Статьи
Предшкольная пора
Предшкольная пора
Тропинки
Психология и педагогика
Внучка Выготского: 12 историй о детском садике
Все счастливые семьи с дошкольниками похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему. Елена Евгеньевна Кравцова, внучка Льва Семеновича Выготского, о детях, воспитателях, родителях и о том, почему все они должны работать над детством вместе.
02 ноября 2017
Дошкольный период – один из самых важных, если не самый важный в развитии ребенка. Вместе с этим дошкольное образование не лишено проблем. Елена Евгеньевна Кравцова, внучка Льва Семеновича Выготского, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, – о детях, воспитателях, родителях и о том, почему все они должны работать над детством вместе.
Появляется очень много программ, сказать, насколько они хорошие или плохие, я не могу, ведь все упирается не в конкретную программу, а в то, чему и как мы учим наших детей.
В 1935 году вышла маленькая книжка, к сожалению, в среде дошкольных педагогов и психологов не столь известная, называлась она «Умственное развитие детей в процессе обучения». И в одной из статей Выготский озвучил проблему, которая беспокоит нас до сих пор: «Не дай Бог возникшие недавно (речь о 1930-х) школы для маленьких превратятся в маленькие школы».
И что мы имеем сейчас? Детские сады стали не маленькими школами, а большими. У нас есть разделение детей по возрастам, разделение по уровню подготовки и способностям. У нас есть режим дня и разделение занятий по предметам. В детском саду – по предметам. А потом начинается: «Господи, почему у них нет межпредметных связей!?»
По данным самых разных авторов, около 70% детей 8-го года жизни к школе не готовы. Речь даже не о семилетках. Мы сами провоцируем детей на неудачи, на их нежелание учиться, на коммуникационные и образовательные проблемы тем, что заставляем их делать то, к чему они не готовы.
История первая. Про параллелепипед
Детский сад. Дети, как на линейке, четко отвечают про устойчивость, параллелепипеды, трапеции и пирамидки. Сердце радуется. А потом я сталкиваюсь с ребенком в группе, который пытается пирамидку положить в основание своей фигуры. Спрашиваю, что он делает, разве это правильно. Ведь только что этот же мальчонка отвечал про основания и параллелепипеды. А ребенок… делает вид, что не слышит. Это такая защитная реакция у дошкольников: они не слышат того, что слышать не хотят. О чем история? О том, что мы даем что-то дошкольнику, но эта информация не несет в себе ничего для развития ребенка.
История вторая. Про фасоль
Эту историю мне рассказала одна мама. И она про разделение, которого в голове у наших детей быть не должно. Никак у сына-первоклассника не получалось осилить таблицу умножения. Тогда она взяла фасоль и стала объяснять на ней. Ребенок выдал:
– Мама! Ну так это – задача, а это же – жизнь!
Лев Семенович выделяет два типа обучения. Обычно все говорят про прямое и косвенное, ну это и понятно, так учат. Но у Выготского есть два других типа: обучение спонтанное и обучение реактивное.
В определенном возрасте ребенок получает возможность превращать «чужое в свое».
История третья. Про Тома Сойера
Вы ведь помните, как тетя Полли заставила Тома красить забор в наказание? И что он сделал? Выставил наказание как привилегию, красил забор так, будто бы это было важным и ответственным делом. В итоге другие дети попросили дать покрасить забор и им тоже. И даже давали что-то взамен.
Вот это – пример детской уникальной способности превращать «чужое» в интересное и «свое».
Итак, если вам удастся превратить реактивное в спонтанное – вы победили. Огромное количество западных программ работает по таким планам и схемам. Но планом все не решишь, нужна импровизация.
История четвертая. Белые мишки живут на Севере
Возьмем обычную тему «Кто живет на Севере?». Если вы просто расскажете об этом ребятам, то они воспримут все это очень обрывочно: кто-то запомнит только про белых мишек, кто-то про снег и холод, а уже через несколько дней все забудется.
Что сделали мы.
В группе появляется… игрушка. Белый Мишка. Но, чур, только такой, которого сто процентов нет дома у детей, то есть изготавливается самостоятельно. Задача взрослого – сделать так, чтобы дети с этим Мишкой гуляли, рассказывали ему истории, показывали ему друзей и играли. В итоге у нас получилось так, что дети сами решили: «Мы едем на Север». И поехали. И Мишка им сам все рассказал. Ну, правда, воспитателю пришлось немножко помочь.
