«Ярмарка весёлая»
Сценарий внеклассного интерактивного интегрированного праздника, смоделированного четвероклассниками для младших школьников.Малыши побывают в качестве участников весёлого праздника вместе со своими старшими друзьями,проявившими творчество,организаторские способности и знание народной культуры.
Информация об авторах:
- Учитель начальных классов Рябкова Ирина Валериевна, МОУ «Центр образования №23 «Созвучие» г. Вологда
- Учитель музыки Чернорицкая Елена Владимировна, МОУ «Центр образования №23 «Созвучие»
Учащиеся 4 класса вовлекают в ярмарочное действие учащихся 2-3 классов.
Цель: приобщение обучающихся к русской народной культуре через воссоздание ярмарочных гуляний во время Масленицы. Интерактивный праздник проводится в большом зале.
Задачи:
- Смоделировать основные компоненты русской ярмарки: раёк, балаганчики, уличные представления, карусель.
- Способствовать формированию комплексных представлений о фольклоре и его отражении в литературе, живописи, музыке.
- Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, артистизм.
- Воспитывать любовь и уважение к своей родине, культуре и традициям своего народа.
- Формировать организаторские и коммуникативные навыки в общении с младшими школьниками.
Предварительная работа: Четвероклассники с учителем музыки и знакомятся с традициями Масленицы разучивают песни, стихи, народные игры и др.;
С учителем начальных классов изготавливают перчаточных кукол для балаганчика, сочиняют рекламные стишки для предложения блинчиков, рисуют лубочные картинки к пословицам, готовят оборудование для ярмарки.
Четвероклассники вместе с родителями пекут блины с разнообразными начинками для последующего угадывания.
Оборудование: праздничное оформление зала; народные костюмы, костюм медведя, лотки коробейников, короб для Райка, ширма для кукольного представления, ленты на шесте для карусели, торгующие палатки, “чайная” c самоваром, баранками, бубликами, полотна ткани для балаганов.
Ход мероприятия
Младшие школьники сидят по периметру большого зала или свободно перемещаются по залу во время представлений, четвероклассники в народных костюмах с необходимым оборудованием по очереди выходят в центр .
Ведущий:
Здравствуйте, гости званные и желанные,
Милости просим на наш праздник!
Мы рады гостям как добрым вестям!
(Заходят Фома и Ерёма с прибауткой «Чики, чики…»)
Сценка «Фома и Ерёма»
Фома. Здорово, брат Ерема!
Ерема. Здорово, брат Фома!
Фома. Куда путь держишь?
Ерема. На ярмарку иду!
Фома. На работу — так позади последних, а как на ярмарку — наперед первых! А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Ерема. Кума сказала!
Фома. А кума откуда знает?
Ерема. Кума все знает, что на свете, делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома. Бывал!
Ерема. Велика?
Фома. Не мерил!
Ерема. Сильна?
Фома. Не боролся!
Ерема. А кого ты на ярмарке видел?
Фома. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у ней узенькие, а лоб широкий!
Ерема. Это ведь медведь был.
Фома. Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема. Да это волк!
Фома. Все ты, брат, говоришь не втолк! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.
Ерема. Это же заяц!
Фома. Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает!
Ерема. Да это ведь горностай! И байки, брат Фома, сказывать-то перестань1 Давай-ка, веселую песню споем!
(Заходят дети. Поют р.н.п. «Светит месяц». В руках у них лотки с товаром. Они выкладывают товар на приготовленные столы, раздают гостям конфетки.)
В центре стоит Раёк (обклеенная коробка высотой 150 см и шириной 70 см с вырезанным овалом для лица). Раёшник вставляет в заднюю стенку лубочные картинки к пословицам.)
Раёшник:
Покалякать здесь со мной подходи, народ честной,
И парни, и девицы, и молодцы, и молодицы,
И купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи.
Покажу вам всякие картинки: и господ и мужиков в овчинке.
А вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте,
Яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите,
Да карманы свои берегите! Облапошат!
Я принёс вам картинки не простые, а заумные. На каждой картинке – пословица или поговорка.
Ведущий в русском костюме: Да как это считать?
(Дети по вызову раёшника подходят к райку, смотрят в окошечко, отгадывают пословицу на листе лубочной картинки. В качестве приза получают конфетку.)
