Сценарий праздника «Масленица-затейница»
Занятие-развлечение "Масленица-затейница" предназначено для старшей группы детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) и ставит своей целью в занимательной, игровой форме, в необычной обстановке актуализировать знания детей о русском народном празднике.
Основная форма организации обучения-фронтальная. На занятии также используются такие формы работы как дидактические игры,беседа, музыкальная игра,художественный труд.
Сценарий-конспект будет также полезен воспитателям общеобразовательных групп,учителям начальных классов.
Цель: активизация знаний и речевых умений по теме «Масленица»
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- познакомить с традициями празднования масленицы на Руси;
- закрепить в активном словаре детей лексику по данной теме;
- закреплять знания о временах года, очерёдности их смены;
- продолжить обучение навыкам словообразования;
- формировать навык образования относительных прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- развивать темпо-ритмическую сторону речи при произнесении стихотворных текстов;
- развивать логическое мышление в процессе толкования пословиц и поговорок, объяснения лексического значения слов;
- развивать навыки владения голосом;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к народным праздникам и традициям, желание принять в них участие;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к родной стране.
Основная форма организации обучения - фронтальная (работа со всей группой). На занятии также используются такие формы работы как дидактические игры, беседа, музыкальная игра, художественный труд, элементы праздника-развлечения.
Оборудование: иллюстрации (масленичное гулянье, девушка с блинами, чучело Масленицы); магнитофон; аудиозапись русской народной музыки; бубен; листы-раскраски с изображением блинов и банки варенья по количеству детей; цветные карандаши; карточки с изображениями ягод и фруктов; ларец с двойным дном; карточка-символ «тихо».
Ход занятия
Вводная часть
Дети заходят в помещение, стилизованное под русскую избу, их встречает логопед, рассаживает на лавках за столом.
- Посмотрите, в каком необычном месте мы с вами сегодня собрались. Так раньше выглядела изба-жилище русских людей в сельской местности. Осмотритесь, пожалуйста. Всё, что вас окружает-настоящие предметы быта русских людей, то, чем они пользовались в повседневной жизни.
Основная часть
Беседа о празднике Масленицы
- А сейчас напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима)
- Какая часть зимы- начало, середина или конец? (конец зимы)
- Да, действительно, сейчас заканчивается последний месяц зимы-февраль. Все мы уже соскучились по весеннему яркому солнышку. И именно в это время мы отмечаем замечательный праздник- Масленицу.
Масленица — один из самых любимых в народе праздников. Празднуют его в конце февраля- начале марта, и длится Масленица целую неделю.
(Логопед демонстрирует иллюстрацию - масленичное гулянье.)
На Масленицу провожали зиму, встречали весну. Считалось, что в эту неделю долг каждого человека -помочь прогнать зимние холода, разбудить природу. Сёла и города к Масленице преображались: строились ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Главный символ Масленицы-блин, такой же круглый, горячий и румяный, как и солнышко, которого так ждут люди после долгой и холодной зимы.
(Логопед демонстрирует иллюстрацию - девушка с блинами.)
- Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления этого вкусного угощения, который она держала в строгом секрете от соседок.
К первому дню праздника изготавливали из тряпок и соломы чучело Масленицы.
(Логопед демонстрирует иллюстрацию - чучело Масленицы.)
- Масленичный вторник назывался заигрыш. Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (от слова «игра»). С утра молодые люди начинали веселиться- катались на санках с гор, строили снежные крепости, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
- Среда называлась лакомкой. Кто такой лакомка? (тот, кто любит лакомиться- вкусно кушать). В среду вся семья должна была есть блины на завтрак, обед или ужин. В этот день зять приходил «к тёще на блины» (зять-муж дочери, тёща-мама дочери). Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.
Упражнение на закрепление навыков словообразования «Назови по-другому»
- Кстати, обыкновенный блин можно назвать по-разному. Давайте с вами поиграем: я буду начинать фразу, а вы заканчивайте:
На тарелке он один - называем просто…(блин)
Много испекли их мы - назовём тогда... (блины)
Испекли его для дочек - назовём его… (блиночек)
Будет кушать их сынок - назовём тогда... (блинок)
Огромный, как домище - назовём... (блинище)
Маленький, с мизинчик - называем… (блинчик)
- Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
- А чтобы и вы не заскучали за беседой, предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый бубен».
Игра с бубном «Ты катись, весёлый бубен»
Логопед включает народную музыку, дети встают в круг, под музыку передают в кругу бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам,
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам.
