Забота человека о собственном здоровье. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока
Учебно-методический комплекс: Саплина Е.В., А. И. Саплин, В. И. Сивоглазов «Окружающий мир» для 1-4 классов («РИТМ»).
Тип урока: урок-проект.
Данный проект:
- по содержанию – практико-ориентированный,
- по продолжительности – мини-проект (1 урок),
- по комплексности – монопроект (в рамках одного учебного предмета – окружающий мир – с использованием информации из таких областей знаний как ОБЖ, экология, валеология, биология),
- по характеру контактов между участниками – внутриклассный.
Цель урока: формирование целостного взгляда на проблемы сохранности собственного здоровья и овладение практическими навыками укрепления здоровья.
Задачи урока:
- расширение представления детей о правилах личной гигиены, отдыха, рационального питания, закаливания, двигательном режиме;
- формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- приобщение учащихся к творческому сотрудничеству в ходе проектной деятельности.
Ключевые компетенции: ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о состоянии своего здоровья, выражения собственной позиции относительно вредных привычек и правильной организации жизнедеятельности согласно здоровьесбережению;
- валеологического самообразования.
Программно-техническое обеспечение: компьютер, сканер, проекционная система; издательские программы; текстовые процессоры; программа обработки изображений; программы работы с мультимедиа.
Материалы к уроку:
- лист ватмана, на котором нарисован здоровый ребенок с воздушными шарами. Этот лист разрезан на шесть разноцветных (с обратной стороны) частей («кусочки» здоровья). Каждый кусочек здоровья подписан: гигиена, правильное питание, двигательный режим, закаливание, хорошее настроение, вредные привычки;
- оргстекло, к которому будут прикрепляться «кусочки» здоровья;
- скотч;
- листы с заданиями для работы в парах;
- буклет о здоровом образе жизни на память детям;
- тетрадные листы для складывания стаканчика;
- чипсы, сухарики, кока-кола;
- вырезанные из бумаги улыбки и гримаски.
Литература:
- Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Ч.3. Практическое пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.
- Соловьева Т.А. Уроки естествознания во втором классе гимназии: / опыт развития интеллекта младших школьников в учебном процессе/– М.; Прометей, 1997. – Ч.2
- Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир», деятельностный развивающий подход. 4 кл. – М.: ВАКО, 2006
- Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: 2008
- Реализация акмеологического и валеологического подходов в интеллектуально-развивающем образовательном процессе многопрофильного лицея как важнейший фактор общеучебной успешности школьников. – Псков, 2009
Ход урока-проекта
(Проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.)
ПРОБЛЕМА
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Борисовна. Я работаю в СЭЛ №21 учителем у таких как вы третьеклассников.
Дети у меня растут добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидят и читают серьёзные книги, решают компьютерные задачи, играют в шахматы, смотрят передачи для умников по телевизору.
Они так увлекаются, что иногда забывают вовремя поесть, а на зарядку и игры на свежем воздухе у них просто нет времени.
Мои дети замечательные, я их люблю, но мне горько видеть, как они ходят, ссутулившись, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.
Сегодня я пришла к вам, чтобы вы помогли решить проблему со здоровьем моих учеников.
Почему болеют дети, если они практически не бывают на улице?
Что надо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?
(*Рассказ учителя о проблеме сопровождается показом слайдов.)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
– Вы готовы мне помочь?
– Только как практически это сделать?
– Когда я к вам ехала, думала: может, рассказ напишем? Нет слишком много времени понадобиться. Может, рисунок нарисуем? Так ведь одним рисунком не расскажем обо всем. Что делать? (Мнения учеников).
– А, может быть, рекламный щит в классе установить, а на нем все главное о здоровье написать и нарисовать?
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Надеюсь, что вы уже знаете, ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ…
– Но на всякий случай я везла вам определение здоровья, но, вынимая его из папки, случайно уронила, и все строчки перепутались, помогите восстановить, и мы сможем прочитать, что такое здоровье.
