"Я люблю русский язык"
Цель мероприятия: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету, привитие любви к языку путем повышения общей языковой культуры учащихся;
Задачи мероприятия:
- Расширить, углубить и дополнить знания учащихся о русском языке;
- Мотивировать учащихся на самостоятельный поиск дополнительной информации по русскому языку, работу с учебной книгой, словарями – справочниками, Интернет – источниками;
- Сформировать творческую активность учащихся (желание выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы)
Форма организации деятельности детей: школьный праздник массового характера.
(Мероприятие ведут три пары ведущих, периодически сменяющих друг друга)
Ход мероприятия
– Звучит музыка, на сцену выходит первая пара ведущих
Ведущий 1: Здравствуйте! Мы приветствуем в этом зале всех учащихся и учителей, всех знакомых и незнакомых, детей и взрослых, всех серьезных и веселых!
Ведущий 2: А давай вначале и узнаем, у кого какое настроение!
Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами!
Если у вас есть собака – погладьте по голове рядом сидящего с вами человека!
Если вы любите шоколад – оближите губы!
Если у вас есть друг – то улыбнитесь!
Если вы умеете разговаривать на нескольких языках – помашите высоко руками!
Настроение в зале у всех отличное! И мы начинаем наш праздник!
Ведущий 1: Друзья, никто не будет спорить, что именно язык является главным богатством человека, важнейшим средством нашего общения. В современном мире насчитывается более двух тысяч языков, но сегодня речь пойдет о русском языке.
Ведущий 2: Великий классик русской литературы 19 века Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 1: Великий, могучий, правдивый, свободный – и эти меткие характеристики о языке можно продолжать до бесконечности. Но вот беда, многие современные ученики не разделяют взглядов великого классика, считают русский язык очень трудным, а предмет в школе скучным и неинтересным.
Ведущий 2: А мы сейчас развеем ваши убеждения по поводу трудности русского языка! Не верите, тогда слушайте внимательно!
– Звучит музыка, на сцену выходят учащиеся
Первый ученик: Вы все ещё думаете, что русский язык самый сложный язык в мире? Вы ошибаетесь! На самом деле самый сложный язык для изучения — БАСКСКИЙ. Он настолько сложный, что во время Второй мировой войны его применяли в качестве надежного шифра!
Второй ученик: Досчитать до трех на НИВХСКОМ языке (распространен в северной части острова Сахалин) — непростая задача. А всё потому, что нивхские числительные звучат по-разному в зависимости от того, что считают: лыжи, лодки или связки вяленой рыбы. Вы только подумайте, в этом языке 26 способов счета!
Третий ученик: В ТАБАСАРАНСКОМ языке, одном из официальных языков Дагестана, существует 48 падежей. Смею заметить, что у нас их шесть. А в ЭСКИМОССКОМ языке насчитывается 63 формы настоящего времени и 252 окончания простых существительных
Четвертый ученик: Чтобы научиться переводить тексты на САНСКРИТЕ, человеку потребуется изучать этот язык не менее 12 лет!
Пятый ученик: В языке североамериканского индейского племени ЧИППЕВА 6 000 глагольных форм — больше, чем в любом другом языке мира. А про АБАЗИНСКИЙ язык, распространённый в Карачаево-Черкесии, говорят: не зная его с детства, овладеть им в зрелом возрасте почти невозможно. А всё из-за чрезвычайно сложной фонетики.
Шестой ученик: Наиболее полный словарь КИТАЙСКОГО языка содержит более 87 000 иероглифов, каждый из которых обозначает свой слог. Самым сложным является архаичный иероглиф «се» (болтливый), состоящий из 64 чёрточек, а из использующихся в настоящее время — иероглиф «нан», который содержит 36 черточек и означает «заложенный нос». Ну что, ребята, вы все ещё думаете, что выучить русский язык очень сложно?
Ведущий 1: Друзья, а теперь немного юмора. Сценка «Несуразные вещи»
– Звучит музыка, на сцену выходят двое учащихся
— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несёшь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел...
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет...
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что...
— А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И — ничего, симпатичная?
— Красивая! Зелёная такая...
— То есть как?
— Зелёного цвета.
— Постой, постой... Это что же: у неё... волосы, что ли, зелёные?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...».
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зелёная такая... Там арка нарисована.