Конечно, речь сейчас о науке педагогике, но позвольте мне привести такой пример. Вы, наверное, знаете, что ребенка до 7 лет не исповедуют. Почему? Потому что у него второго дна нет. Он абсолютно целостен. И эту целостность надо взять за основу воспитателям и педагогам. Если мы воспринимаем разные эмоции, качества, грани характера, возможности ребенка отдельно друг от друга, любое «научение» оказывается бесполезным, а ребенок оказывается за пределами своего развития.
История пятая. Про чтение
Дети в начальной школе не любят читать. А почему? Потому что их учат чтению в дошкольный период и учат неправильно. Ведь мотивация ребенка лежит в плоскости «читать что-то интересное», а не просто в процессе чтения.
Мне рассказали историю: детям задали пять раз прочитать маленький рассказ. Ребенок пришел домой, взял книжку, сел рядом с мамой и начал читать вслух: мама-мама-мама-мама-мама мыла-мыла-мыла-мыла-мыла раму-раму-раму-раму-раму… Сказали же пять раз. Зачем только вот не сказали.
Некоторое время назад был у меня спор с бывшим нашим министром Ливановым, который объяснял, что цели есть образовательные, а есть необразовательные. И умение завязывать шнурки – это необразовательная задача. Абсолютная неправда. Образование – это то, что должно ребенку помогать в жизни, а не то, что он запомнил (ненадолго обычно). Я очень этого боюсь, что обучение совсем оторвут от жизни.
История шестая. Про грибы
Грустный пример. Мальчик принес домой тетрадку с пятеркой, пошел маме хвастаться. Пятерка стоит за правильно решенный на уроке математики пример. Написано: «Дети собрали 8 грибоФ». И стоит крупная пятерка. Ну, правильно, ведь это математика! Математику же оцениваем… Ну так можно и русский не учить, ведь сейчас есть гаджеты и они все проверяют.
2. Целостная жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста
Простите меня заранее, если вы не согласны. Я не очень верю в образовательные программы, которые разделяются на отдельные аспекты или предметы. Я не верю не потому, что они не могут существовать, могут вполне, просто они имеют очень малое отношение к развитию ребенка. Нельзя заниматься на уроках, а в свободное время резко переставать это делать. Воспитатель находится в постоянном контакте с ребенком.
История седьмая. Про ботинки
Один из моих собственных детей после прогулки в садике появился с левым ботинком на правой ноге, а с правым – на левой. Я у него спросила: «Почему же ты воспитательницу не попросил переодеть?» А он мне: «Мама, ну она же очень занята на прогулке! Она разговаривала с другой воспитательницей!»
Да ведь если включить в процесс обучения эти самые прогулки, сколько всего потрясающего можно с ребенком сделать и выучить, сколько решить образовательных задач.
3. Ориентация на семью ребенка
Если мы пускаем родителей в сад, первое, что они обычно спрашивают: «А что дети сегодня ели?»
История восьмая. О бифштексах
Это ведь как у Сэлинджера. Автор пишет, что в субботу им всегда давали бифштексы, так как на следующий день приезжали родители и первым делом спрашивали о том, что было в меню.
Почему? Да потому, что родители… просто не знают, о чем спросить еще.
Непрерывный образовательный процесс – это не линейка «сад – школа – вуз», это понимание, что процесс длится всю жизнь и с утра до вечера. Родителям необходимо в нем участвовать, им нужно спрашивать у детей, как прошел день, читать с ними книги, а не существовать в системе переваливания обязанностей по воспитанию на систему образования.
4. Ориентация на целенаправленное развитие трех психических функций
Эмоции, воля и воображение – то, что лежит в основании, что заложено в фундамент.
Надо сказать, что у Выготского есть принцип единства аффекта и интеллекта и он говорит о нем как о лыжах, то есть что-то всегда впереди в процессе обучения. В дошкольный период впереди идут эмоции. Если вы преподносите материал без них, то получаете в результате отсутствие мотивации и реактивное обучение, которое ребенку не нужно. А во-вторых, моментально это ребенок забывает.
