Закон Ома. Физика. 8 класс. Разработка урока
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- образовательные: установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка, сформулировать закон Ома для участка цепи, научиться применять его при решении задач;
- развивающие: развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
- воспитательные: воспитывать чувство уважения к товарищу при работе в группах, учащиеся должны убедиться в том, что: законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.
Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):
- усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
- усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
- знать закон Ома для участка цепи;
- уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
- уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
- уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
- отрабатывать навыки проверки размерности;
- отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока):
- Физика, 8 класс, А. В. Перышкин, М., Дрофа, 2013
- Физика – юным, М.: Просвещение, 1980
- http://copypast.ru/2009/02/05/forfriend-1-soljonyjj_ogurec__nashe_vsjo.html
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фото соленых помидор&rpt=simage&p=4&img_url=www.good-cook.ru%2Fi%2Fbig%2F8%2F1%2F813c28ab0918ad33343e242488168abd.jpg&
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фото%20батарейки8&stype=image&noreask=1&lr=37
Ход урока
1. Актуализация знаний. (Сценка)
1 ученик: «Ура, свобода! Семь уроков закончилось. Пойдем домой»
2 ученик: «Вы сейчас дома что будете делать?»
3 ученик: « Я сяду за компьютер, пока родители не пришли с работы. А то они твердят одно и то же: «Ты уроки делал? На носу экзамены? Как будто мне больше нечем заняться»
1 ученик: «А я обед разогрею в микроволновке. Кушать хочется»
2 ученик: «А я телек посмотрю, а то что – то я сегодня устал»
3 ученик: « Не мудрено, семь уроков!!!Бедные, мы бедные. Все в голове перемешалось: суффикс, алгоритм, биоценоз, дифференциация, интеграция, синтез…»
1 ученик: каждый учитель думает, что его предмет самый важный, вот и требует с нас по полной. А у нас голова то одна»
2 ученик: «Ты прав. Вот сегодня, например, Наталья Викторовна весь урок говорила одно и то же: «Электричество нужно. Электричество важно. Что в нем такого важного и нужного? »
(Далее звучит сообщение о том, что из-за непогоды произошел обрыв проводов и приостановлена подача электричества)
1 ученик: «Что же мы теперь будем делать? Я кушать хочу!
2 ученик: «А я теперь на новый уровень в игре не пройду»
3 ученик: «И телевизор не посмотришь. Серию любимого сериала пропущу»
2. Проверка знаний
№1. На рисунке 1 изображены условные обозначения, применяемые на схемах. Каким номером обозначены?
1. Первым. 2. Вторым 3. Третьим 4. Четвертым 5. Пятым |
|
Какое слово лишнее в цепочке слов: источник тока, соленый огурец, соленый помидор? (Лишнего слова нет. Это все источники тока. Демонстрация действия источников)
№2. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?
|
1.Элемент, выключатель, лампа, провода. 2. Батарея элементов, звонок, выключатель, провода. 3. Батарея элементов, лампа, выключатель, провода. |
По истечении времени, отведенного для выполнения проверочной работы, учитель собирает карточки и ответы учащихся.
3. Актуализация опорных знаний
№3. А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей.
Перед вами две схемы
1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества .
Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов?
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.
2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, подсоединив к цепи источник тока, демонстрирует правильный ответ.
№4. Где надо расположить источник тока, чтобы при замыкании ключа К1 зазвенел звонок, а при замыкании ключа К2 загорелась лампа? (Рис. 3)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Источник тока необходимо располагать параллельно ветвям, содержащим звонок и лампочку.
4. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
- Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
- Закон Ома.
- Применение закона Ома.
А). Электрический ток в цепи – это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем и больше сила тока в цепи. Но действие поля характеризуется напряжением. Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Эту зависимость можно установить экспериментально.
Эксперимент показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Эту зависимость желательно проиллюстрировать графически – построить график зависимости I = f(U).
Б). Закон Ома для участка цепи можно установить экспериментально:
Существует много описаний соответствующих опытов и установок, которые можно сгруппировать следующим образом:
а) опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;
б) опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;
в) опыты с демонстрационным реохордом.
Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр. Работу проводят в группах в два этапа. Сначала устанавливают зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления проводника:
На втором этапе, не меняя сопротивления, измеряют силу тока при разных значениях напряжения на данном участке цепи. По результатам этого опыта устанавливают прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения:
I ~ U
Результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональнa его сопротивлению.
В). Применение закона Ома.
После установления закона Ома целесообразно закрепить его понимание решением соответствующих задач. Учащиеся должны из закона Ома получать производные формулы: и U = I · R.
Кроме того, необходимо научить учащихся решать комбинированные задачи с использованием зависимостей
5. Решение задач
Для самостоятельного решения в классе можно предложить следующие несложные задачи:
Задача 1 (устно)
Какое напряжение надо создать на концах проводника, сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А? (Ответ: 10В)
Задача 2
На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит?
Найдите сопротивление спирали лампы. (Ответ:12.5Ом )
Задача 3
При напряжении 220 В сила тока в резисторе равна 5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В? (Ответ: 44 Ом; 4.5 А )
6. Защита творческих проектов
За 2-3 недели до проведения мероприятия класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: выполнить проект в виде макета. На макете может быть изготовлено то, что интересует больше всего ее членов. Например, спортивный зал или красивый уголок парка. Обязательное условие – использовать в проекте электрические цепи.
Настал момент, когда каждая группа может продемонстрировать домашнее задание (3 группы.)
А сейчас мне хотелось бы вспомнить об одном ученом.
Конец XVIII века, Франция, город Лион, дом одного из коммерсантов. Немного странно, но все же заглянем внутрь. В библиотеке мы видим 14-летнего мальчика. Он в совершенстве владеет латынью, очень много времени проводит за книгами, и уже успел изучить 20-томовую энциклопедию Дидро и Даламбера. Не посещая школу, этот мальчик смог получить всестороннее образование, благодаря огромному трудолюбию и настойчивости. Этому мальчику предстоит вскоре стать всемирно известным ученым. Кто же это? И какое отношение он имеет к нам, а также империи тока.
О каком ученом идет речь?
Этим ученым является АНДРЕ-МАРИ АМПЕР.
А вспомнила я о нем не только потому, что он имеет непосредственное отношение к электричеству, но и для того, чтобы обратить ваше внимание на целеустремленность подростка, огромное желание приобретать знания. В наше время для вас созданы все условия для успешного обучения, поэтому мне хотелось Вам, мои ученики, пожелать воспитать в себе целеустремленность в достижении поставленных целей и огромного трудолюбия.
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг.
Домашнее задание:
- § 42, 44 учебника; вопросы и задания к параграфам.
- Выполнить упражнение 19 (1-4), с. 102-103 учебника.