— Ага, всё-таки нарисована Тамарка! Так бы и говорил!
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда.
— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя...
— Да! Стой! Стой!
— Ну, что ещё?
— Привет передай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Ведущий 3: Мы продолжаем вместе изучать русский язык. А теперь наша традиционная рубрика «Это интересно!»
– Звучит музыка, на сцену выходят учащиеся
Первый ученик: Ребята, сенсация! Дурак – то вовсе не дурак!
В русских родословных 14 – 15 веков в составе имен часто встречается слово «дурак», причем написанное с большой буквы: князь Федор Семенович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин и т.д. Интересно, что именно в таком употреблении слово «дурак» впервые и зафиксировано в русском языке. Тогда оно не было обидным, обозначая младшего ребенка в семье. Первого часто называли первак, затем шли вторак, третьяк, а самый младший был другаком, впоследствии изменившимся до дурака. А вот в привычном нам значении слово дурак стало употребляться только в 17 веке.
Второй ученик: Не менее интересна история появления ещё одного не совсем безобидного слова. Слово «негодяй» появилось примерно двести пятьдесят лет назад. Так называли молодых парней и мужиков, которые не подлежали призыву в армию, а посему не участвовали в рекрутских наборах и не могли быть отданы в войско. Это были люди с различными физическими дефектами, а также так называли единственных сыновей в семье.
Третий ученик: А вот выражение «Покажу, где раки зимуют» появилось на Руси так.
По первой версии на Руси в древние времена за тяжкие преступления существовала казнь, она носила название «Посажение в воду». На водоёме рубили прорубь, и приговоренный к казни с привязанным грузиком на шее отправлялся на дно, как раз туда, где раки зимуют. По второй версии одним из любимых блюд на званых обедах у помещиков считались раки. Гурманы утверждали, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р», то есть с сентября по апрель. А ловлей раков занимались, конечно же, крепостные, для которых такое занятие в зимние месяцы оказывалось настоящим наказанием.
Четвертый ученик: А вот когда набирали детей в труппы крепостных театров, то те из них, на чьих ушах при рождении медведи исполнили цыганочку с выходом, получали ярлык «ne shantre pas», что означает «петь неспособные». После этого их распределяли в девичью, на конюшню, на скотный двор либо же отпускали с миром к родителям — приучаться к сельскому труду. Но, видимо, смутное чувство обиды заставляло их запомнить, что слыть шантрапой как-то несолидно. Так и осталось это слово в памяти народной.
– Звучит музыка, на сцену выходят ведущие
Ведущий 4: Друзья, мы предлагаем вам немного поиграть.Отгадайте, какие русские народные пословицы скрыты за научными терминами! Итак, игра «Умные пословицы»!
– Ведущие по очереди читают пословицы. Ребята в зале предлагают свои отгадки.
– Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых (Цыплят по осени считают)
– Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность (Бабушка надвое сказала)
– Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности (Вилами по воде писано)
– Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы (Баба с возу – кобыле легче)
– Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг (Горбатого могила исправит)
– Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности (Дурака работа любит)
– Солипсизм домашней птицы по отношению к нежвачным млекопитающим отряда парнокопытных (Гусь свинье не товарищ)
– Антропоморфический подход к созданию брачной ячейки (Кому и кобыла невеста)
– Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке (Волос долог, да ум короток)
– Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами (Уговор дороже денег)
– Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов (Дуракам закон не писан)
– Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов (Кашу маслом не испортишь)
– Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта (За одного битого двух небитых дают)
Ведущий 4: Молодцы! Здорово, что в нашей школе так много находчивых, умных и веселых ребят! А теперь вашему вниманию предлагаем забавное стихотворение! Такое вы точно никогда не слышали!
– звучит музыка, на сцены выходит чтец
В худой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон,
И вижу над собою синий небо,
Лохматый облак и широкий крон.
Я дома здесь, я здесь пришел не в гости,
Снимаю кепк, одетый набекрень,
Веселый птичк, помахивая хвостик,
Насвистывает мой стихотворень.
Зеленый травк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется рука,
И я шепчу дрожащие губами:
«Велик могучим русский языка!»
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь брежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфоэпический словарь.
Ведущий 5: Ну что, друзья, продолжаем вместе изучать русский язык?