Надо не учить детей, а сделать так, чтобы они хотели научиться. Зачем нам буква «ы»? Да чтобы слово «цыпленок» написать, и ему приятно было.
В дошкольном возрасте ребенок научается управлять собственными эмоциями. В идеале. У нас и многие взрослые этого не умеют (смеется). Вспомните Татьяну Ларину и призыв Онегина: «Учитесь властвовать собою, не всякий вас, как я, поймет».
История девятая. Про страшилки и смешинки
Кризис 7 лет, с которого начинается младший школьный возраст, сопровождается приобретением контроля эмоций. Помните, как в истории про шишки и фыфки из «Денискиных рассказов» было? «Мы сначала одинаково смеялись, а потом я поднатужился и пересмеял его». А в лагере, когда рассказывают друг другу про страшную красную женщину? Страшно, но жутко интересно и потерпеть можно. Дошкольник так не умеет, потому что у него нет контроля эмоций.
И когда ребенок говорит «я так больше не буду», а через пять минут делает, это не потому, что он вредный, а потому, что по-другому никак не умеет.
Произвольность на самом деле очень хитрое свойство. С одной стороны, это подчинение правилам, а с другой – это возможность не просто сидеть за партой и таращиться, а осмыслять происходящее. И тренируется эта особенность через воображение. Если ребенок может переосмыслить ситуацию, то это ваш как педагога успех.
«В игре ребенок одновременно плачет, как пациент, и одновременно радуется, как играющий», – говорит Выготский. В этом ее смысл: игра характеризуется двусубъектной позицией играющего.
История десятая. Про Сашу и лекарства
Дети дома у бабушки играли в больницу, и в процессе этой самой игры мальчик Саша слопал огромное количество лекарств. Все кончилось нормально, не пугайтесь. Просто у бабушки была позиция: «Если дети в соседней комнате сидят тихо и не плачут – их можно не трогать». А какие усилия предпринимаются родителями, чтобы дать ребенку лекарство?
Когда у Саши, сидящего на горшке после порции касторки, спросили, зачем он все это ел и было ли вкусно, Саша ответил честно: «Вкусно не было, но по игре так было надо!»
Понимаете? Игра – это замечательное средство, чтобы использовать ее в ситуации обучения.
Но игра в дошкольном возрасте бывает разная, она не гомогенна. Бывает игра образная, когда мы представляем себя в какой-то роли, учимся выполнять функции объекта, который копируем.
История одиннадцатая. Я лев
Мама была очень удивлена тем, что каждый раз, приходя домой, ребенок вставал… на четвереньки. И только после того как удалось с ним поговорить нормально, выяснились следующие подробности: в детском саду мальчика обижали и он чувствовал себя забитым. Приходя же домой, он воображал себя львом и никого-никого не боялся!
Следующим уровнем становится уже сюжетно-ролевая игра. Это ситуация, в которой, как в сериале, вечно что-то случается. В итоге ребенок учится не только решать последовательные задачи, что делает игру интересной, но и развивает мышление, воображение.
История двенадцатая. Не на той остановке!
Воспитатели часто любят играть в автобус. Вот дети, вот они едут в автобусе, вот им надо платить или объявлять остановки. Но ведь совсем не интересно, роли не хочется исполнять.
Когда же я села с ними и начала вопить, что у меня кончились деньги и я не могу заплатить за проезд, они окружили меня и собрали по монетке. Потом попыталась выйти не на своей остановке, и они меня усаживали обратно и все объясняли. Дети ведь сердобольные очень и очень любят учить нас, взрослых.
Так почему бы не поучиться?
Продолжение следует
Выражаем благодарность за организацию встречи с экспертом программу «Университет детства» («Рыбаков Фонд») и приглашаем всех дошкольных педагогов к участию в уникальном конкурсе имени Выготского, посвященном методическим разработкам в дошкольном блоке образования.
Не дай Бог школы для маленьких превратятся в маленькие школы
Тема дошкольной дидактики не нова для меня. Ведь я занимаюсь ей с 1970-х годов. Но до сих пор она остается одной из самых ярких проблем дошкольного образования.Появляется очень много программ, сказать, насколько они хорошие или плохие, я не могу, ведь все упирается не в конкретную программу, а в то, чему и как мы учим наших детей.
