Явления природы. Окружающий мир. 1 класс. Мастер-класс
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина (г. Южно-Сахалинск) Азьмука Наталья Юлиановна.
Задачи урока:
- Дать представление о явлениях природы.
- Раскрыть значение явлений природы в жизни животных, растений и человека.
Средства обучения:
Иллюстрированный материал учебника, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Оргмомент:
Подготовка к уроку. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Мы будем говорить о уже известных вам понятиях, но и новые открытия вы тоже сделаете, если будете активны и внимательны. Готовы?/ Готовы!/
Сообщение темы и цели урока:
На доске представлены иллюстрации с явлениями природы ( радуга, дождь, гроза, молния, мороз, снег). Учитель читает загадки и предлагает детям найти иллюстрацию с отгадкой. /Ученик выходит к доске называет отгадку и показывает с ней иллюстрацию/.
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост –
Я б достал рукой до звёзд!
(радуга)
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле.
(дождь)
Пришла Маланья –
Зажглося пламя.
Пришёл Пахом –
Затрясся дом (молния и гром). Он всегда на что – то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых – молодит!
(мороз)
Вился, вился
Белый рой,
Сел на землю-
Стал горой
(снег).
На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина.
У неё теперь ангина.
(град)
(Учитель методически работает над каждой загадкой (для развития логического мышления).
(Например:
- Почему, ты решил, что это радуга?
- Почему, радугу сравнивают с мостом?
- Почему мост, семицветный? и т. д.
- Ребята, а кто может ответить, как называются все эти явления. /Дети высказывают свои предположения и после этого, учитель уточняет и конкретизирует тему и цель урока/.
Работа над новым материалом.
а) беседа о временах года:
- Ребята, какие времена года, вы знаете?/ Зима, весна, лето, осень/.
- А каким понятием, называется смена времён года?/ Явление природы/
Приложение слайд 1,2,3,4.
б) работа со слайдами:
- Какое время года изображено на картине?
- Почему ты так считаешь? По каким признакам, ты определил? /Дети высказывают свои предположения/.
работа с рабочей тетрадью стр. 41-42:
- Ребята прочитайте, задание. Что нужно сделать?/ Наклеить крону дерева так, чтобы было понятно, как оно выглядит в разное время года/.
Учитель должен предупредить ошибки. Дать алгоритм выполнения работы, и уточнить с детьми какая крона дерева соответствует определённому сезону года (стр.65).
работа с учебником стр. 94-95:
Учитель предлагает прочитать текст, который дан на стр.94.
Проводится беседа по прочитанному, с использованием иллюстраций учебника.
работа со слайдами (с 5-14):
Перед просмотром слайдов ставится вопрос: «Почему эти явления природы выделены в отдельную группу и называются стихийные бедствия?»
Просмотр слайдов и рассуждения детей на поставленный вопрос.
Учитель обобщает ответы детей, что стихийными бедствиями называются явления природы, перед которыми человек бессилен, но старается эти явления изучать.
работа с краеведческим материалом:
Учитель рассказывает о стихийных бедствиях, которые присуще Сахалинской области и НИИ г. Южно–Сахалинска, в котором изучаются явления природы и стихийные бедствия.
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что больше понравилось на уроке?
- О чём вы расскажите дома?