помимо выделения из группы слов родственных и исключения лишнего слова, ученики должны объяснить свой ответ, приводя в качестве доказательства значение слова. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 6 (трудное) в учебнике — комплексное повторение, а также организация творческой работы. Вопросы упражнения («Знаешь ли ты значения „слов“, из которых составлено стихотворение? Почему их нет в словаре?») целесообразно обсудить всем классом. Творческая часть этого задания (заменить «слова» в стихотворении) может быть выполнена по желанию ученика. На следующем уроке блока «Как устроен наш язык» необходимо обсудить творческие работы учеников. |
8 | 8. Словарная работа | Записать слово коро́ва, подчеркнуть орфограмму, подобрать и записать родственные слова (коровка, коровушка, коровник, коровье). |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Прописать соединения букв, которые не получаются у учащихся класса. Необходимость работы над тем или иным соединением определяет учитель по результатам проверки тетрадей. |
10 | 10. Рефлексия, домашнее задание | Домашнее задание: упражнение 5 в учебнике. Необходим контроль со стороны учителя за правильностью записывания предложений. |