Зазывала – 1:
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд! Считайтесь все подряд!
(Дети рассчитываются музыкальными считалками «Тарара ли, тарара», «По селу идет Иван» на две команды. Игры «Перетягивание каната», «Бег в мешках». Эти игры организует ведущий.)
Зазывала – 1:
Праздника весёлого ждёт честной народ,
Чтобы с песней русскою встать всем в хоровод.
Из друзей, подружек цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит плавным ручейком.
А сейчас поиграем в «Мак» (Дети играют в хороводную игру «В маки»)
Зазывала – 2:
Сюда! Сюда! Представление начинается! Все приглашаются!
Стой, прохожий! Остановись! На нашего Петрушку подивись!
Кукольный балаганчик Петрушки
Четвероклассники и младшие ребята подходят к ширме, встают рядом, присаживаются на коврик .
Петрушка (входит): Музыкант, ты здесь?
Музыкант: Здесь.
Петрушка: Я пойду гулять.
Вбегает собака и кусает его за руку и за нос.
Петрушка: Барбос, пусти мой нос! (собака убегает) Музыкант, кровь идёт с носу?
Музыкант: Идёт.
Петрушка: Давай скорей доктора французского, а то я умираю, через три года умру. (Падает на ширму) Умер! (Лежит)
Входит Доктор.
Доктор: Я господин доктор, лекарь, с-под Каменного моста аптекарь. Лечить умею, в три дни морить поспею. Ко мне приводят живых, а я на тот свет отправляю мёртвых. Эй ты, больной, вставай!
Петрушка: Я умер.
Доктор: Разве мёртвые говорят? Ведь ты больной! Вставай!
Петрушка: Я не могу.
Доктор: Где в тебе болит?
Петрушка: Голова.
Доктор: Обрить догола, череп снять, кипятком ошпарить, поленом дров ударить, и будет голова здорова.
Петрушка: Я не поросёнок.
Доктор: Это лекарства такая. Что ещё болит? (Поднимает Петрушку)
Петрушка: Потише, потише!
Доктор: Теперь укажи, где болит?
Петрушка: Собака Барбос откусил мой нос.
Доктор (смотрит нос): Я вам поставлю маленький пластир. Называется по-французски, по-латыни – поко де пепо де писипиримпи и пампарампа. Намазать на тряпочку, положить в нос, и нос будет здоров.
Петрушка: Как же, господин доктор? Нос на тряпочку, тряпочку на пластирь, и нос будет здоров?
Доктор: Пластир на тряпочку, тряпочку на нос. Позвольте за визит.
Петрушка: Что такое висит? Здесь ничего не висит.
Доктор: Я говорю – за визит, а не висит.
Петрушка: Сколько вам за визит?
Доктор: Два рубля.
Петрушка: Какие вам деньги нужны – круглые, длинные или берёзовые?
Доктор: Разве есть берёзовые деньги?
Петрушка: Есть в лесу.
Доктор: Что такое говоришь?
Петрушка: Сейчас принесу (Уходит, приносит палку, ударяет Доктора)
Доктор: что это такое?
Петрушка: Это берёзовые деньги. (Бьёт) Руб, два, три. (Доктор убегает)
Петрушка: Теперь я сам доктор.
Два мальчика, один из них переодет медведем, проходят в центр толпы.
Поводырь с медведем
Поводырь:
Расступись, народ честной,
Идёт медведюшка со мной!
Медведь кланяется низким поклоном, то вперёд, дотрагиваясь до полу, то всем собравшимся на все четыре стороны.
Поводырь:
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Поводырь (подаёт медведю гармошку): Покажи, как ты петь умеешь.
Медведь начинает играть на гармошке. Поёт беззвучно, широко раскрывая рот.
Поводырь: Больно тихо ты поёшь. (К зрителям) А вам слышно?
Зрители: Нет!
Поводырь: Попросите медведюшку, пусть громче споёт!
Дети просят медведя петь громче. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть и реветь, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармошку. Медведь кланяется.
Поводырь: А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!
Медведь садится на пол, трёт себе щеки, причёсывается, а другой рукой как будто держит зеркало.
Поводырь: А как, Миша, малые дети любят горох воровать?
Медведь ползёт в сторону, плюхается.
Поводырь: А как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, только руки обожгла.
