Закрепление. Звуки [г – г’]
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
Создать условия для информирования учащихся об участии буквы К в словообразовании (рыба — рыбка).
Виды деятельности
Объяснять специфику словообразования с помощью буквы К. Подбирать слова–признаки к изображённым предметам и антонимы к данным словам. Строить рассуждения. Описывать объект, передавая его внешние признаки.
Ключевые понятия
- Гарнир, азбука Морзе, художник, изобретатель, генерал, галоши.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. Прочитайте слова в каждой строчке, выделите общий звук, запишите букву общего звука. Г — гвоздь, гараж А — старт, мак Р — руки, парад Н — нуль, нора И — слива, мир Р — труд, рама |
2 | 2. Актуализация знаний | Подумайте, на какие группы можно разделить эти буквы. Распределите полученные буквы в два столбика в зависимости от звуков, которые они обозначают. А, И Г, Р, Н (1–я группа — буквы, которые обозначают гласные звуки; 2–я группа — буквы, которые обозначают согласные звуки.) — Какими могут быть согласные звуки? (Твёрдыми, мягкими, звонкими, глухими.) — Какими могут быть гласные звуки? (Ударными, безударными, обозначающие твёрдость предшествующего согласного, обозначающие мягкость предшествующего согласного.) |
3 | 3. Актуализация знаний | Составьте слово, прочитайте его, объясните значение. Гарнир — (украшать, наполнять) добавление к основному блюду. Гарниры могут иметь различное назначение: оформление блюда, придание блюду вкусовых оттенков. Гарниры подают к мясу, рыбе, котлетам, чтобы уменьшить жирность, скорректировать вкус, увеличить или уменьшить сладость, остроту и т. д. |
4 | 4. Первичное закрепление полученных знаний | Выполните звуковую схему слова гарнир. |
5 | 5. Первичное закрепление полученных знаний | Составьте предложение по схеме так, чтобы все слова начинались на звук [г] и в нём присутствовало данное слово. |________ ________ __________ __________ . (Гоша готовит горячий гарнир. Голубоглазая Галина готовила гарнир. Галкин Гордей глотал гарнир.) |
6 | 6. Первичное закрепление полученных знаний | Распределите слова в два столбика. В первый — слова, в которых есть звуки [г – г’]. Во второй столбик слова, в которых нет звуков [г – г’]. Иволга, снегирь, галка, трясогузка, голубь, медведь, волк, лиса, рысь, кабан, заяц. Как одним словом назвать первую группу слов? (Птицы.) А вторую группу слов? (Животные.) |
7 | 7. Обобщение и систематизация полученных знаний | Что является общим для всех слов? (Они все отвечают на вопрос какой?) Подберите слова с противоположным значением (антонимы) к данным словам: новый == старый; правый == левый; кислый == сладкий; громкий == тихий; робкий == смелый; глубокий == мелкий; крупный == мелкий; высокий == низкий; слабый == сильный. Составьте с некоторыми словами словосочетания или предложения. Например: громкий голос — тихий голос. Лимон кислый, а арбуз сладкий. |
8 | 8. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Составьте из слов предложение. Катя купила Косте красивую книгу. Костя купил Кате красивую книгу. Прилагательное красивая дети могут использовать со словом Катя, что вполне допустимо. Далее учащиеся самостоятельно определяют, что все слова в предложении начинаются с одной и той же буквы. |
9 | 9. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Работа в тетради, с. 29, № 1, 2. Распределите буквы на две группы: г в 6, к ф п (звонкие — глухие). Расшифровка слов: ура, мир. Дополнительная информация. Сэмюэл Морзе — американский художник и изобретатель (1791—1872). В 1830 г. изобрёл телеграфный аппарат, при помощи которого можно передавать сообщения на большие расстояния. Буквы передаются при помощи условных обозначений: точка и тире (короткие и продолжительный сигнал, посланный электрическим током). |
10 | 10. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Прочитайте интересный случай. Вставьте подходящее по смыслу слово со звуком [г – г’]. Гном в детстве мечтал стать военным, а точнее, генералом. Однажды он надел на ноги галоши. На шее завязал галстук. Сделал шляпу из газеты. Надвинул её на голову. Вышел гном на улицу и увидел белых и серых голубей. Гном сказал птичкам, что он генерал, а птички ответили, что он не генерал, а просто милый гном. — Назовите слова из этого рассказа, в которых имеются звуки [г – г’]. — Ещё раз скажите, с какими звуками мы познакомились, дайте им характеристику. (Мы познакомились со звуками [г – г’]. Звук [г] — согласный, звонкий, твёрдый. Звук [г’] согласный, мягкий, звонкий.) Что вы закрепляли сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? |