Живые страницы: роман «Обломов» в учебниках литературы
Совместно с проектом «Живые страницы» компании Samsung Electronics корпорация «Российский учебник» подготовила интереснейшие цитаты из учебников литературы для 10 класса. Все выдержки посвящены истории написания и анализу «Обломова». Разберем любопытные детали знаменитого романа И. А. Гончарова, потренируемся выполнять творческие задания и почерпнем важную информацию для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе и написания сочинения.
«Мариенбадское чудо». Роман «Обломов»
Методический совет № 1. Всегда помните об истории написания романа. Для того, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ по литературе, недостаточно просто прочитать роман. Важно знать время, место и обстоятельства, которые сподвигли писателя на продолжение своего творения. Такие детали могут рассказать о многом... Подумайте: а нет ли здесь сходства автора с самими героями романа? Сначала он будто бы медлителен и нерасторопен, а в Чешском городе Мариенбаде, словно Штольц, быстр, сообразителен, ловок и скор.
В 1857 году Гончаров завершает роман «Обломов», давно задуманный. Писатель, да и все близкие ему люди, рассказывают о лете этого года как о «мариенбадском чуде». «Да, сын мой, Горацио, — пишет Гончаров И. И. Льховскому из Мариенбада, — есть вещи, о которых не снилось нашим журналистам. Представьте себе, если можете, что я приехал сюда 21 июня нашего стиля и мне было так скучно, что я через три дня хотел уехать... а числа этак 25-го или 26-го нечаянно развернул «Обломова», вспыхнул — и 31-го июля у меня написано было моей рукой 47 листов. Я закончил первую часть, написал всю вторую и въехал довольно далеко в третью часть... Неестественно покажется, как это в месяц кончил человек то, чего не мог кончить в годы?.. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей, и оставалось только записывать его. Я писал как будто по диктовке.
Культурный смысл обломовской лени
Методический совет № 2. Проникнитесь главным героем. Тот, кто относится к Илье Ильичу однозначно — просто не читал роман. Или не понял его. Так кто же, наконец, Обломов, — праздный лентяй или философ с тонкой душой и слишком болезненным, слишком глубоким восприятием мира? Его поведение — протест или защита? Уверен ли он в себе?
Мы уже говорили о том, что в романе Гончарова всё двойственно, всё полярно. Касается это и знаменитой лени Обломова. В ней, конечно, заключена и толика «добролюбовского» смысла. Илья Ильич и впрямь может быть понят как воплощение «обломовщины», то есть человека, прозябающего в постыдной праздности и не способного активно участвовать в жизни. Обломов — вовсе не тип лентяя, байбака, лежебоки. Перед нами образ человека, который олицетворяет собой абсолютный отказ от любого поступка. Бездействие Обломова — принципиально. Он добровольно самоотстранился от забот повседневности, отказался вмешиваться в окружающий мир.
Обломов — вовсе не тип лентяя, байбака, лежебоки. Перед нами образ человека, который олицетворяет собой абсолютный отказ от любого поступка. Бездействие Обломова — принципиально. Он добровольно самоотстранился от забот повседневности, отказался вмешиваться в окружающий мир.
#ADVERTISING_INSERT#
Мотив испытания в «Обломове»
Методический совет № 3. На экзамене не лишним будет вспомнить о контрастах: Илья Ильич в засаленном старом халате и безупречный полунемец Штольц, утонченная Ольга и дородная хозяйка Пшеницына... И здесь снова вспоминаем суть характера главного героя. Он хрупок, несчастен и слаб, хотя в потенциале имеет многое...
Дальнейшие события романа словно бы предсказаны «теоретической» дискуссией Обломова и Штольца о смысле труда, общественной активности. Андрей решает во что бы то ни стало пробудить своего незадачливого приятеля для новой жизни — радостной, насыщенной запоминающимися событиями и глубокими чувствами. Вместе со Штольцем пытается «излечить» Обломова от лени и Ольга Ильинская — прекрасная молодая женщина, с первой встречи вызвавшая глубокую сердечную симпатию Ильи Ильича.
Ключевым для понимания событий, которые разворачиваются во второй и третьей частях романа, является мотив испытания. Прежде всего испытанию подвергается сам Илья Ильич.
Обломов и обломовщина — два символа русской жизни с момента выхода романа в свет.
Методический совет № 4. Готовиться к ЕГЭ по литературе без изучения множества источников просто невозможно. Читайте современников писателя и критиков, интересуйтесь, чем жил сам автор, изучайте его биографию. Переписка с друзьями, статьи и рецензии — эрудиция, как и литературное чутье, — не подведет в ответственный момент.
