Вычисляем в пределах десятка
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение: названия круглых чисел, их чтение и запись. Знакомство с числом сто и его записью цифрами.
Задачи урока
- Актуализировать представления учащихся о круглых числах, их названиях и записи.
Актуализировать вычислительный приём дополнения чисел до ближайшего круглого числа.
Закреплять представление о понятии «десяток».
Актуализировать умение выполнять сложение и вычитание с круглыми числами в пределах 100 без перехода через десяток.
Расширение представлений учащихся о десятичном принципе построения чисел: десять единиц — десяток, десять десятков — сотня, десять сотен — тысяча.
Познакомить учащихся с числом 100 и формировать умение записывать его тремя цифрами.
Развивать умения работы с информацией, представленной в разном виде.
Формировать интерес к урокам математики и развивать кругозор учащихся.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Виды деятельности
- Установление соответствия между количеством клеток в фигуре и числом.
Запись цифрами круглых чисел.
Дополнение двузначного числа до ближайшего круглого числа.
Расшифровка записи числа в соответствии с указанными знаками.
Распределение выражений в таблице в соответствии с результатом.
Запись числа 100.
Ключевые понятия
- Десяток, круглое число, число 100, сложение и вычитание в пределах 100.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданиями № 1 и № 2 учебника. В задании № 1 учащиеся придумывают изображение знака для одного предмета, используя предложенные рисунки. В задании № 2 они изображают количество предметов на рисунках с помощью придуманного знака и записывают соответствующие цифры (6, 2, 7, 8). Выполнив задания и изучив текст в рамке, ученики приходят к выводу, что обозначать количество предметов цифрами гораздо удобнее, чем рисунками. Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между рисунком и цифрой. Ученики считают, сколько клеток занимает каждая фигура на рисунке, и соединяют его с цифрой, обозначающей количество клеток. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Задание направлено на повторение названий круглых чисел и запись их цифрами. На форзаце в конце учебника помещена таблица с названиями круглых чисел, которую полезно использовать для работы в парах. Например, можно организовать повторение записи круглых чисел по названиям: один ученик в паре называет числа (не по порядку), другой — записывает; потом они меняются ролями. Работа с интерактивным заданием. Запись цифрами круглых чисел в пределах 100. |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся могут вспомнить римские цифры, используя материал на с. 5 или форзац в конце учебника. Они записывают римскими цифрами числа 20 и 30, а затем придумывают своё обозначение десятка и записывают числа 40 и 60 с помощью придуманного знака. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения работать с информацией, представленной в нестандартном виде. Учащиеся определяют, какими знаками заменили цифры в записи чисел, и восстанавливают эти числа в соответствии с указанным соответствием цифр и знаков. Можно предложить детям ответить на вопрос: «Сколько цифр в записи однозначного числа и сколько — в записи двузначного?» Учащиеся могут заметить, что ответ на этот вопрос «спрятан» в названиях чисел: однозначное число записывается с помощью одного знака (цифры), двузначное число записывается двумя знаками (цифрами). |
4 | 4. Самостоятельная работа | Учащиеся выполняют вычисления и распределяют суммы в таблице в соответствии с результатами. |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Повторение состава числа 10 и дополнение двузначных чисел до ближайшего круглого числа. Текст в рамке помогает вспомнить десятичный принцип построения системы чисел. Можно сообщить учащимся, что система чисел, которой мы пользуемся в настоящее время, называется десятичной, так как десяток можно использовать как счётную единицу, т. е. считать десятками. Рисунок демонстрирует этот принцип построения системы чисел: десять единиц образуют десяток, десять десятков образуют сотню. Нужно обратить внимание на буквы в рамке: латинская буква C (цент) и греческая буква Н (гекта) обозначают одно и то же число — 100. Работа с интерактивным заданием. Закрепление состава числа 10, умения дополнять числа до ближайшего круглого числа. Ученики выполняют вычисления и отмечают суммы, результаты которых не равны 30. |