В 1935 году вышла маленькая книжка, к сожалению, в среде дошкольных педагогов и психологов не столь известная, называлась она «Умственное развитие детей в процессе обучения». И в одной из статей Выготский озвучил проблему, которая беспокоит нас до сих пор: «Не дай Бог возникшие недавно (речь о 1930-х) школы для маленьких превратятся в маленькие школы».
И что мы имеем сейчас? Детские сады стали не маленькими школами, а большими. У нас есть разделение детей по возрастам, разделение по уровню подготовки и способностям. У нас есть режим дня и разделение занятий по предметам. В детском саду – по предметам. А потом начинается: «Господи, почему у них нет межпредметных связей!?»
По данным самых разных авторов, около 70% детей 8-го года жизни к школе не готовы. Речь даже не о семилетках. Мы сами провоцируем детей на неудачи, на их нежелание учиться, на коммуникационные и образовательные проблемы тем, что заставляем их делать то, к чему они не готовы.
Не тяните ребенка за уши
История первая. Про параллелепипед
Детский сад. Дети, как на линейке, четко отвечают про устойчивость, параллелепипеды, трапеции и пирамидки. Сердце радуется. А потом я сталкиваюсь с ребенком в группе, который пытается пирамидку положить в основание своей фигуры. Спрашиваю, что он делает, разве это правильно. Ведь только что этот же мальчонка отвечал про основания и параллелепипеды. А ребенок… делает вид, что не слышит. Это такая защитная реакция у дошкольников: они не слышат того, что слышать не хотят. О чем история? О том, что мы даем что-то дошкольнику, но эта информация не несет в себе ничего для развития ребенка.
История вторая. Про фасоль
Эту историю мне рассказала одна мама. И она про разделение, которого в голове у наших детей быть не должно. Никак у сына-первоклассника не получалось осилить таблицу умножения. Тогда она взяла фасоль и стала объяснять на ней. Ребенок выдал:
– Мама! Ну так это – задача, а это же – жизнь!
Рекомендуем:
Что лежит в основе психологии Выготского?
Психологию Выготского все чаще стали называть неоклассической психологией. И в чем же суть культурно-исторической теории? В центре находится ребенок, а еще точнее – обучающийся. Так что это равно правильно и для дошкольников, и для школьников, и даже для людей старшего возраста. Выготский как-то написал: «Если человек чувствует себя центром… он действует личностно».Лев Семенович выделяет два типа обучения. Обычно все говорят про прямое и косвенное, ну это и понятно, так учат. Но у Выготского есть два других типа: обучение спонтанное и обучение реактивное.
- Обучение спонтанное – это обучение по собственной программе. Мы сказали бы сейчас «обучение, при котором человек внутренне мотивирован». Я много раз видела, да и вы тоже, что, если ребенку что-то надо, не понадобится ни дидактика, ни занятия.
- Реактивное обучение – это обучение по чужой программе. Приходит серьезный взрослый и говорит: «Сегодня мы будем учить букву "а"».
В определенном возрасте ребенок получает возможность превращать «чужое в свое».
История третья. Про Тома Сойера
Вы ведь помните, как тетя Полли заставила Тома красить забор в наказание? И что он сделал? Выставил наказание как привилегию, красил забор так, будто бы это было важным и ответственным делом. В итоге другие дети попросили дать покрасить забор и им тоже. И даже давали что-то взамен.
Вот это – пример детской уникальной способности превращать «чужое» в интересное и «свое».
Итак, если вам удастся превратить реактивное в спонтанное – вы победили. Огромное количество западных программ работает по таким планам и схемам. Но планом все не решишь, нужна импровизация.
История четвертая. Белые мишки живут на Севере
Возьмем обычную тему «Кто живет на Севере?». Если вы просто расскажете об этом ребятам, то они воспримут все это очень обрывочно: кто-то запомнит только про белых мишек, кто-то про снег и холод, а уже через несколько дней все забудется.
Что сделали мы.
В группе появляется… игрушка. Белый Мишка. Но, чур, только такой, которого сто процентов нет дома у детей, то есть изготавливается самостоятельно. Задача взрослого – сделать так, чтобы дети с этим Мишкой гуляли, рассказывали ему истории, показывали ему друзей и играли. В итоге у нас получилось так, что дети сами решили: «Мы едем на Север». И поехали. И Мишка им сам все рассказал. Ну, правда, воспитателю пришлось немножко помочь.