«Впечатление, которое этот роман при своём появлении произвёл в России, не поддаётся описанию. Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину», — писал анархист Пётр Кропоткин спустя многие годы. Немедленный — всего через месяц — отклик на роман дал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» — статье, с которой сам автор не только согласился, но поразился глубокому проникновению критика в замысел писателя. Статья Добролюбова многие годы воспринималась как манифест русской интеллигенции. Комментарий: «Знакомые и друзья называли И.А. Гончарова „Маркиз де Лень“ и очень были удивлены, когда он вдруг отправился в кругосветное путешествие на паруснике; напомним также, что и работал над своими романами Гончаров именно так, как это нередко присуще русскому человеку, — десяток лет замыслов, а почти полный текст — вдруг, и за два месяца».
Анализ письма Обломова
Методический совет № 5. Хоть ЕГЭ и по литературе, придётся стать чуточку лингвистом. Исследуйте язык героя! Изучите его речевые «повадки», станьте детективом эпистолярного жанра. Можем заверить: разгадка будет найдена!
Перечитайте текст письма, которое Обломов пытается написать хозяину квартиры. Что не получается у Обломова? Как он сам комментирует свои ошибки? Почему у него получается нескладно? В тексте романа найдите ещё один фрагмент письма Обломова, в котором подобные конструкции ему даются легко и свободно. С чем связана такая лёгкость письма? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте грамматические ошибки в тексте письма Обломова.
Темы сочинений
Темы сочинений
1. Четыре части и четыре периода жизни Обломова.
2. Две истории любви и два брака в романе.
3. Герои романа «Обломов» как грани авторского идеала.
4. Обломовщина, её представители и её жертвы в романе.
Работаем с критическими статьями
Методический совет № 6. На ЕГЭ без анализа — никуда. Анализируем, сравниваем и делаем вывод: в чем критики были схожи, а в чем их мнения не совпадали? Зависели ли их оценки от принадлежности к разным общественно-политическим воззрениям?
Вы уже знаете, как сравнивать подходы различных критиков.
Сейчас вам предстоит ознакомиться с фрагментами из работ Д.И. Писарева и А.В. Дружинина. Некоторые высказывания Н.А. Добролюбова уже цитировались в учебнике. Обратите внимание на различия трактовок образа Обломова и обломовщины.
Чья трактовка показалась вам более убедительной и почему? Чей подход тяготел к социологичности, чей — к эстетическому пониманию, а чей — к психологическому проникновению в образы?
Чтобы чувствовать себя уверенно на итоговом испытании по литературе, важно быть во всеоружии уже в 10 классе. Какие еще методы можно задействовать?
Методический совет№ 7. Выступайте! Важно дискутировать с одноклассниками (не исключены даже споры!), понимать точку зрения сверстников и быть готовым к тому, что придется отстаивать свое мнение. Литературная эрудиция, языковая интуиция, подготовка и еще раз подготовка — вот наш нехитрый рецепт.
Проанализируйте фрагмент романа — главу «Сон Обломова». Работу над фрагментом можно проделать в форме научно-практической конференции. Распределите вопросы, проведите самостоятельное мини-исследование. Подготовьте доклад и выступите с ним на конференции. Обязательно выберите ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги. Цель конференции — на основе проведённых наблюдений над текстом объяснить, почему «Сон Обломова» Гончаров назвал «увертюрой всего романа».
Проблемные вопросы мини-исследований
1. С какой целью писатели изображают сон героя? Дайте развёрнутый ответ, отметьте разные функции сна. Иллюстрируйте свой ответ примерами из известных вам произведений литературы.
2. Почему эта глава имеет название?
3. Можно ли «Сон...» считать традиционной предысторией героя литературного произведения?
4. Однообразна ли в действительности жизнь в Обломовке? Почему автор подчёркивает её цикличность?
5. Каково значение мотивов сна и смерти в этой главе?
6. Какие образы героев в этой главе представляются вам наиболее важными? Почему?
7. Меняется ли настроение автора и его отношение к изображаемому на протяжении главы «Сон Обломова»? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста.
8. Как в этой главе решается проблема воспитания? Почему в ней упоминаются Скотинины и Простаковы?
9. Какова роль сказочных и басенных мотивов в «Сне Обломова»?
10. Объясните на основе анализа текста, что имел в виду Н. А. Некрасов, автор одного из первых отзывов на «Сон Обломова», когда метафорически называл произведение Гончарова «художественным совершенством» его «пера-кисти».
11. Согласны ли вы с позицией В. Г. Короленко: Гончаров «мысленно отрицал „обломовщину“, но внутренно любил её бессознательно-глубокой любовью»? Обоснуйте свою точку зрения.