Вузы в годы войны: как менялись будни студентов
Московские ученики — школьники и студенты — вместе со всей страной переживали тяжелые военные времена. Уже в первый год войны все усилия студенчества и преподавателей вузов были направлены на перестройку учебной и научно-исследовательской деятельности, а в структурах институтов произошли значительные изменения. О том, как изменилась работа вузов Москвы в годы войны, рассказала Светлана Колосовская — директор музея Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
Учебный процесс во всех вузах, естественно, протекал напряженно. Приходилось даже сокращать сроки обучения — сделано это было, в основном, за счет увеличения учебного дня до 8-10 часов и сокращения каникул. Студентам было строго запрещено без уважительной причины пропускать занятия по иностранному языку, военному делу, физкультуре и марксизму-ленинизму. Подавляющее большинство ребят работали, в особенности к концу года, с максимальным напряжением, чувствуя серьезную ответственность перед страной в дни Великой Отечественной войны.
В одном только Московском институте народного хозяйства за год работники библиотеки выдали около 34 тысяч экземпляров литературы. Читальный зал посетили больше 15 тысяч студентов. Для комплектования разрушенных фашистами библиотек МИНХ выделил 15 тысяч экземпляров книг, и отдельно помог восстановить библиотечные фонды Харьковского института советской торговли, направив в него ещё 1800 учебных изданий.«В первую военную сессию весной 1942-го многие студенты вынуждены были сдавать до 12 экзаменов! Тем не менее, ребята не унывали и усиленно готовились к сессии — это можно понять по стремительно возросшей посещаемости читальных залов и библиотек, которые работали до девяти часов вечера».

Недостаток отопления и освещения в квартирах и общежитиях, трудности с городским транспортом, конечно, заметно снижали интенсивность домашней работы. А вот занятия в институте студенты дневных факультетов посещали исправно. Труднее всего было вечерникам — у многих изменился режим работы на производстве.
«Как и во всех организациях страны, соблюдение трудовой и учебной дисциплины было главным правилом. Опоздание, например, на 25 минут считалось прогулом — дело передавалось в Народный суд. А за пропуск занятий по военному делу и физкультуре студентов и вовсе строго наказывали — вплоть до исключения из вуза».
Многие сотрудники переводились на казарменное положение, чтобы находиться на рабочих местах постоянно. Учебные занятия разрешалось вести только в затемненных аудиториях. В общежитиях тоже необходимо было соблюдать режим светомаскировки.

Студенты, преподаватели и сотрудники вузов привлекались к Всевобучу — всеобщему военному обучению. Мужчины от 16 до 60 лет обучались стрелковому и противохимическому делу, а женщины от 16 до 55 лет — военно-санитарному и противохимическому делу. Вторник был единым оборонным днём занятий Осоавиахимовского отряда для многих московских институтов.
С первого года войны в большинстве вузов были организованы так называемые команды самозащиты: пожарная, аварийно-восстановительная, санитарная, химическая и охраны порядка. Команды дежурили в зданиях институтов. В Приказе директора — начальника МПВО (Местной противовоздушной обороны) одного из институтов, было сказано:
«В связи с участившимися налётами вражеской авиации на Москву предупреждаю, что невыход на дежурство будет рассматриваться как уклонение от своих обязанностей по обороне объектов института с передачей дела следственным органам».
Преподаватели физкультуры проводили занятия по МПВО, дисциплинарному уставу, военной топографии и стрелковой подготовке. Поначалу, конечно, возникали трудности с учебным снаряжением, но вскоре поставки разрезного оружия и мелкокалиберных винтовок были налажены — их получали из районной организации Осоавиахима.

В институтах часто работали секции гимнастики, волейбола и лыжные. Проводились даже соревнования на первенство по лыжам и другим видам спорта. С первых дней войны формировались отряды для строительства оборонительных сооружений, для работы на торфоразработках, строительства метрополитена. Пожарная и санитарная команды самоотверженно боролись с последствиями вражеских авиационных налетов. Работали курсы по подготовке медицинских сестер.
«Первый семестр 1942/43 учебного года протекал в условиях подъёма и деловой активности студентов — и немудрено, ведь Красная Армия начала одерживать свои первые исторические победы на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками».
Летом все трудоспособные студенты и значительная часть преподавателей и сотрудников вузов с энтузиазмом работали на дровозаготовках и на сельскохозяйственных работах в колхозах, ремонтировали пострадавшие жилые дома.
Студентов привлекали к эксплуатации подсобных сельских хозяйств. Ребята высаживали картофель, капусту и свёклу, вспахивали поля. Полученный урожай нередко частично поступал в институтские столовые.

Условия работы студентов и преподавателей по-прежнему оставались тяжёлыми. В некоторых аудиториях и кабинетах ставили временные печи, и учебные занятия проводились по сокращенному до половины расписанию. Тем не менее, с зимними экзаменационными сессиями студенты справлялись, как правило, удачно.
Московские студенты и преподаватели не забывали и про общественную работу — постоянно проводили агитационно-массовую деятельность среди населения города, в подшефных госпиталях и даже колхозах, находившихся в области.
