Закрепление
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Организовать обобщение и систематизацию полученных знаний.
Задачи урока
- Закреплять умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10, используя изученные приёмы.
Закреплять умение выполнять действия с двузначными числами в пределах 100 без перехода через десяток.
Актуализировать умение осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц (десятков).
Закреплять умение сравнивать значения величин.
Закреплять умение выполнять сравнение чисел, используя изученные приёмы, и делать записи с помощью знаков.
Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь учащихся.
Развивать умение работать с информацией, представленной в нестандартном виде.
Виды деятельности
- Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение.
Установление соответствия между задачей и записью её решения.
Сравнение чисел и запись неравенств.
Определение верных и неверных неравенств.
Выполнение вычислений по цепочке.
Ключевые понятия
- Двузначное число, круглое число, сравнение чисел, неравенство, решение задач, прибавление и вычитание круглых чисел, вычисления в пределах 100.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с таблицей. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100 без перехода через десяток, прибавление единиц. Учащиеся выполняют вычисления в соответствии с указанными действиями и записывают результаты в нужные ячейки таблицы. Учитель должен обратить внимание детей, что вычисления в каждой строке выполняются по цепочке. Работа с заданием № 1 учебника (рубрика «Математический тренажёр», столбики ж–м). Задание направлено на закрепление умения выполнять вычитание круглых чисел пределах 100 (ж, з), сложение и вычитание десятков и единиц (и–л), используя изученные приёмы вычислений, а также умения выполнять вычитание круглых чисел из двузначных (м). |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 6 учебника (рубрика «Математический тренажёр»). Решение текстовой задачи на нахождение суммы. Сложение круглых чисел. Определение верных и неверных неравенств и распределение записей в таблице. Учащиеся читают записи и объясняют свой выбор места этого неравенства в таблице: «11 < 18, одиннадцать меньше восемнадцати, при сравнении двузначных чисел с одинаковым количеством десятков сравниваем количество единиц, 1 меньше 8, 11 меньше 18, значит, неравенство верное»; «14 > 17, четырнадцать больше семнадцати, при сравнении двузначных чисел с одинаковым количеством десятков сравниваем количество единиц, 4 меньше 7, 14 меньше 17, значит, неравенство неверное». |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 7 учебника (рубрика «Математический тренажёр»). Решение текстовой задачи на уменьшение на несколько единиц. Вычитание единиц из двузначного числа. Ученики выполняют задание самостоятельно, записывая решение в тетради. Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько десятков. Установление соответствия между условием задачи и её решением. |
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Закрепление умения сравнивать числа в пределах 100, используя изученные приёмы. Учащиеся читают числа и выражения и выполняют необходимые вычисления. Затем они сравнивают результаты и дополняют неравенства знаками «больше» или «меньше». Работа с заданием № 3 учебника (рубрика «Математический тренажёр», второй столбик). Сравнение величин, развитие умения работать с информацией, представленной в нестандартном виде. Учащиеся читают записи справа и слева, содержащие значения величин. Учитель обращает внимание детей, что сокращённые наименования нужно читать как целое слово: 35 кг — 35 килограммов, 39 кг — 39 килограммов. Можно предложить ученикам составить предложения, используя эти данные: «Маша весит 35 килограммов, а Ваня — 39 килограммов. Кто из детей легче (тяжелее)?», «Булочка стόит 20 рублей, а сок — 18 рублей. Что дороже (дешевле)?», «Ширина реки 7 метров, а ручья — 1 метр. Какой водоём шире (уже)?» Учащиеся выполняют сравнение и записывают неравенства, вставляя знаки «больше» и «меньше» вместо точек: 35 кг < 39 кг, 20 р. > 18 р., 7 м > 1 м. |
5 | 5. Обобщение и систематизация знаний | Работа с заданием № 11 учебника (рубрика «Математический тренажёр»). Задание направлено на проверку умения сравнивать объекты, решать текстовые задачи на увеличение числа. Ученики читают задачу, находят слово, которое можно заменить словами «больше» или «меньше» («старше», значит, больше лет), и записывают решение задачи. Решение текстовой задачи. Выбор верного решения. Учитель предлагает детям прочитать задачу и найти слово, которое можно заменить словом «больше» или «меньше»: пакет молока стоит дороже пачки макарон, значит, его стоимость больше. Учитель обращает внимание учащихся на вопрос задачи: «Сколько стόит пачка макарон?» Ученики определяют, что задача решается вычитанием (Молоко дороже на 20 рублей, значит, макароны на столько же рублей дешевле), и выбирают один из двух вариантов решения: 67 – 20 = 47. |
6 | 6. Итог урока | Закрепление умения прибавлять и вычитать круглые числа. Учащиеся выполняют действия по цепочке и записывают результаты. Работа с заданием № 12 учебника (рубрика «Математический тренажёр»). Решение задачи на уменьшение. Закрепление умения вычитать десятки. Ученики объясняют выбор арифметического действия для решения задачи и выполняют записи в тетради. |