Закон Ома для участка цепи
Цель урока: формирование и развитие у обучающихся учебных действий – компонентов совместной учебной и исследовательской деятельности по определению и применению зависимости сила тока в участке цепи от электрического напряжения и сопротивления.
Тип урока: Изучение и усвоение новых знаний.
Форма урока: Организация исследовательской и поисковой деятельности учащихся на уроке.
Целью урока является: формирование и развитие у обучающихся учебных действий – компонентов совместной учебной и исследовательской деятельности по определению и применению зависимости сила тока в участке цепи от электрического напряжения и сопротивления.
Задачи урока:
1. Мотивация учебной деятельности учащихся по усвоению следующих знаний:
- Закона Ома для участка цепи;
- Понятий об электрических величинах I, U, R и связи между ними;
- Единиц измерения электрических величин I, U, R и способов их измерения;
2. Организация учебной деятельности учащихся по овладению видами деятельности, учебными действиями:
- Работать в группах и парах;
- Совместно проводить исследование зависимости между электрическими величинами I, U, R;
- Оценивать результаты своей деятельности;
- Определять электрические величины I, U, R;
- Различать электрические величины I, U, R;
- Сравнивать значения;
- Измерять электрические величины I, U, R.
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат совместной деятельности |
3 мин |
1. Организационный этап. Мотивация |
||
Учитель: Здравствуйте! Начнём наш урок. Тему сегодняшнего урока мы сформулируем вместе с вами. Но, прежде чем говорить о теме урока, давайте вспомним какой раздел курса физики 8 класса Мы изучаем. |
. |
Создаётся мотив к познанию |
|
Перечислите темы последних уроков. |
«Электрические явления» |
|
|
На доске изображена электрическая цепь, внесите исправления
|
Электрический ток, действия тока, электрические цепи. |
|
|
Какие физические величины характеризуют процессы, происходящие в электрической цепи? |
Сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление. |
|
|
От каких факторов зависят величины I, U, R? |
I от q в единицу времени |
|
|
У меня в руках электрическая лампочка, на которой написано «4,5 В; 0,25 А» Можем ли мы ответить на вопрос каково сопротивление нити накала в рабочем состоянии? |
Нет. Мы не знаем, как связаны данные величины между собой? |
|
|
1 мин |
2. Целеполагание Вы хотите ответить на этот вопрос? |
Да. |
|
Как сформулируете тему урока? |
Связь между величинами I, U, R |
Определяется тема урока и формулируется цель |
|
Тема сегодняшнего урока – «Зависимость между электрическими величинами I, U, R» |
Установить зависимость между электрическими величинами I, U, R |
|
|
1 мин
|
3. Планирование деятельности А как в физике устанавливаются законы, что вам для этого необходимо сделать? |
Выдвинуть гипотезу, проверить гипотезу экспериментально, сделать выводы, сформулировать закон, применить закон. |
Формируется самостоятельность планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. |
Вот вы и определили для себя план действий. |
|
Совместная деятельность, направленная на достижение цели и выбор наиболее эффективных способов решения проблемы проектируется по плану |
|
15 мин
|
4. Выполнение деятельности А) установление зависимости между электрическимивеличинами I, U, R |
|
|
Какие гипотезы вы можете высказать? |
Сила тока в участке цепи зависит от напряжения приложенного к данному участку. |
Формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
|
Да, действительно такая зависимость существует |
Сила тока зависит от сопротивления участка цепи. |
||
Помните о правилах ТБ при работе электрическим оборудованием |
Вспоминают правила ТБ |
||
Работаем в группах |
Группы № 1, №2, №3 и №4 получают задания (две группы «экспериментаторов» и две «аналитиков») и опытным и аналитическим путем устанавливают зависимость |
|
|
Контролирует и наблюдает за проведением эксперимента |
Каждая группа получает свое задание, причем члены группы будут заняты разной деятельностью, распределяя «роли» (проведение эксперимента; фиксирование результатов; формулировка выводов).