НА ДОСКЕ:
ЗДОРОВЬЕ
когда у тебя ничего не болит, |
(Здоровье – это состояние полного благополучия, когда у тебя ничего не болит, тебя не мучают плохие мысли, и у тебя хорошие отношения в семье и с друзьями.)
– Вы не первый год в школе и уже знаете, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье. А как это делать?
(Ответы детей: закаляться, тепло одеваться, хорошо питаться, спать, гулять, не сидеть много за компьютером и т.п.)
– Молодцы, вы знаете, что для того, чтобы быть здоровым, нужно приложить много усилий. Ведь наше здоровье зависит от многих факторов и условий жизни.
– Посмотрите на экран. Перед вами составляющие нашего здоровья: хорошее настроение, отсутствие вредных привычек, правильное питание, двигательный режим, гигиена, закаливание. Каждый из нас должен выполнять особые правила по всем этим направлениям.
– Предлагаю познакомиться поближе с каждой составляющей нашего здоровья и собрать из этих составляющих мозаику.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
– Итак, ребята, посмотрите на определение здоровья. Очень важно, чтобы человека не мучили плохие мысли. Ведь плохие мысли у человека вызывают страх, тревогу, панику, вселяют неуверенность, делают его подавленным. От плохих мыслей человек может заболеть и попасть в больницу.
– Наверняка, вы не раз испытывали плохие чувства. Но в больницу никто не попал. Значит, вы знаете, как с ними бороться? (Послушать музыку, поговорить с друзьями, посоветоваться с взрослыми, заняться любимым делом, хорошо выспаться, поплакать)
– Я хочу рассказать вам еще об одном способе избавления от плохих чувств. Наверняка, у вас были, а может и сейчас есть обидчики. Эти люди вызывают у вас плохие мысли, а сделать вы им плохого ничего не можете, потому что вы воспитанные и добрые. Представьте их. Я даже попробовала вам помочь, изобразила их. А теперь порвите листок с изображением обидчика на мелкие части, зачеркните ручкой, сомните сильно-сильно кусочек бумаги с изображением.
– Получилось избавиться от мыслей об обидчике?
– Справиться человеку с плохими мыслями и чувствами помогает и доброе слово ближнего.
– Предлагаю прямо сейчас улучшить настроение. Вы сидите парами. Пусть каждый из вас в паре скажет соседу доброе слово на ушко или вслух, как хочется, по моей команде.
– Молодцы! Кивните мне головой, если вы услышали от соседа добрые слова, и ваше настроение действительно улучшилось.
ФИЗПАУЗА:
– Ребята, я попрошу вас сесть в позу «кучера», расслабиться и послушать рассказ.
К мудрецу прибежал человек и говорит:
– Слушай, мудрец, должен тебе сказать, что твой друг…
– Подожди, подожди, – перебил его мудрец, – Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
– Какие?
– Первое – сито правды: то, что ты хочешь сказать, – это правда?
– Не знаю, я так слышал…
– Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, что-то доброе?
– Не знаю. Наверное, нет.
– Гм, тогда просеял ли через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?
– Нет, необходимости в этом нет!
– А, значит, – сказал мудрец, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
– Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Старайся не говорить злых слов о других, сплетничать)
– Вы правы, не зря говорят в народе: Доброе слово лечит, злое калечит.
– Итак, чтобы человек был здоровым, важно иметь хорошее настроение.
Первая составляющая здоровья человека – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
(Цветная часть прикрепляется на оргстекло)
На этой части написано:
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
послушай любимую музыку Помни! Доброе слово лечит, злое калечит. |
ФИЗПАУЗА:
– Друзья могут даже без слов улучшить ваше настроение. Я попрошу вас встать, раскрыть ладошку навстречу одноклассникам и дотронуться. Получите порцию хорошего настроения. Я вижу, что вы все улыбаетесь, значит, всё получилось. Мы стали добрее, а значит здоровее. Садитесь.