Психологические принципы дошкольной дидактики
1. Целостное представление о ребенке дошкольного возрастаКонечно, речь сейчас о науке педагогике, но позвольте мне привести такой пример. Вы, наверное, знаете, что ребенка до 7 лет не исповедуют. Почему? Потому что у него второго дна нет. Он абсолютно целостен. И эту целостность надо взять за основу воспитателям и педагогам. Если мы воспринимаем разные эмоции, качества, грани характера, возможности ребенка отдельно друг от друга, любое «научение» оказывается бесполезным, а ребенок оказывается за пределами своего развития.
История пятая. Про чтение
Дети в начальной школе не любят читать. А почему? Потому что их учат чтению в дошкольный период и учат неправильно. Ведь мотивация ребенка лежит в плоскости «читать что-то интересное», а не просто в процессе чтения.
Мне рассказали историю: детям задали пять раз прочитать маленький рассказ. Ребенок пришел домой, взял книжку, сел рядом с мамой и начал читать вслух: мама-мама-мама-мама-мама мыла-мыла-мыла-мыла-мыла раму-раму-раму-раму-раму… Сказали же пять раз. Зачем только вот не сказали.
Некоторое время назад был у меня спор с бывшим нашим министром Ливановым, который объяснял, что цели есть образовательные, а есть необразовательные. И умение завязывать шнурки – это необразовательная задача. Абсолютная неправда. Образование – это то, что должно ребенку помогать в жизни, а не то, что он запомнил (ненадолго обычно). Я очень этого боюсь, что обучение совсем оторвут от жизни.
История шестая. Про грибы
Грустный пример. Мальчик принес домой тетрадку с пятеркой, пошел маме хвастаться. Пятерка стоит за правильно решенный на уроке математики пример. Написано: «Дети собрали 8 грибоФ». И стоит крупная пятерка. Ну, правильно, ведь это математика! Математику же оцениваем… Ну так можно и русский не учить, ведь сейчас есть гаджеты и они все проверяют.
2. Целостная жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста
Простите меня заранее, если вы не согласны. Я не очень верю в образовательные программы, которые разделяются на отдельные аспекты или предметы. Я не верю не потому, что они не могут существовать, могут вполне, просто они имеют очень малое отношение к развитию ребенка. Нельзя заниматься на уроках, а в свободное время резко переставать это делать. Воспитатель находится в постоянном контакте с ребенком.
История седьмая. Про ботинки
Один из моих собственных детей после прогулки в садике появился с левым ботинком на правой ноге, а с правым – на левой. Я у него спросила: «Почему же ты воспитательницу не попросил переодеть?» А он мне: «Мама, ну она же очень занята на прогулке! Она разговаривала с другой воспитательницей!»
Да ведь если включить в процесс обучения эти самые прогулки, сколько всего потрясающего можно с ребенком сделать и выучить, сколько решить образовательных задач.
3. Ориентация на семью ребенка
Если мы пускаем родителей в сад, первое, что они обычно спрашивают: «А что дети сегодня ели?»
История восьмая. О бифштексах
Это ведь как у Сэлинджера. Автор пишет, что в субботу им всегда давали бифштексы, так как на следующий день приезжали родители и первым делом спрашивали о том, что было в меню.
Почему? Да потому, что родители… просто не знают, о чем спросить еще.
Непрерывный образовательный процесс – это не линейка «сад – школа – вуз», это понимание, что процесс длится всю жизнь и с утра до вечера. Родителям необходимо в нем участвовать, им нужно спрашивать у детей, как прошел день, читать с ними книги, а не существовать в системе переваливания обязанностей по воспитанию на систему образования.
4. Ориентация на целенаправленное развитие трех психических функций
Эмоции, воля и воображение – то, что лежит в основании, что заложено в фундамент.
Надо сказать, что у Выготского есть принцип единства аффекта и интеллекта и он говорит о нем как о лыжах, то есть что-то всегда впереди в процессе обучения. В дошкольный период впереди идут эмоции. Если вы преподносите материал без них, то получаете в результате отсутствие мотивации и реактивное обучение, которое ребенку не нужно. А во-вторых, моментально это ребенок забывает.
