Записываем числа
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение: однозначные и двузначные числа; десятичный состав двузначных чисел; обозначение десятков и единиц цифрами.
Задачи урока
- Актуализировать представления учащихся об однозначных и двузначных числах.
Актуализировать понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
Закреплять умение составлять краткую запись и моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Закреплять представления учащихся о десятичном принципе построения системы чисел.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, математическую речь учащихся.
Виды деятельности
- Запись чисел, обозначающих количество предметов на рисунке.
Различение однозначных и двузначных чисел.
Запись числа в виде суммы десятков и единиц.
Сложение и вычитание десятков и единиц в пределах 100.
Вычитание круглого числа из двузначного числа.
Составление схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Ключевые понятия
- Однозначное число, двузначное число, десятичный состав числа, решение задач, вычисления в пределах 100.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с рисунками на с. 12 учебника. Демонстрация десятичного принципа построения чисел: из единиц складываются десятки. Актуализация понятий «знак», «цифра», «однозначное число» и «двузначное число», повторение приёма сложения десятков и единиц. Работа с интерактивным заданием. Задание способствует не только тренировке в пересчитывании предметов, но и повторению приёма сложения десятков и единиц. Ученики определяют, сколько ягод в одном прямоугольнике, называют, сколько десятков и единиц на каждом из рисунков, складывают их и записывают рядом с рисунком соответствующее число. Дополнительно можно предложить называть, какое число нужно записать — однозначное или двузначное. Пример объяснения: «На рисунке 1 десяток ягод и ещё 7, 10 плюс 7 равно 17. Записываю число 17. Это число двузначное». |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Повторение понятий «однозначное число» и «двузначное число». Учащиеся приводят примеры однозначных и двузначных чисел. Можно организовать фронтальную работу: дети по очереди называют сначала однозначные, а потом двузначные числа. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения различать однозначные и двузначные числа. Ученики распределяют числа в таблице в соответствии с количеством знаков в записи числа. Обратить внимание учащихся, что двузначные числа записаны с помощью цифр, которые используются в записи однозначных чисел. |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 2 учебника. Закрепление десятичного состава двузначных чисел: учащиеся выполняют сложение десятков и единиц и записывают числа в виде суммы десятков и единиц. Работа с интерактивным заданием. Закрепление десятичного состава двузначных чисел: учащиеся записывают числа в виде суммы десятков и единиц. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с заданием № 3 учебника. Вычислительный тренинг: учащиеся выполняют сложение и вычитание в пределах 100 (находят сумму и разность десятков и единиц, вычитают круглое число из двузначного числа). Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять вычисления в пределах 100 без перехода через десяток: прибавление и вычитание десятков и единиц, вычитание круглого числа из двузначного. Учащиеся находят сумму или разность и соединяют выражение с соответствующим значением. Можно обратить внимание детей на то, какие выражения имеют одинаковые значения (27 – 20 и 57 – 50), и предложить им составить другие выражения на вычитание круглого числа с этим же ответом. |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 4 учебника. Работа с текстом задачи. Составление схемы. а) Учитель рисует овал. Вопрос. Сколько всего яблок собрали? Ответ. Неизвестно. (Записываем знак «?» в окошко, обозначающее общее количество.) Вопрос. Какие яблоки собрали? Ответ. Красные и зелёные. (Изобразим это на схеме: делим овал на две части и записываем буквы К и З.) Вопрос. Что известно про яблоки? Ответ. Красных — 40 кг, а зелёных на 6 кг больше. (Обозначаем на схеме: под буквой К записываем число 40, под буквой З — сумму 40 + 6.) Вопрос. Что можно найти? Ответ: Количество зелёных яблок. (Записываем первое действие.) Вопрос. Мы ответили на вопрос задачи? (Нет.) Что ещё нужно сделать? И т. д. В результате дети должны записать решение: 1) 40 + 6 = 46 (кг) — зелёных яблок; 2) 40 + 46 = 86 (кг) — всего. б) Читаем условие задачи. При повторном чтении одновременно рисуем схему. «Всего собрали 86 кг яблок» — записываем знак «?» в окошко, обозначающее общее количество. «Из 6 кг сварили джем» — отчёркиваем одну часть овала и ставим букву Д и число 6. «Из 30 кг — компот» — в другую часть овала ставим букву К и число 30. «Из остальных яблок сварили варенье» — отчёркиваем ещё одну часть овала, ставим обозначения: букву В и знак «?». Решение. Способ 1: 1) 86 – 6 = 80 (кг); 2) 80 – 30 = 50 (кг). Способ 2: 1) 6 + 30 = 36 (кг); 2) 86 – 36 = 50 (кг). Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Учащиеся находят значения выражений и соединяют разности с одинаковыми ответами. |