– А следующая составляющая часть здоровья – это ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
– Признайтесь честно, а вы знаете, какие привычки считают вредными?
– Сейчас мы это и проверим.
– Возьмите листочки с заданием. Прочитаем задание: поставьте «+» в окошке около полезной привычки и «-» около вредных привычек:
⓿ Сидеть долго за компьютером
⓿ Смотреть телевизор с близкого расстояния
⓿ Читать при плохом освещении
⓿ Часто проветривать комнату
⓿ Кататься зимой на лыжах
⓿ Есть много сладкого
⓿ Гулять зимой без шапки
⓿ Чистить зубы два раза в день
⓿ Перед сном много кушать и много пить
⓿ Спать на жесткой постели
⓿ Курить и употреблять алкоголь и наркотики
– Итак, давайте проверим, что относят к вредным привычкам.
- Сидеть долго за компьютером
- Смотреть телевизор с близкого расстояния
- Читать при плохом освещении
- Есть много сладкого
- Гулять зимой без шапки
- Перед сном много кушать и много пить
- Курить и употреблять алкоголь и наркотики
– Молодцы, но только знать вредные привычки – не достаточно, нужно еще вести с ними активную борьбу, стараться от них избавиться. Хотите, я расскажу вам один способ борьбы с вредными привычками?
ФИЗПАУЗА:
– Встаньте, пожалуйста, очень тихо, чтобы никто не услышал, сосчитайте свои вредные привычки, загибая пальчики. Также тихо положите их в ладошку. Крепко-крепко сожмите кулачок и зажмурьте глаза. Теперь подумайте о том, что всё, что вы перечислили, вредит вашему здоровью, и что с этим надо бороться. Скажите про себя: «Буду бороться с вредными привычками каждый день!» и фукните на кулачок, разжав его. Откройте глазки. Вы только что дали обещание бороться с вредными привычками. Значит, теперь каждый день вам придётся повторять этот ритуал и проверять, стали ли вы меньше загибать пальцев, убиваете ли вы в себе вредные привычки, тем самым укрепляете здоровье.
– А я прикрепляю на доску вторую часть нашего здоровья – ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК с напоминанием о них.
(Вторая цветная часть прикрепляется на оргстекло)
На этой части написано:
ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК:
Не сидеть долго за компьютером |
– Ребята, а какая привычка на ваш взгляд самая вредная? Почему?
– А вы курите?
– И я не курю! Мне много раз предлагали попробовать, но я умею отказывать. Хотите вас научу? Есть три способа.
Первый.
Надо посмотреть прямо в глаза тому, кто предложил сигарету, и спокойно, но очень уверенно сказать: «Нет! Я хочу долго жить!»
Давайте отрепетируем!
Второй.
На предложение закурить, надо сделать рукой решительный жест и громко сказать жёсткое «Нет!».
– Кто хочет показать этот жест? (Два человека)
Третий.
Исподлобья, опустив подбородок, презрительно сощурив глаза, сказать: «Нет! И тебе не советую!»
– Давайте, все вместе изобразим презрение к курильщику.
– Молодцы, я уверена, что вы сможете дать отказ на предложение закурить или попробовать алкоголь, наркотики. Ведь только необразованные и неуверенные в себе люди употребляют вещества, которые разрушают организм.
– Они даже считают, что курильщику хорошо, он может не стучаться к соседу, тот и так услышит, что на пороге гость.
– Догадались, почему?
– А у нас следующая составная часть здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
– Карлсон неправильно питался и попал в больницу.
– Помогите доктору отобрать продукты для правильного питания (молочные продукты, кока-кола, крупы, жвачка, овощи, фрукты, мясо, чипсы, рыба, мед, сухарики).
– Наклейте нужные картинки на «кусочек» здоровья.
– Давайте посмотрим, что у нас осталось: кока-кола, жвачка, чипсы, сухарики.
– Эти продукты очень вредны для здоровья? Но почему?
– Ребята, у вас на партах есть ещё листок голубого цвета. Такой листочек один, так как вам предстоит работать в парах. Задание: из предложенных слов составьте небольшое стихотворение.
