Выучить за один вечер: как помочь школьнику полюбить поэзию?
Когда от заучивания даже самых красивых стихотворений сводит скулы, полюбить поэзию всей душой почти невозможно. Учитель начальных классов и почетный работник образования Москвы Елена Волкова рассказала о простых шагах, которые помогут школьнику понять смысл поэтических строк и выучить стихотворение наизусть — без нудной зубрежки и потраченных впустую нервов.
Изображение: School photo created by user18526052 - www.freepik.comКто-то с удовольствием считает в уме и легко решает математические задачи, другие как завороженные наблюдают за физическими процессами и пытаются их объяснить. А вот к изучению поэзии ребята порой приступают с неохотой. И это не про лень, а про непонимание смысла поэтических строк и страх, который неизбежно сопровождает каждое выступление у доски.
Немного статистики: в месяц дети заучивают 4 стихотворения, в год — 36, за четыре года начальной школы — 144, а за 11 лет обучения — 1584. Не так уж и много. А еще помогут освоить ораторское искусство и научиться правильно себя презентовать.
В жизни мы сталкиваемся с таким количеством авторов, что порой не можем вспомнить имя хотя бы одного. Если интерес к чтению книг не развит с детства, . Выход есть, причем простой как все гениальное — цифровой сервис «Учим Стихи». Его задача — в игровой и познавательной форме приобщить школьников к поэзии, а родителям и педагогам — облегчить процесс обучения.
После регистрации ученику будут доступны 300 стихотворений из программы для дошкольников и учеников с 1 по 11 классы. Сервис говорит на одном языке со школьниками — интерфейс интуитивно понятен, алгоритмы заучивания стихотворений удобные и простые, каждый сможет найти свой.
Стихотворения в цифровом сервисе «Учим стихи» сопровождаются фотографиями и аудио. Чтобы анализ произведения перестал быть скучным занятием, ко всем произведениям даны развернутые пояснения с учетом возрастных особенностей детей. Алгоритмы, ориентированные на разные виды памяти, помогут ребятам по-новому, более осмысленно, заучивать стихи наизусть.
В сервисе приводятся разные формы работы со стихотворением с использованием аудио и иллюстраций, пояснений к словам. Есть даже возможность распечатать текст — на случай, если ученик забыл взять с собой книгу, а текст нужен именно в бумажном формате. На платформе «Учим стихи» настроен удобный интерактивный поиск по классу, автору, названию, теме и событию.
«Учим стихи» помогает преодолеть сложности с пониманием текстов — механическое заучивание без погружения в смыслы и, как следствие, полное отсутствие интереса к произведениям.
Для максимального удобства добавлена строка поиска: фильтруйте стихи по фамилиям авторов, названиям произведений, классам и периодам творчества поэтов. Если текст нужен в бумажном формате, распечатайте его прямо из сервиса.
Чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик на содержание, читать стихотворение нужно выразительно, с чувством, грамотно расставив акценты. Немаловажную роль играет и музыкальное, визуальное сопровождение. Поэтому на платформе «Учим Стихи» каждое произведение сопровождают картины художников и аудиодорожки, озвученные профессиональными чтецами.
Осмыслить творчество поэтов помогут всплывающие подсказки с комментариями и объяснениями трудных слов. Одно стихотворение можно учить по-разному — техники заучивания помогут выбрать подходящий вариант и ускорить запоминание.
Организуйте литературную гостиную прямо на уроке. Сначала включите аудиоверсию стиха, обсудите ее вместе с ребятами, а после подключите их к повторению строк.
Пусть ученики попробуют скопировать интонации чтеца, подыграют себе жестами и мимикой — чем активнее, тем веселее! Детям будет проще изучить произведения на практике, поделиться впечатлениями друг с другом, уточнить значение непонятных фраз и даже поставить голос. В итоге механическая зубрежка — та самая ненавистная домашка — станет занимательной и красивой игрой.
Превратите урок или домашнее задание в конкурс. Зачитайте несколько строк или все стихотворение целиком, предложите угадать иллюстрацию или воссоздать в воображении обстановку, где развиваются события. Какие эмоции сопровождают эти прекрасные строки? Может быть, слышен шелест осеннего леса, крик чаек у моря или чаепитие на уютной веранде — предоставьте детям возможность пофантазировать. В будущем они на автомате станут запоминать стихи, руководствуясь возникающими ассоциациями.