|
|
|
5 мин |
Заслушаем отчеты групп |
Гр № 1, гр. № 3 Графиком зависимости силы тока от напряжения, является прямая, в математике, такая зависимость называется прямой пропорциональностью. Вывод: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка. |
|
Одна и та же физическая величина сила тока I зависит от напряжения и сопротивления. |
Вывод: сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению. |
|
|
Попытайтесь сформулировать общий вывод (закономерность). |
Общий вывод: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. |
|
|
Мы с вами сформулировали закон, который носит имя немецкого учёного Георга Ома, он впервые установил эту закономерность опытным путём |
учащиеся предлагают запись формулы |
Формирование навыка самостоятельного приобретения и переноса знаний. Работа с учебником по поиску необходимой информации. |
|
Запишите формулузакона Ома и нарисуйте треугольник, с помощью которого можно выразить одну физическую величину, через две другие. |
Записывают формулу закона Ома и зарисовывают треугольник
|
||
1 мин |
Б) работа с текстом Предлагаю самостоятельно познакомиться со следствиями из закона Ома (по тексту учебника) , сформулировать их и записать |
Учащиеся читают текст учебника стр ….. |
Формирования навыка самостоятельного переноса знаний. |
7 мин
|
В) применение закона |
Используя знак равенства и подставляя его в нужное место на треугольнике получают формулы и записывают их на доске
Да, для этого нам необходимо использовать формулу R = U/ I |
Формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; |
Проверьте свой ответ |
Проверяют ответ 18 Ом |
|
|
Г) решение задач (приложение5) А теперь предлагаю вам решить две задачи, которые вы выберете самостоятельно из 4 предложенных, задачи разного уровня сложности, а затем самостоятельно проверите их. И оцените побально.
По истечении 5 минут предлагает ответы к задачам |
Решают задачи по теме (1 уровень - 6.33, 6.34; 2 уровень – 6.42, 6.43) с последующей проверкой. Проверяют решения задач; фиксируют затруднения; оценивая работу по баллам, выставляют отметку |
|
|
3 мин |
5. Рефлексия |
||
|
Давайте подведем итоги вашей совместной деятельности. Какую цель вы определяли для себя вначале урока? |
Установить зависимость между электрическими величинами I, U, R |
|
Достигли ли вы поставленной цели? (спрашивает выборочно некоторых учащихся) |
Отвечают: да, мы установили, что Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. |
||
Что делали для достижения цели, как действовали? |
Называют виды деятельности. |
||
Обращается к обучающимся: Были ли затруднения и ошибки, какие? |
Называют и анализируют затруднения. |
||
Каковы их причины? |
Называют причины: не был внимателен, не понял…, не умею… |
||
Что вы предполагаете сделать, чтобы устранить затруднения? |
Попросить помощи у одноклассника |
||
2 мин |
6. Оценка |
||
|
Оценить, свою деятельность и результаты я предлагаю вам с помощью листов самооценки (приложение №6), определите, что вызвало затруднение. |
Заполняют листы самоконтроля и делают выводы о том, что вызвало затруднения (приложение 6) |
Формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия |
5 мин |
7. Коррекция |
||
|
Возможные коррективы проводятся на уроке. Предлагает: устранить затруднения вы можете: а) работая с консультантами по следующим вопросам:
б) самостоятельно разрешить затруднение, используя текст учебника в) попросив помощи у класса |
Работают в группах с консультантами. Работают с текстом учебника |
Формирование умения оценивать свои действия, Построение индивидуальной образовательной траектории, процесса самопознания и состояния своей деятельности. |
2 мин |
8. Домашнее задание |
||
|
Стр ….. учебника , две задачи из задачника, найти в тексте учебники или дополнительных источниках ответы на вопросы, вызвавшие затруднения. |
|
Планирование и управление деятельностью, оптимизация ритма и формы работы отработка умения использовать различные источники информации. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.