Логопед останавливает музыку, и ребёнок, в руках которого остался бубен, танцует, играя на бубне, под аплодисменты детей. Игра повторяется несколько раз.
Логопед предлагает детям сесть и дослушать рассказ.
- Масленичная пятница — тёщины вечёрки — была гостевым днём. В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. С почестями тёщу и ее родню приглашали к обеду.
- Суббота — золовкины посиделки. Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы. Молодые невестки (молодые жёны, те, кто недавно вышел замуж) приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы — Прощёное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения за принесённые обиды, вольные и невольные. В ответ принято говорить: «Бог простит». Так люди объединялись, очищались от зла. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили чучело Масленицы. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками, песнями, танцами.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
(Логопед демонстрирует иллюстрацию - сжигание масленицы.)
Об этом замечательном празднике народ придумал множество пословиц и поговорок. Давайте послушаем некоторые из них и попробуем объяснить их значение.
Толкование пословиц и поговорок о Масленице
Не житьё-бытьё, а Масленица. (сытая, весёлая жизнь, как на Масленицу)
Масленица объедуха, деньгам приберуха. (на Масленицу тратили много денег на угощения, развлечения и подарки)
Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить (потратить последнее, но весело провести масленичную неделю)
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны (круглые блины похожи на колёса в повозке, на которой едет весна)
Масленица идёт, блин да мёд несёт (наступает масленица, несёт разнообразные угощения)
Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица (на Масленицу можно объедаться и веселиться, а по прошествии её наступает Великий пост, когда нельзя кушать масло и другие продукты)
Речевая игра с движениями
- Но наша с вами масленичная неделя только начинается, а значит, самое время испечь блины.
Дети выходят из-за столов и под руководством логопеда дети произносят стихотворение, сопровождая движениями по тексту.
Блин-блинок, выпекай, дружок!
Молока нальём мы в плошку,
Муки добавим понемножку.
Блин-блинок, выпекай, дружок!
Тесто дружно замесили,
На сковороду налили.
Блин-блинок, выпекай, дружок!
Блинчик мы перевернём,
Подрумяним, подождём.
Блин-блинок, выпекай, дружок!
Вот блины на блюде горочкой,
Ароматные, да с корочкой!
Блин-блинок, угощайся, дружок!
Задание на образование относительных прилагательных «Художественный труд»
- Садитесь, пожалуйста. Ну что же, блинов мы с вами напекли. Это кушанье любят и взрослые, и дети. А с чем можно есть блины? ( с маслом, с мясом, со сметаной, с мёдом, с вареньем).Действительно, на Масленицу блины с чаем и с вареньем-самое лучшее угощение. А какое варенье вы любите? ( ответы детей).Тогда я предлагаю вам подобрать к блинам ваше любимое варенье.
Логопед раздаёт детям листы-раскраски с изображением блинов и банки варенья и предлагает детям выбрать карточку с изображением фрукта или ягоды. Карточка кладётся рядом с изображением банки. Каждому ребёнку задаются вопросы:
- Из чего будет твоё варенье? (напр., из клубники)
- Если твоё варенье сделано из клубники, значит, оно какое? (клубничное)
- Каким цветом ты раскрасишь банку клубничного варенья? (красным цветом).
Дети раскрашивают картинки, вместе с логопедом рассматривают готовые работы.
Заключительная часть
Сюрпризный момент
Голосовое упражнение
- Масленица-весёлый и даже немного волшебный праздник. И здесь, в нашей избе, тоже живёт волшебство. И живёт оно вот в этом ларце-в очень красивом, необычном коробе.
(Логопед демонстрирует детям ларец.)
- Давайте попробуем разбудить волшебство, положим наши рисунки в ларец, скажем волшебные слова и посмотрим, что произойдёт…Волшебные слова нужно сказать вот так (демонстрируется карточка-символ «тихо»).
Логопед складывает рисунки в ларец, дети повторяют тихим голосом за логопедом волшебные слова:
Масленица-кривошейка,
Угости нас хорошенько!
(волшебные слова повторяются три раза)
Логопед открывает ларец, достаёт тарелку с блинами, читает стихотворение:
Масленица, масленица,
Круглые бока!
В небе солнце ластится —
Знать, весна близка.
На тарелке блинчики
Горкой у меня,
Круглые, румяные —
Солнышку родня!
Подходите, деточки,
Я вас накормлю,
Мальчики и девочки,
Очень вас люблю.
Праздники славянские —
Радость в каждый дом!
С песнями и плясками
Мы в весну войдем!
(Н. Обинякина)
Дети угощаются блинами с чаем из самовара.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.