Надо не учить детей, а сделать так, чтобы они хотели научиться. Зачем нам буква «ы»? Да чтобы слово «цыпленок» написать, и ему приятно было.
В дошкольном возрасте ребенок научается управлять собственными эмоциями. В идеале. У нас и многие взрослые этого не умеют (смеется). Вспомните Татьяну Ларину и призыв Онегина: «Учитесь властвовать собою, не всякий вас, как я, поймет».
История девятая. Про страшилки и смешинки
Кризис 7 лет, с которого начинается младший школьный возраст, сопровождается приобретением контроля эмоций. Помните, как в истории про шишки и фыфки из «Денискиных рассказов» было? «Мы сначала одинаково смеялись, а потом я поднатужился и пересмеял его». А в лагере, когда рассказывают друг другу про страшную красную женщину? Страшно, но жутко интересно и потерпеть можно. Дошкольник так не умеет, потому что у него нет контроля эмоций.
И когда ребенок говорит «я так больше не буду», а через пять минут делает, это не потому, что он вредный, а потому, что по-другому никак не умеет.
Произвольность на самом деле очень хитрое свойство. С одной стороны, это подчинение правилам, а с другой – это возможность не просто сидеть за партой и таращиться, а осмыслять происходящее. И тренируется эта особенность через воображение. Если ребенок может переосмыслить ситуацию, то это ваш как педагога успех.
Рекомендуем принять участие в наших конкурсах и акциях:
Об игре в педагогическом смысле
Воображение и самоконтроль тренируются в игре. Да, про нее стали говорить сейчас очень широко, и для игры это плохо. Само понятие игры имеет два смысла: некоторый житейский и научный.«В игре ребенок одновременно плачет, как пациент, и одновременно радуется, как играющий», – говорит Выготский. В этом ее смысл: игра характеризуется двусубъектной позицией играющего.
История десятая. Про Сашу и лекарства
Дети дома у бабушки играли в больницу, и в процессе этой самой игры мальчик Саша слопал огромное количество лекарств. Все кончилось нормально, не пугайтесь. Просто у бабушки была позиция: «Если дети в соседней комнате сидят тихо и не плачут – их можно не трогать». А какие усилия предпринимаются родителями, чтобы дать ребенку лекарство?
Когда у Саши, сидящего на горшке после порции касторки, спросили, зачем он все это ел и было ли вкусно, Саша ответил честно: «Вкусно не было, но по игре так было надо!»
Понимаете? Игра – это замечательное средство, чтобы использовать ее в ситуации обучения.
Но игра в дошкольном возрасте бывает разная, она не гомогенна. Бывает игра образная, когда мы представляем себя в какой-то роли, учимся выполнять функции объекта, который копируем.
История одиннадцатая. Я лев
Мама была очень удивлена тем, что каждый раз, приходя домой, ребенок вставал… на четвереньки. И только после того как удалось с ним поговорить нормально, выяснились следующие подробности: в детском саду мальчика обижали и он чувствовал себя забитым. Приходя же домой, он воображал себя львом и никого-никого не боялся!
Следующим уровнем становится уже сюжетно-ролевая игра. Это ситуация, в которой, как в сериале, вечно что-то случается. В итоге ребенок учится не только решать последовательные задачи, что делает игру интересной, но и развивает мышление, воображение.
История двенадцатая. Не на той остановке!
Воспитатели часто любят играть в автобус. Вот дети, вот они едут в автобусе, вот им надо платить или объявлять остановки. Но ведь совсем не интересно, роли не хочется исполнять.
Когда же я села с ними и начала вопить, что у меня кончились деньги и я не могу заплатить за проезд, они окружили меня и собрали по монетке. Потом попыталась выйти не на своей остановке, и они меня усаживали обратно и все объясняли. Дети ведь сердобольные очень и очень любят учить нас, взрослых.
Так почему бы не поучиться?
Продолжение следует
Выражаем благодарность за организацию встречи с экспертом программу «Университет детства» («Рыбаков Фонд») и приглашаем всех дошкольных педагогов к участию в уникальном конкурсе имени Выготского, посвященном методическим разработкам в дошкольном блоке образования.