"Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной"
Цель: познакомить учащихся с праздником – международный день языка, приобщить к изучению русского языка, его особенностей и многообразия.
Задачи:
- развивать познавательный интерес учащихся по отношению к русскому языку;
- формировать бережное, осознанное отношение к родному языку и другим языкам мира;
- развивать нравственные качества личности;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- воспитывать патриотическое отношение к языку и своей Родине.
Оформление:
- Стенгазета «Русский язык – это максимально интересно»
- Высказывания о языке
- Красочное оформление кабинета
- Музыка
Формы организации внеурочной деятельности: групповая форма. (Ученики 5-6 классов рассаживаются по местам, согласно номерам, которые получили при входе в кабинет, и получается разделение на 3 команды)
Ход мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, друзья! Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Ему всего лишь 18 лет. Этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не сможет прожить без воды, так и человек не сможет существовать без языка. С помощью языка мы думаем, передаем свои мысли и чувства, проявляем свое творчество.
Ведущий 2: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них служит человеку, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и беречь. Обратимся к тому, как называется наше мероприятие. Как вы его понимаете? (ответы учеников)
Ведущий 1: У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и, конечно, язык. Это все отличает один народ от другого. Именно это заставляет гордиться принадлежностью к тому или иному языку. А в языке передаются особенности образа жизни самого народа. Поэтому многие из них, даже самые малые, стараются всеми средствами и силами оберегать свой язык, свою гордость.
Ведущий 2: Сегодня мы с вами, ребята, окунемся в сокровищницы нашего языка, посмотрим, насколько русский язык интересен, удивителен и уникален по своему составу, форме, разнообразию.
Ведущий 1: Начинаем мы с вами мероприятие с высказываний о русском языке, без которых невозможно обойтись: сегодня отмечается Международный день родного языка. На ваших столах лежат высказывания о русском языке. Ваша задача – подготовить выразительное чтение высказываний, объяснить, что они обозначают. (приложение)
Ведущий 2: Замечательно, что начали мероприятие с разговора о роли русского языка и о его значимости. Не забывайте об этом, берегите наш язык, выражайте свои мысли красиво и обдуманно.
Ведущий 1: Итак, мероприятие продолжается конкурсом «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ».
Не только у людей, но и у слов есть свои рекорды, если подходить к словарному составу языка с количественной точки зрения. Сейчас мы обратимся к ним.
Ведущий 2: Каждая команда получает интересные вопросы, ответы на которые потребуют смекалки и сообразительности.
- Назовите слово, в котором подряд идет три буквы «е». (длинношеее)
- Назовите слово с семью буквами «о», идущими не подряд. (толково – словообразовательный)
- Назовите слова с шестью буквами «е», идущими не подряд. (перераспределение)
- Найдите два слова с четырьмя гласными, идущими друг за другом. (радиоаудитория)
- Найдите слова с тремя мягкими знаками. (обольстительность)
- Какое самое длинное трехсложное русское слово? (нравственность)
Ведущий 1: Задание оказалось непростое, но удивительно познавательное, и вы постарались с ним справиться. Переходим к следующему конкурсу-конкурс «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».
Русский язык несметно богат с точки зрения фольклора пословицами и поговорками. Это и известные нам «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Вам нужно, ребята, завершить пословицу или поговорку, при этом некоторые, наверное, будут неизвестны вам. Ваша задача – логически поразмыслить и назвать правильное завершение пословицы.
Ведущий 2: Перед вами карточки с заданиями, постарайтесь справиться с ними.
1 команда:
За чужой щекой … (зуб болит)
Еду – не свищу, а наеду… (не спущу)
Чужим умом не … (построишь дом)
Всякому овощу… (свое время)
Грибы ищут – по … (по лесу рыщут)
2 команда:
Не тужи о ржи, только... (мешок держи)
Дело верши, да не … (не спеши)
С книгой жить – век … (не тужить)
Правда глаза колет, правда… (уши дерет)
Щенок лает – от … (от больших слышит)
3 команда:
Май весну венчает, лето … (встречает)
Язык мал, а великим человеком… (ворочает)
Умную голову… (замечают смолоду)
Тесто насыщает, а место… (просвещает)
Горьким лечат, а сладким… (калечат)
Ведущий 1: Молодцы! Справились и с этим заданием. Переходим к следующему конкурсу – «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА - СИНОНИМЫ».
Ведущий 2: Какое великое множество синонимов мы можем подобрать к словам нашего языка. Возьмем слово «шагать», которое можно употребить как идти, плестись, ступить, переступать. Общий смысл фразы не изменится: изменится лишь ее оттенок звучания, но в то же время мы овладеваем лексическим богатством нашего языка.