Кока-кола, чипсов пачка
Наш желудок разрушают
Быть здоровым нам мешают
Фанта, пепси и жевачка.
– А я принесла с собой на случай, если кто-нибудь захочет перекусить на уроке, чипсы, сухарики, кока-колу.
– Что же мне с этими продуктами делать? Придется выкинуть. Но у меня рука не поднимается, кто мне поможет уничтожить вредные продукты питания? (Смелые ребята выливают кока-колу, высыпают сухарики и чипсы в урну, выбрасывают жвачку)
– Спасибо!
Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что есть.
– Итак, прикрепляем на щит «кусочек» мозаики здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
ГИГИЕНА
– Ребята, а если вредно пить пепси-колу, кока-колу, фанту, что же тогда можно пить? Какие напитки полезны для здоровья?
Минеральная вода для здоровья нам нужна:
Омывает, укрепляет и желудок очищает,
Минералами питает,
Быть активным помогает!
– Закройте глазки и представьте, что на дворе уже весна. Солнышко пригревает, ветерок обдувает. Вы всем классом отправились на экскурсию сразу после урока с портфелем за плечами. Экскурсия была интересная, но вы устали. Вам жарко и очень хочется пить. На весь класс всего одна бутылка минеральной воды, а пить все хотят. Можно ли всем пить из одной бутылки? Почему? Откройте глазки, ответьте на вопрос. Что делать?
– Можно сделать одноразовый стаканчик из тетрадного листа.
Схема на экране.
– Ну вот, у вас получились стаканчики. Предлагаю забрать их домой и провести эксперимент: проверьте можно ли из него попить.
– Итак, мы только что выяснили, что нельзя нескольким людям пользоваться одним стаканом, потому что можно заразиться инфекционными болезнями. И, придя к такому выводу, мы, таким образом, приступили к рассмотрению следующей составной части здоровья человека – ГИГИЕНЫ
– Кто-нибудь напомнит, что такое ГИГИЕНА?
– Гигиена – эта такая наука, которая занимается изучением здоровья. Главное правило для всех людей – «Чистота – залог здоровья!»
– Попрошу двух девочек выйти к доске и разыграть коротенькую сценку «Катя и Наташа».
Катя: Наташа, дай мне, пожалуйста, расчёску, я свою дома забыла.
Наташа: Извини, но я не могу тебе дать свою расчёску.
Катя: Фу, жадина!
– Ребята, кто, на ваш взгляд, прав из девочек? Почему?
– Совершенно верно! Нельзя предметы личного пользования предлагать и давать другим. У каждого должны быть свои предметы гигиены.
– Перед вами предметы гигиены. Подумайте, на какие две группы эти предметы можно разделить. По какому признаку вы это сделаете? (Предметы, которые можно одолжить другому, и предметы только личного пользования)
(На доске картинки с изображением расчёски, мыла, зубной пасты и щётки, полотенца, шампуня. Дети образуют две группы предметов с указанием признака, по которому они сделали выбор, и приклеивают их на «кусочек» здоровья)
|
|
|
* зубная паста |
|
* зубная щётка |
* мыло |
|
* полотенце |
* шампунь |
|
* расчёска |
От простой воды и мыла
У микробов тают силы!
– Новая часть здоровья – ЗАКАЛИВАНИЕ
– Два мальчика закалялись по-разному. Послушайте и скажите, какой мальчик закалялся правильно.
Артур до 3 класса рос болезненным мальчиком, часто пропускал занятия в школе. В один прекрасный день он решил: «Больше не буду болеть, буду закаляться!». И Артур стал закаляться. По утрам он ходил босиком по снегу. Перестал носить шарф и варежки. Каждый день съедал две порции мороженого. И Артур… опять заболел… Но почему?
Коля по утрам изо дня в день обливал ноги сначала прохладной водой, затем все холоднее и холоднее. А через полгода Коля принимал уже холодный душ.
