Искусство требует: талантливые художницы, которых знают не все
В живых полотнах этих художниц есть все: отражение непростой и трагичной жизни, страсть, любовь, молчание и нежность. Вглядитесь в их судьбы: каждой из них было что сказать всем нам. Посмотрите на их картины: они говорят сами за себя и проникнуться их глубиной может каждый из нас.Зинаида Серебяркова (1884–1967)
Художница писала друзей и родственников, собственные автопортреты. И все они отличаются какой-то необыкновенной плотностью, живостью и яркостью. И вот что любопытно: когда Зинаида поняла, что с Советской властью ей не по пути, и в 1924 году она уехала во Францию, где судьба ее тоже складывалась непросто. Зинаиде пришлось оставить в России четверых детей и пожилую мать. Уехав на временный заработок, она не ожидала, что останется на чужбине на целых 43 года. Зачастую у художницы не хватало денег даже на то, чтобы купить краски, и ей приходилось делать их самой. В Париже оказалось чересчур много конкурентов, и, к тому же, наступало время авангардистов...
Спустя много лет, в 1965 году, сразу в трех советских городах открылись выставки художницы. Когда Москва, Ленинград и Киев были готовы увидеть картины Серебряковой, ей самой было уже больше 80 лет. Поверить в успех было сложно: огромные очереди перед входом в галереи, воодушевляющие рецензии в СМИ, Серебрякова наконец-то стала модной. Многие молодые девушки ей подражали, причем не только в мастерстве живописи — даже в стиле одежды.
Полотна Зинаиды Серебряковой можно посмотреть в электронной картинной галерее GALLERIX.
Марианна Норт (1830–1890)
Англичанка Марианна Норт не училась в художественной школе, не получила специальное образование, но была талантлива от природы и воплощала этот дар в ботанической живописи. С детства художница любила гулять в ботанических Королевских садах Кью, где и пристрастилась к изучению жизни растений — в основном, тропической флоры.
Марианне было около 40 лет, когда ее отец умер, оставив после себя колоссальное достояние — женщине не нужно было отягощать себя узами брака, к которым она всегда питала глубокую неприязнь. Жена — это кто-то вроде прислуги, считала Марианна.С 1871 по 1885 годы художница свободно путешествовала по миру, со страстью и увлечением создавая необыкновенные ботанические картины. Марианна Норт была своего рода первооткрывательницей — до нее никто не делал ботанические рисунки в таком стиле: маслом и с подробной прорисовкой фона. Обычно наброски с растениями создавались акварелью или карандашом, а вокруг бумагу оставляли белой. Многим ученым-ботаникам картины Норт помогали так же, как сейчас помогли бы фотографии. Подробно прорисованное растение художница изображала в естественной среде — это были потрясающие иллюстрации. Сейчас картины Марианны Норт хранятся в галерее, которая была построена в ботанических садах Кью на деньги художницы и специально для ее работ.
С картинами Марианны Норт познакомитесь в онлайн-галерее GALLERIX.
Елена Поленова (1850–1898)
Вместе с братом Елена посещала занятия известного художника и педагога Павла Чистякова, а еще ее учителем был знаменитый Иван Крамской — он давал уроки в Петербургской школе Общества поощрения художеств.
Несколько полотен Елены Поленовой приобрел для своей галереи сам Третьяков. Сказочные композиции для картин часто снились художнице. Жила и творила она в Абрамцево. Отсюда родом и знаменитая картина «Зверь» — существо, которое крадет души в царстве светлых грез.
О художнице незаслуженно забыли: ее имя нечасто можно увидеть в энциклопедиях и книгах по живописи. А между тем, Елена Поленова оставила большой след в русской графике и декоративном искусстве. По ее эскизам изготавливали мебель, а еще она создавала прекрасные полотна, чьи сюжеты не были связаны со сказками («Иконописная XVI столетия», «На дворе зимой», «На опушке», «Пейзаж с воронами», «Старый сад», «Улица в Костроме»).
Ангелика Кауфман (1741–1807)
Художница писала сюжеты из классической мифологии, которые позже переводились в гравюры и широко тиражировались в художественной промышленности. Такой известности, надо сказать позавидовали бы и некоторые художники-мужчины.
Кауфман стала одной из основательниц британской Королевской академии художеств и вошла в число ее почетных членов. К слову, из женщин на целых полтора столетия этого звания удостоилась только Ангелика и ее коллега — художница Мэри Мозер.
Любопытно, что Кауфман была не только художницей, но и дизайнером, хоть такого понятия в те времена еще не существовало. В партнерстве с другими художниками женщина занималась оформлением домов состоятельных особ.
Полотна Ангелики Кауфман можно увидеть в интернет-галерее GALLERIX.
Мария Башкирцева (1858–1884)
Знаменитым эмигрантским дневником Марии Башкирцевой интересовались Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Велимир Хлебников. Мария умерла в 25 лет от туберкулеза, который усугубился из-за простуды. Ее полотна стали первыми картинами, созданными руками русского художника, которые были выставлены в Лувре. Одно из них — работа «Жан и Жак», ставшая самой известной.
«Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление сочетания твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум».
Талантливый человек талантлив во всем: Мария не только превосходно рисовала, но отменно пела, а еще имела задатки полиглота: могла совершенно свободно говорить на нескольких языках.
Берта Моризо (1841–1895)
«Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее».
С детства Моризо, как и ее сестра, испытывали страсть к живописи. Берте удалось подружиться с величайшими мастерами: Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, а замуж она вышла за брата Эдуарда Мане — Эжена. На его картинах Моризо часто выступала натурщицей.
Счастливая судьба Берты Моризо — скорее редкость, чем частое явление среди женщин-художниц. Карьера, счастливый брак и материнство — эта женщина успела реализоваться во всех сферах, проявив себя ярко и достойно.
Картины Берты Моризо смотрите в онлайн-галерее GALLERIX.
Елена Киселева (1878–1974)
«Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин».
Художница уехала вместе с мужем жить в Королевство сербов, хорватов и словенцев (раньше так называлась Югославия).
«Жизнь давно забрала меня всю целиком, и художницей я была как-то сбоку, в стороне. А главное, была очень сложная, трудная жизнь. А тут революция, война, беженство. В это трудное время у меня создалась новая семья, родился сын, — где уж тут было думать о художестве».
После трагических событий 1944 года, когда умер сын Елены, она окончательно забросила живопись. В 1970 художница похоронила мужа, а позже жила в одиночестве и даже дала обет молчания. До глубокой старости она занималась собственным садом и ухаживала за цветами.