Вырезаем и сравниваем
Знакомство с симметрией на уровне наглядных представлений. Развитие пространственных представлений.
Формировать представления о симметричных фигурах и оси симметрии.
Формировать умение вырезать симметричные фигуры из сложенного листа бумаги.
Определять опытным путём (с помощью сгибания) число осей симметрии у квадрата.
Определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба; обсуждать число осей симметрии у этих фигур.
Формировать умения наблюдать, выявлять практическим способом симметричность геометрических фигур.
Развивать пространственные представления, внимание, логическое мышление, математическую речь учащихся.
Вырезание симметричных фигурок из сложенного листа бумаги
наблюдение симметричности предметов и фигур
определение осей симметрии предметов и геометрических фигур
определение геометрической фигуры по изображению её половины
копирование изображения половины квадрата и прямоугольника в тетради, построение геометрических фигур относительно оси симметрии.
Геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием (анимацией). Учитель предлагает ученикам посмотреть видео, на котором показана последовательность вырезания симметричной фигурки (колокольчика) из бумаги. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Практическая деятельность учащихся, способствующая формированию представлений о симметричных фигурах. Слово «симметрия» не вводится. Для каждого учащегося нужно заранее подготовить лист бумаги, ножницы и карандаш. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся называют изображённые предметы, отмечают рисунки, на которых предмет разделён линией на две равные части. Можно обратить внимание учеников на то, что все рисунки можно разделить на две одинаковые части, но нужно рассматривать только линии, проведённые пунктиром. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Практическая деятельность. Учащиеся рисуют предложенные фигурки, вырезают их из сложенного листа бумаги и формулируют вывод на основе наблюдений: если сложить фигурку точно по линии сгиба (пополам), то её части совпадут (будут одинаковыми). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся находят вторую половину для каждого изображения и составляют рисунок полностью. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся вырезают квадрат со стороной 8 клеток. Учитель предлагает согнуть квадрат по изображённым на рисунке линиям (1 и 2) и назвать фигуры, которые получились (треугольник и прямоугольник). Затем ученики определяют, как ещё можно согнуть квадрат, чтобы его части совпали. Всего в квадрате существует четыре линии сгиба пополам. Количество способов согнуть квадрат так, чтобы его части совпали, соответствует количеству его осей симметрии (вводить это понятие не нужно). Дети находят способы решения, ориентируясь на зрительное восприятие. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся отмечают рисунок, на котором квадрат разделён на неравные части. Учитель предлагает представить, какие части получатся, если согнуть квадрат по изображённым на рисунках линиям (одинаковые или разные). |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Можно предложить учащимся выполнить задание, используя разрезной материал или заранее подготовленные фигуры. Учащиеся сгибают геометрические фигуры разными способами так, чтобы их части совпали. Первая фигура имеет одну ось симметрии, поэтому её можно разделить на две одинаковые части только одним способом. Круг можно разделить на две равные части, сложив его по любой прямой линии, проходящей через центр (у круга бесконечное количество осей симметрии). Прямоугольник можно разделить на две равные части двумя способами (две оси симметрии). Ромб делится на равные части четырьмя способами. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся называют изображённые фигуры и отмечают те из них, которые разделены линией на одинаковые части. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между рисунком половины геометрической фигуры и её полным изображением. Учащиеся соединяют рисунки линиями и называют фигуры: квадрат, круг, ромб, пятиугольник. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Учитель предлагает учащимся скопировать в тетрадь изображённые половины геометрических фигур и дорисовать их до целого изображения. Должны получиться две фигуры — квадрат и прямоугольник. |