Медведь лижет себе лапу, мотает головой, охает.
Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!
Медведь надевает на голову косынку и берётся за её концы. Под музыку русской народной песни «Из-под дуба из-под вяза» пляшет. С окончанием пляски садится на пол. (Зрители хлопают).
Поводырь: А знаете, ребята, Мишка счастье приносит. Если девица до пятки Мишки дотронется, то замуж выскочит отлично.
(Девочки пытаются дотронуться до пятки медведя, он уворачивается, но кому захочет – позволяет)
Поводырь: Если молодец до носа прикоснётся – богатым будет.
(Аналогично играют с медведем.)
Поводырь: А кто до зада Мишкиного доберётся, ему счастье живо улыбнётся. Будет умным, сильным и красивым, и от всех невзгод судьбой хранимым (играют с медведем)
Поводырь: Уж Мишутка утомился, и народу поклонился.
Медведь кланяется, берёт у поводыря шапку и обходит с ней зрителей. Ребята кладут конфетки.
В центр зала входят коробейники. Ребята в народных костюмах. Яркие короба, сделанные своими руками, держаться на шее при помощи ярких лент. В коробах блинчики с разными начинками. Ребята по очереди выкрикивают народные и собственные рекламные стишки, угощают блинчиками. Малыши пробуют блинчики, угадывают начинку и получают в качестве приза конфетки.
Зазывала – 3:
Всех зазываем! Всех приглашаем!
Глядите, не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте! По дешевке покупайте!
Продавец – 1:
Уж наш-то товар получше вашего будет!
Хвастать – не косить! Спина не заболит!
Продавец – 2: У нас товар без обману!
Продавец – 3: И наш без изъяну!
Продавец – 4:
Эй, кто там, не зевай, на товар налетай!
Денежки на стол, товар на престол.
Продавец – 5: Тары – бары – растабары! Расторгуем все товары!
Собственного сочинения:
Продавец – 6: Блинчики-вкусняшки! Подбегай, первоклашки!
Продавец-7: Ты попробуй мой блинок-будешь миленький дружок!
Продавец-8: Если начинку угадаете ,то конфетку получаете!
Покупатель:
Торговаться мы устали, ленты яркие достали
Сели мы на карусели, полетели, полетели,
Сто знакомых встретили, на поклон ответили.
Карусель-колесо
Выносится шест с длинными цветными лентами. Ребята берутся за ленты и идут слева направо или в противоположных направлениях. Если желающих покружиться много– можно подключить мальчишек. Они протягивают ленты через шею и превращаются в лошадок для первоклассников, двигаются также по кругу.
Когда все желающие покружились появляются балаганные деды . Они встают в разных углах зала и показывают фокусы или шутки.
Балаганный дед – 1: Для ваших карманов столько понастроено балаганов Веселись, веселись, у кого деньги завелись!
Балаганный дед – 2: Эй вы, скупые алтынники, вынимайте-ка свои полтинники и гривны. Сейчас увидите дела дивны.
Весёлые балаганчики «Вокруг света», «Египетская тьма».
«Вокруг света»
Приглашаются зрители. Они платят за вход. Встают в колонну и берутся за руки. Их вводят в балаганчик. На середине стоит табурет, на нём стоит зажженная настольная лампа. Зрителей обводят вокруг лампы. Балаганный дед громко кричит: «Путешествие «Вокруг света» окончено.»
«Египетская тьма»
Приглашается несколько желающих, выключают свет или набрасывают тёмное покрывало. Ведущий объявляет: «Наступила самая тёмная ночь, какая была в Египте при фараонах. Представление окончено. Выходите».
Покупатель – 1: Мы по ярмарке ходили, покупали, торговались…
Покупатель – 2: Развлекались и смеялись…
Покупатель – 3: Деньги все истратили…
Вместе:
Всем – привет, приятели!
Будем ждать другую ярмарку такую.
Тимошка:
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай, уж ты, кумушка, встречай (ставит на стол самовар)
Девочка – 1: Напекли мы для гостей много разных сладостей.
Девочка – 2:
Тары – бары, растабары, выпьем чай из самовара.
С сухарями, с кренделями, с бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками.
Девочка – 3:
Угощение берите, чаем запивайте
Нас добрым словом вспоминайте!
(Все приглашаются на чаепитие.)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.