Закрепление. Звуки [г–к] и [г’– к’]
Продолжить знакомство с парными (по звонкости/глухости) согласными звуками [г–к] и [г’– к’].
Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения. Находить ответы на вопросы в рисунках.
Рыба–пила, рыба–молот, рыба–игла, рыбы–бабочки, рыбы–петухи, морской ёж, морская змея, морской конёк, рыба–луна, морская звезда.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. Выделите цветом группу слов, в которых звук [к] всегда стоит первым по счёту. 1) кастрюля, краски, чашка 2) кукушка, курица, сорока 3) клубок, колокольчик, карандаш 4) картофель, свёкла, морковь Выделите цветом группу слов, в которых звук [г] всегда стоит третьим по счету. 1) вагон, виноград, глобус 2) радуга, груша, горох 3) лягушка, снеговик, иголки 4) пуговица, магнитофон, рога Сформулируйте тему урока. (Согласные звуки [г–к] и [г’–к’], буквы Гг–Кк. Различия парных согласных .) |
2 | 2. Первичное закрепление полученных знаний | Откройте букварь на с. 61. Прочитайте столбики слов, различающихся буквами г и к. Сделайте вывод. (Согласные звуки [г] и [к] произносятся ясно, так как находятся в сильной позиции — перед гласным.) Прочитайте столбики слов с буквами г и к в конце слов. Сделайте вывод. (Буквы здесь разные, но обозначают они один звук [к]. Это можно объяснить слабой позицией согласного звука в конце слова.) Таким образом, мы имеем ещё одну пару по звонкости–глухости: г–к. |
3 | 3. Первичное закрепление полученных знаний | Выполните звуковой разбор слов маг и мак. |
4 | 4. Первичное закрепление полученных знаний | Выделите только те слова, в которых необходимо проверить согласный звук. Дуб, шум, голубь, тигр, окунь, лев, берег, флаг, стол, туман. Какие парные согласные вам встретились? Назовите их пару. Что нужно сделать, чтобы проверить согласную на конце слова? Какие согласные не надо проверять? |
5 | 5. Первичное закрепление полученных знаний | Допишите пропущенные буквы в словах. Устно подберите проверочное слово так, чтобы на конце была буква гласного звука. За деревней – луг (луга), А на грядке – лук (много лука). Какие буквы вставили? Какие проверочные слова подобрали? Какими словами ещё можно проверить данные слова? |
6 | 6. Обобщение и систематизация полученных знаний | Вокруг нас столько интересного: на земле, в космосе, под водой. Вот послушайте, а заодно и подумайте, как бы вы озаглавили этот текст. («Подводный мир», «Жители подводного мира», «На земле и под водой», «Обитатели моря».) Плавают себе рыбы в море и не догадываются, что у каждой из них есть название. Да им это и знать ни к чему! Ведь главное для обитателей подводного мира — уметь добывать себе еду да ещё издалека узнавать своих врагов. Это человек решил, что у каждого живого существа на земле, в воде и в воздухе должно быть название. Иначе как людям разобраться в этом удивительном, многообразном животном мире. Придумывать слова — очень сложная работа. И тут человек смекнул! Ведь многие обитатели моря чем-то похожи на «земные» предметы, которым он уже давно дал названия. Вы когда-нибудь видели плавающие инструменты? Нет? Тогда знакомьтесь: рыба-пила, рыба–молот, а это тоненькая и маленькая — рыба-игла. Смотрите, мимо нас проносятся стайки разноцветных рыб. Это пёстрые рыбы-бабочки и рыбы-петухи. Ползают по дну моря ежи да змеи, только морские. Прячется в водорослях конёк, только не сказочный конёк-горбунок, а обычный — морской. Но «земных» названий человеку, видимо, не хватило. Пришлось взглянуть на небо. И вот уже плывёт, мерцая серебристым блеском, круглая рыба-луна. И как сестра звезды небесной, смотрит со дна морского другая звезда — морская. Понравился вам текст? Какое название больше отражает содержание текста? Какие интересные названия вы услышали в этом тексте? |
7 | 7. Обобщение и систематизация полученных знаний | Давайте посмотрим, как выглядят морские животные с такими необычными названиями. Соедините изображение с названием. Рыба-пила, рыба-молот, рыба-игла, рыбы-бабочки, рыбы-петухи, морской ёж, морская змея, морской конёк, рыба-луна, морская звезда. |
8 | 8. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Рассмотрите иллюстрации к популярным детским сказкам. Вспомните, какие вопросы задают сказочные герои. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка задаёт один и тот же вопрос печке, речке и яблоньке: «Куда гуси-лебеди полетели?» На второй иллюстрации — герой сказки К. Чуковского «Телефон». Кто участвует в данном диалоге? У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего... В этом диалоге участвуют автор и слон. Третий отрывок — из сказки «Красная Шапочка». Какие вопросы задаёт девочка? «Почему у тебя такие большие зубы?» Подводя итоги, обращаем внимание на то, какие слова звучали в вопросах первыми (куда? кто? откуда? что? для кого? почему?). Эти слова — вопросительные. Обычно с них начинаются вопросительные предложения. |
9 | 9. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Прочитайте вопросительные предложения из популярных детских стихотворений. Ответьте строчками того же стихотворения. — Что за шум? Что за рёв? Тут не стадо ли коров? — (Нет, тут не коровушка. Это Ганя-рёвушка!) А. Барто — Где обедал, воробей? — (В зоопарке у зверей!) С. Маршак Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? (Потому что он сегодня Поступает в первый класс.) А. Барто |
10 | 10. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Тетрадь, с. 29, № 3 и 4. №3. Дети подписывают рисунки: рак, волк, куры. а) Лишнее слово рак, так как в нём три буквы. б) Лишнее слово куры, так как в нём 2 слога. № 4. За занавесками могли спрятаться разные буквы. Будет достаточно, если ученик напишет одну из изученных букв. Если он знает и другие буквы, то можно написать и их. НП ВБЬЪ К ГТФЧ Что вы закрепляли сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? |