– Конечно же, Коля. И вы правы, считая, что закаляться надо постепенно.
– А кроме обливания, что еще помогает закаливанию? (Плавание, занятия спортом и физкультурой)
Давайте приклеим картинки, на которых изображено, как надо закаляться
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
– Вот мы и подошли к последней части здоровья. Она будет называться ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
– Вы, наверное, устали, предлагаю подвигаться. Прошу вас встать.
– Давайте попробуем привести в норму наш позвоночник. Встаньте ровно, поднимите руки вверх, и, подымаясь на носочках, хорошенько потянитесь к потолку. Молодцы! А теперь сложите ладошки перед собой и попробуйте сделать тоже самое за спиной. Потянитесь и слегка прогнитесь.
ПРОДУКТ
– Наша мозаика здоровья собралась из «кусочков».
– Напомню, в начале урока перед нами стояли два вопроса:
Почему болеют дети?
Что надо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?
– Мы ответили на эти вопросы на уроке, разобрав значение каждой составной части здоровья? Кто подведет итог, ответит на поставленные вопросы?
– Предлагаю заглянуть на обратную сторону нашего рекламного щита.
(Учитель переворачивает сложившуюся мозаику, и с обратной стороны все видят здорового ребенка с шарами в руках.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА
– Ребята, посмотрите, из «кусочков» мозаики мы собрали здорового, жизнерадостного человека. Нам улыбается весёлая девочка с шариками.
– Предлагаю, стихотворные слова, которые появились у нас на доске подарить этой девочке, прикрепив на шарик.
(Дети приклеивают слова.)
– Какое хорошее наглядное пособие о том, как заботится о своем здоровье, у нас получилось.
– Надо бы его презентовать, прорекламировать. Вы мне поможете?
(Учитель читает стихи, а дети по его команде вставляют двустишье.)
СТИХИ
Знают взрослые и дети, Что беречь здоровье надо. Если вы вдруг заболели, Появляются преграды. Слова бывают разные: Добрые прекрасные, А бывают жгучие, Злые и колючие. Грубых слов не говорите, Только добрые дарите! Изучали на уроке Правила мы гигиены: Мыть перед едою руки Нужно всем нам непременно. От простой воды и мыла У микробов тают силы! Надо всё чередовать: Посидеть и погулять, Бегать, прыгать, веселиться, За учебником склониться. Люди с самого рождения Жить не могут без движения! |
Добрый слушай ты совет. |
– Ребята, вот такой рекламный щит поможет моим ученикам понять, что нужно самому заботиться о своем здоровье, и научит, как это делать.
– Но мне жаль забирать его, а вдруг кто-то из вас через неделю забудет все правила сохранения и укрепления здоровья… Я решила на память вам подарить маленькие фотографии нашего с вами совместного продукта труда. Эти фотографии вы сможете показать своим друзьям и близким и научить их заботиться о своём здоровье.
– Я благодарю вас за урок. Думаю, что вашу работу на уроке можно оценить на «5». Мне очень понравилось у вас в гостях. Но меня ждут с нетерпением мои ученики с вашим подарком. Я поспешу к ним.
– А вас попрошу, покидая класс, оставить на рекламном щите свое чувство, которое у вас осталось после урока, в виде губок. Если вам понравилось сегодня наша работа, у вас хорошее настроение, то прикрепите губки-улыбочки. Если же вам сегодня было неинтересно на уроке, у вас плохое настроение осталось после нашей встречи, то приклейте губки-гримасы.
– А я с вами прощаюсь, до свидания!
(*Если позволит время можно провести игру «Блиц-вопросы»)
Блиц-вопросы:
- мешают ли плохие мысли здоровью человека?
- можно ли мыть руки без мыла?
- когда нужно есть больше: во время завтрака, обеда, ужина?
- может ли здоровый и закалённый человек без одышки пробежать вокруг школы?
- можно быть здоровым без лекарств?
- в каких продуктах много витаминов?