Ведущий 1: Ребята, вам нужно подобрать синонимы к словам первого столбика таблицы, зная, сколько букв содержится в искомом слове.
Слово |
Количество букв |
Ответ |
Сражение |
3 |
Бой |
Внешность |
3 |
Вид |
Ураган |
4 |
Буря |
Противник |
4 |
Враг |
Заводь |
5 |
Затон |
Нелепица |
6 |
Абсурд |
Труд |
6 |
Работа |
Доблесть |
7 |
Героизм |
Эгоизм |
9 |
Себялюбие |
Гардероб |
10 |
Раздевалка |
Эрудит |
12 |
Интеллектуал |
Мораль |
14 |
Нравственность |
Антитеза |
16 |
Противоположение |
Ведущий 2: Убедились в том, что русский язык – один из самых богатых языков мира? Его богатство состоит не только из синонимов, но и фразеологизмов. Наш следующий конкурс «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».
Ведущий 1: Дайте толкование фразеологизмам, покажите отличное владение нашим языком.
1 команда:
Блудный сын -
Наделала синица славы –
Почивать на лаврах –
Счастливая планида выпала –
2 команда:
И волки сыты, и овцы целы –
Ода ласточка не делает весны –
Рог изобилия –
Филькина грамота –
3 команда:
Яблоко раздора –
Прописная истина –
Галопом по Европам
Ахиллесова пята –
Ведущий 2: Молодцы! Знаете, что обозначают эти фразеологизмы. Это говорит о том, что вы интересуетесь развитием нашего языка, мудрыми изречениями людей, ставшими устойчивыми. Пополняйте свой словарный запас, расширяйте кругозор, и тогда станет интереснее и радостнее учиться и жить.
Ведущий 1: Мой коллега подбодрил вас, а сейчас переходим к загадкам. Конкурс «ЗАГАДКИ». Сейчас будем зачитывать загадки, а вы называйте правильный ответ.
- Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж …(моржи). - Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит. (стрелка часов) - Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пробежит,
Там и след лежит. (карандаш) - Раз пошел я на базар
И купил там рыжий шар.
Не веселый – легкий, быстрый,
А тяжелый и душистый. (апельсин) - Зарплату не получаю,
А днем и ночью поучаю. (книга) - На доске он мелом пишет,
Подсказку с задней парты слышит,
Порой и двойку получает.
Так кто же маму огорчает? (ученик) - Он воздух очищает,
Природу защищает. (озон) - Не любитель он молчать,
Даже может заскучать,
Если держат за зубами.
Кто он, догадайтесь сами. (язык) - Долькой маленькою к чаю
За столом нас угощает. (лимон) - Всех за день я навещу,
Все, что знаю, растрещу. (сорока) - Скажи, что это за чудак?
Всегда он носит черный фрак. (пингвин) - Носил мальчик
Зеленый фонтанчик,
Стал паном –
Обзавелся кафтаном. (помидор)
Ведущий 2:Все молодцы, вспомнили загадки, окунулись в детство. Загадки также говорят о многообразии русского языка, его истоках, могут уходить корнями в глубокую древность.
Ведущий 1: Теперь поиграем в переводчиков. Конкурс так и называется «ПЕРЕВОДЧИКИ».
Ведущий 2: Вы знаете о том, что в русском языке множество слов из других языков мира. Кроме того, вы изучаете иностранные языки, поэтому без особых затруднений сможете определить, из какого языка пришли слова в наш язык.
Ведущий 1: Называю слова, а вы определяете язык заимствования.
Рулетка (французский язык); анатомия (немецкий язык); видеоклип (английский + латинский); креветка (французский); радио (английский); такси (французский); свитер (английский); пицца (итальянский); интерьер (французский); эволюция (французский); чипсы (английский); фристайл (английский); тостер (английский); пикап (английский).
Ведущий 2: Этот познавательный конкурс был для всех интересным, занимательным, а теперь последнее испытание на сегодняшнем мероприятии. Перед вами ватман с карандашами, фломастерами, гелевыми ручками. Нарисуйте на бумаге красивую зарисовку, посвященную сегодняшней тематике - Международный день родного языка. Не забудьте написать название мероприятия, конечно же, себя изобразите и выразите свое отношение к родному языку.
Ведущий 1: Замечательные плакаты получились у вас, ребята. Сегодня мы посмотрели на ваши таланты, убедились еще раз в том, что праздники о родном языке нужно и надо проводить ежегодно.
Ведущий 2: Выражаем благодарность всем, кто пришел на мероприятие, кто принял в нем участие. Завершить хочется словам поэта П.А.Вяземского (что звучали в начале):
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.