Зажги свечу в своем сердце
Занятие разработано для слепых и слабовидящих учеников начальной школы, которые еще не знакомы с понятием «благотворительность».
Цель занятия: развитие устойчивости желательных ценностных ориентаций слепых и слабовидящих младших школьников посредством формирования мотивации совершать добрые бескорыстные поступки.
Задачи
Образовательные:
- Развитие понятийного мышления слепых и слабовидящих младших школьников.
- Формирование умения планировать, как основы целенаправленной деятельности младшего школьника.
- Расширение представлений о социальной среде слепых и слабовидящих младших школьников.
Воспитательные:
- Формирование потребности совершать добрые бескорыстные поступки, путем осмысления понятия «благотворительность»
- Развитие уважения к мнению других людей с помощью создания неформальной, дружеской обстановки
- Формирование способности к сопереживанию, эмпатии с помощью анализа чувств героев литературных произведений.
Коррекционные:
- Формирование целеполагания как личностной характеристики посредством необходимости самостоятельного планирования собственной деятельности (метод проектов).
- Формирование познавательной и социальной активности слепых и слабовидящих младших школьников.
- Формирование навыка обследования объектов, обучение построению умозаключений на основе личных ощущений.
Необходимые материалы: кодовый замок, сундук, свеча, молния, опутанная черной проволокой, удобные стулья (кресла), расставленные кругом по количеству участников, тяжелое одеяло, мешок двусторонний (снаружи черный, внутри белый), охлажденный аккумулятор холода, массажер су-джок.
Ход занятия
В темноте ребята проходят в помещение для занятия, садятся на стулья (с помощью ведущего) ведущий кладет на колени тяжелое одеяло, в помещении свежо, горит приглушенный свет.
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, я решила вас пригласить в путешествие по человеческой душе. Для начала устроимся удобно и приготовимся к нашему путешествию, положите правую руку на сердце, ощутите его биение, пусть ваше доброе сердце наполнит вас силой. Мое сердце дало мне одну подсказку: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Давайте запомним ее и, возможно, она поможет нам найти важный ответ.
Итак, путешествие началось. Ведущий достает черный мешок, в котором лежит охлажденный аккумулятор холода и массажер су-джок
В: Ребята, перед вами душа человека, каждый рукою сможет заглянуть в нее (дети обследуют мешок). Ребята, попробуйте описать свои ощущения, что вы чувствуете в этой душе?
Д: холодно, темно, неуютно, колко …
В: И правда, ребята. А какие ассоциации у вас возникают со словом темнота, холод. Назовите по очереди.
Д: (варианты ответов: страх, баба Яга, опасность)….
В: Приятные это ассоциации?
Д: нет.
В: Действительно, темнота и холод ассоциируются у большинства людей с опасностью. Вот и мы с вами очутились рядом с душой, в которой нет света и тепла. А представьте человека, у которого в душе темнота и холод. Как вы думаете, какой это человек, давайте попробуем составить его словесный портрет?
Д: (отвечают по 1 предложению)
- он злой.
- он опасный.
- он жестокий.
- он грустный… и т.д.
В: вы правы, и в душе у него живут пороки, отрицательные черты характера, которые любят тьму и холод. А какие вы знаете пороки?
Д: зависть, злость, обидчивость и др.
В: Да, вы правы, думаю, такой человек и добра никому сделать не может, и сам страдает. А давайте попробуем помочь этому человеку, как вы думаете, как можно помочь душе, внутри которой темнота и холод? Вспомните нашу подсказку.
Д: (вспоминают и анализируют фразу-подсказку, приходят к выводу, что душу человека можно согреть и сделать светлее с помощью свечи)
В: Молодцы, ребята. Вот только пороки не отдадут нам просто так свечи, они ее спрятали в сундуке. Придется нам с вами открыть его.
Но у вас на коленях лежит тяжелое одеяло обиды, она сковало ваши движения и вы не сможете найти сундук со свечей, если не избавитесь от нее. Давайте сбросим вместе это одеяло… раз….два…три Молодцы! А чтобы найти сундук, отгадайте загадку:
Подруга всех учеников,
Она от школьной жизни старта
До школьников-выпускников
Повсюду рядом. Это... (парта)
Ребята находят сундук, но он закрыт, нам нужен код.
Посмотрите внимательно в цепких черных оковах зависти молния. Нам нужно ее освободить. (Ведущий читает рассказ «Молния и Солнце»). Ребята, сможем ли мы сбросить оковы зависти? Нам нужно найти положительные стороны молнии, чтобы она перестала завидовать Солнцу.
Д: перечисляют положительные моменты природного явления
Ведущий кусачками расстригает проволоку и освобождает Молнию, она дает код для замка.
В: Молодцы ребята, код, чтобы открыть замок у нас есть. Давайте откроем его и достанем свечу.
В: Встаньте в круг. Мы с вами прошли трудный путь, боролись с обидой и завистью, победили их. Теперь в наших руках свеча, которая поможет согреть и осветить чью-то душу, давайте используем ее.
Все берутся за свечу и держат над душой, ведущий ее зажигает и выворачивает мешок белой стороной наружу.
В: Ребята, сегодня вы помогли душе избавиться от пороков, а значит, вы совершили благое дело. Как вы думаете, что означает слово «благое»?
Д: отвечают.
В: Да, вы правы благое, значит доброе. А что же такое благотворительность?
Д: творить добрые дела.
В: Молодцы, ребята. Сегодня вы доказали, что у вас доброе сердце и со своими пороками вы умеете справляться. Расскажите, что нового вы узнали на занятии? Что вас удивило? А что обрадовало? (Рефлексия с каждым учеником).
Д: ответы.
В: Я уверена, что в своей жизни вы сможете совершить много добрых дел, чтобы свеча в вашей душе никогда не погасла. А что-то сможете сделать уже сейчас. Постарайтесь к следующему занятию спланировать доброе дело, которое сможете осуществить, а также запишите план его осуществления. Мы с вами обязательно осуществим ваше доброе дело.
В дальнейшем каждое доброе дело, осуществленное учеником оформляется в проект, который является результатом усвоения понятия «благотворительность».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.