Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?
Парламент Франции одобрил закон, запрещающий учащимся пользоваться смартфонами в школах. Закон призван помочь школьникам сконцентрироваться на ходе работы во время урока и понизить интернет-зависимость. Как отреагировала на данный законопроект французская общественность и введут ли в России подобные запреты?Французский запрет
Учащиеся французских школ больше не смогут пользоваться смартфонами не только во время занятий, но даже и во время отдыха между уроками. Парламент Франции одобрил законопроект, вносящий запрет на использование в стенах школ телефонов, планшетов и ноутбуков и вошедший в силу 1 сентября 2018 года. Президент Франции Эмманюэль Макрон еще во время своей предвыборной кампании среди прочих обещаний дал одно, по мнению многих — невероятное, запрещающее любые сторонние гаджеты во время уроков. Однако политик сдержал своё слово.
Согласно новому закону учащиеся, не достигшие пятнадцати лет, не могут пользоваться смартфонами, планшетами и ноутбуками ни во время школьных занятий, ни во время перемен. Закон добрался и до учителей — запрет коснулся и их тоже. Исключение распространилось лишь на детей-инвалидов, а также школьников с недостатками в развитии.
Президент Франции Эмманюэль Макрон в личном официальном аккаунте социальной сети Twitter подчеркнул, что новый закон обязателен к исполнению. Естественно, со стороны пользователей интернета новый законопроект получил как поддержку, так и отрицательные отклики. Например, вот такое мнение высказал один из пользователей Сети: «Благодарю Макрона, эта революционная реформа изменит нашу жизнь». Наряду с такими возвышенными комментариями есть и отрицательные, а порой и ехидные — типа вопроса, когда же подобные новшества дойдут и до Национальной Ассамблеи.
Ситуация в мире
Франция — не единственная страна, имеющая законопроект по запрету сотовых телефонов в школе. Так, Швеция уже с 2016 года начала запрещать использовать мобильные телефоны во время уроков в школах. Уникальность законопроекта в том, что его принятие поддержали и сами учащиеся. Определять строгость исполнения закона предоставили школам самостоятельно.
В Великобритании также поднимается вопрос о подобных запретах. В стране, где мобильными телефонами пользуются более 90% учащихся, пока не существует абсолютного запрета на гаджеты, однако данный вопрос поднимается с завидным постоянством. Департамент образования и Национальный союз учителей предлагают вводить в учебных заведениях локальные акты, запрещающие мобильные устройства в школах.
В Германии в связи с трагическим событием на железнодорожном вокзале запрет на мобильные телефоны «вышел» за пределы школы. Причиной столкновения двух пассажирских поездов в баварском городе Бад-Айблинг стала невнимательная работа одного из сотрудников диспетчерского вокзала, отвлекшегося на свой гаджет. В результате роковой ошибки погибло двенадцать человек, восемьдесят девять человек пострадали. После произошедшей аварии использование мобильных телефонов запрещено на территории вокзальных диспетчерских. Также, согласно закону, руководители любых немецких фирм имеют право запретить сотрудникам пользоваться смартфонами на работе.
Звонить нельзя отложить
А как же прокомментировали французский законопроект российские педагоги?
В целом, учителя российских школ не верят в успех подобных проектов. «Есть целый ряд очень тонких вещей. Первое. Что значит запретили? Ведь на самом деле ребенок взял и нарушил запрет. Что делать? Отобрать телефон — это уже покушение на личную собственность. Второе. Если ведется грамотное, интересное, глубокое преподавание, то у детей нет ни времени, ни желания на телефон», — считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург. Формальные запреты без главного составляющего — серьёзного преподавания — бессмысленны и неэффективны. К тому же, и школьный урок можно построить так, чтобы смартфоны помогали, а не мешали.
В своём интервью каналу «360» Ямбург рассказал о личных наблюдениях: «Я почти полвека в образовании. Я помню, как мы все проиграли джинсовую войну. Джинсы считались чем-то развязным, в школу в них нельзя было ходить. Такая же борьба была с длинными прическами. Сейчас это все вспоминать смешно. Это борьба с ветряными мельницами. Такие проблемы должны решаться по-другому, но не запретами».
Конечно, джинсы как таковые неспособны отвлечь школьника от образовательного процесса, как с успехом это делают различные гаджеты. Но некоторые игрушки «из прошлого» были способны на такое. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина привела пример других «врагов урока»: «Гаджеты чаще всего отвлекают детей от учебного процесса, мешают учителю вести урок. Так же, как двадцать пять лет назад было запрещено играть на уроке с „радугой“ и „лизунами“, сегодня ребенку не разрешают отвлекаться на телефон». Однако и Духанина подтверждает о способности «перестройки» урока на пользу и учителю, и ученику: «Сегодня создано несколько сервисов, позволяющих педагогу проводить интерактивные викторины, создавать упражнения для самопроверки учеников, делать собственные презентации и сайты. Но это необходимо далеко не каждый урок, и к смартфону, как и к любому техническому устройству, нужно относиться здраво».
#ADVERTISING_INSERT#
Сейчас практика показывает, что в большинстве школ использование смартфонов в целях, далёких от учебных, запрещено. Преподаватели не только в устной форме запрещают в урочное время выкладывать мобильные устройства на парту, но и прибегают к более жёстким мерам. В младших классах, например, наказанием становится изъятие телефона у школьника, сопровождающееся выговором в дневнике или замечанием, адресованным родителям. Возвращают же телефон либо после окончания занятий лично школьнику, либо, в отдельных случаях, родителям ребёнка. Последние меры чаще всего применяются к ученикам младших классов. Причём упор делается именно на запрет и наказание, но никак не о переделке хода работы на уроке, о чём говорили выше Ямбург и Духанина.
Российское общество «Знание» также подключилось к исследованию вопроса о целях использования мобильных устройств детьми в детских садах и школах. Согласно проведённому опросу больше половины респондентов (945 человек из 1500) отметили, что их ребёнок пользуется смартфоном периодически в образовательных целях, в частности посредством поиска определённой информации.
Врачебное мнение
Среди «поклонников» запрета использования учащимися смартфонов в школах однозначно выступают медицинские работники. Педиатр Лина Мурадова отмечает, что время, потраченное ребёнком на пользование мобильными устройствами, должно быть чётко регламентировано. В идеале распорядок должен быть следующим: максимальное время непрерывной «игры с телефоном» — полчаса, затем обязательно должен следовать перерыв на отдых от гаджета — два-три часа. Ухудшение зрения, снижение внимания, потеря концентрации и коммуникативных навыков — вот негативные последствия бесконтрольно долгого детского (да и взрослого тоже) времяпровождения с мобильными телефонами.
Как водится, истина находится где-то посередине. И если запреты, за которыми НЕ следуют понимание, обучение, перестройка привычного режима, не приносят своих плодов, то и на самотёк пускать происходящее также не следует. Значит, пришло время перемен. Стоит помнить, что «во главе угла» стоит физическое здоровье и психическое состояние ребёнка, а не сам факт банального присутствия отвлекающего смартфона на уроке.