Закрепление. Звуки [в–ф] и [в’–ф’]
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
Обобщить знания детей о парных согласных звуках [в–ф] и [в’–ф’] в сильной и слабой позициях.
Виды деятельности
Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [в] в предложенных словах. Воспринимать важность учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Формулировать вместе с учителем учебную задачу и планировать шаги для её выполнения. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Сравнивать звуки, предложения. Решать ребусы.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова. В мебельном магазине продаётся красивая софа//сова. Сова//софа — ночная птица. Весной на полях много влаги//флаги. На крышах домов развеваются флаги//влаги. Дрофа//дрова — красивая степная птица. Приготовлены на зиму дрова//дрофа для печки. |
2 | 2. Актуализация знаний | Отгадайте загадки и ответьте на вопрос, какие парные согласные чаще всего слышно в отгадках: Очень лёгкий мой вопрос: как зовётся птичий нос? (Клюв.) В любое время, днём и ночью, Везу груз важный и нужный очень. (Кузов.) Красна девица, сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.) Суши маленький кусочек, Но бывает иногда Он большой и даже очень, А вокруг всегда вода. (Остров.) Произнесите звук [в]. — Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [в]. (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.) — А теперь произнесите парный по глухости звук [ф] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении. (Не дрожит.) Сделайте вывод. ([в] звонкий звук, а [ф] парный глухой). |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполните звуковой разбор слова остров. Дайте характеристику последнему звуку. Сравните слово по написанию и произношению. Сделайте вывод. (Это можно объяснить слабой позицией согласного звука на конце слова.) Какие проверочные слова вы подобрали? Что нужно сделать, чтобы парные согласные зазвучали в слове? Сформулируйте тему урока. (Согласные звуки [в–ф] и [в’–ф’], буквы Вв – Фф. Различение парных согласных.) |
4 | 4. Первичное закрепление полученных знаний | Прочитайте столбики слов. В каких словах звуки [в] и [ф] чётко различаются (находятся в сильной позиции)? Звук [в] в этих словах обозначается буквой в. Звук [ф] обозначается буквой ф. Назовите слова, в которых произношение этих согласных звуков расходится с буквой, которой они обозначаются. (Плов, обрыв, прав, сов.) Какой звук оглушался в конце слова? Какая вторая пара букв, обозначающих парный звонкий и глухой согласный, «поселилась» в домике-таблице? (В – Ф.) |
5 | 5. Первичное закрепление полученных знаний | Попробуйте объяснить эти выражения и привести примеры их использования в речи. Пальчики оближешь. Как с гуся вода. Собака на сене. Как рыба в воде. Спустя рукава. Горе луковое. С гулькин нос. Идти гуськом. |
6 | 6. Обобщение и систематизация полученных знаний | Решение ребусов: В – О – Л, В – О–ДА, СЛО –В – О, В – А –ФЛИ. |
7 | 7. Обобщение и систематизация полученных знаний | Прочитайте шутливое стихотворение В. Пивоварова, в котором чередуются мягкие согласные звуки [в’] и [ф’]. Выделите их зеленым цветом. В огороде Фёкла Ахала и охала: — Уродилась свёкла Не на грядке. Около. Жалко Фёкле свёклу, Жалко свёкле Фёклу. Жаловалась Фёкла: — Заблудилась свёкла! |
8 | 8. Обобщение и систематизация полученных знаний | Тетрадь, с. 27, № 3, 4, 5. № 3. Название следующей ноты — фа. № 4. В словах рысь и тигр — общий звук [р], обозначающийся буквой Р. В словах сова и львы — общий звук [в], обозначающийся буквой В. № 5. Среди букв находятся слова: фа, ива, фара, ара. |
9 | 9. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Выделите только те слова, в которых необходимо проверить согласный звук. Жираф, вишня, кузов, лев, трава, враг, телеграф, обувь, волна, финиш. Какие парные согласные вам встретились? Что нужно сделать, чтобы проверить согласную на конце слова? Какие согласные не надо проверять? |
10 | 10. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Мы назвали котёнка Лев//ф. Он всегда готов//ф играть. То залезет на шкаф//в. То спрячется в обувь//фь. Вчера мы взяли его в Ростов//ф. Что вы закрепляли сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? |