– Звучит музыка, на сцену выходят учащиеся
Первый ученик: Знаете ли вы, что все слова с буквой «Ф» в русском языке – заимствованные. Пушкин, будучи большим патриотом русского слова, гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот. Также интересно, что в русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнят лишь слова йод, йог и город Йошкар-Ола. В русском языке есть слова, начинающиеся и на букву «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль. Кстати, кто может назвать слово с тремя буквами «Е», находящимися рядом? (змееед, длинношеее)
Второй ученик: Слова тоже могут стать рекордсменами! В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо слово «рентгеноэлектрокардиографического», а в издании 2003 года слово «превысокомногорассмотрительствующий». В «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка 2003 года самое длинное слово – это прилагательное «частнопредпринимательский». Оно состоит из 25 букв.
Третий ученик: Самыми длинными считаются глаголы – «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все по 24 буквы) Самые длинные существительные – «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы) Самые длинные одушевлённые существительные – «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве) Самое длинное наречие, фиксируемое словарём, – «неудовлетворительно» (19 букв) Самое длинное междометие, включённое в «Грамматический словарь», – «физкульт-привет». Слово «соответственно» — самый длинный предлог и самый длинный союз одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.
Ведущий 5: Знаете ли вы, что по речи всегда можно догадаться, в каких отношениях человек состоит с языком? А ещё, говорят, по речи можно легко определить, какой предмет учитель преподаёт в школе: математику или литературу. Не верите? Ну что же, несколько опознавательных признаков, которые окончательно убедят вас в этом.
– Ведущие 5 и 6 по очереди читают признаки «настоящего» филолога
- Вы девочка.
- В то время, как обычные девочки обсуждают, сколько ещё детей усыновят Джоли с Питтом, вы выясняете, а был ли Шекспир реальным историческим лицом и кто подстроил дуэль Пушкина с Дантесом.
- Даже если вы мальчик, глубоко в душе вы всё равно девочка.
- Если вы учитель, вы понятия не имеете, как попали на филфак. Вообще-то, вы шли поступать на журналиста. Или на историка. Или просто вышли в магазин за хлебушком. Короче, вы правда не знаете, как вы очутились на филфаке.
- Но вы точно знаете, чем Тютчев отличается от Фета.
- Вы ненавидите Толстого.
- В глубине души вы очень жалеете, что заложенная Гоголем традиция сжигать книги не прижилась среди писателей.
- Вы знаете как минимум десять латинских крылатых фраз. Вы пытались их забыть, но есть вещи, которые не забываются.
- Лысый семидесятилетний преподаватель глухой на оба уха для вас не старая развалина, а интересный мужчина.
- Ваши родители, знакомые и родственники дают вам проверять свои письма на предмет орфографических и грамматических ошибок. Вы много раз советовали им проверять всё в Word, но компьютеру они доверяют явно меньше, чем вам.
- Сто процентов, что даже ваш малолетний сосед-гопник уважительно снимает перед вами свою замызганную кепку.
- Никто из вашей семьи не знает, в кого вы пошли такая. Ни один из ваших родственников не желает признаваться, что это от него вы унаследовали свои филологические особенности.
- В какой-либо период своей жизни вы обязательно пытались писать. Эти пробы пера могли быть стихами про первую любовь или сказками о розовой гелевой ручке, да и вообще чем угодно. И втайне вы всё ещё гордитесь своими опусами.
Ведущий 1: Конечно, опознавательные признаки настоящего филолога – наша шутка. А если серьёзно, то, согласитесь, к русскому языку как предмету невозможно относиться равнодушно. О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами, русский язык в Беларуси является вторым государственным языком, важнейшим средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль во всей многообразной жизни нашей планеты.
Ведущий 2: Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»
Ведущий 3: И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...
Ведущий 4: На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн…
Ведущий 5: Русский язык является одним из шести официальных языков ООН. И наш долг – любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык. Заканчивая наш классный час, хочется ещё раз сказать словами классика русской литературы Александра Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью».
Ведущий 6: Учите русский язык, любите его и сохраняйте! Успехов вам, друзья, в конкурсах и олимпиадах, на контрольных диктантах и проверочных работах, а нашим одиннадцатиклассникам – на централизованном тестировании. До новых встреч! Спасибо за внимание!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.