Вулканы земли. География. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник §7, рабочая тетрадь, картосхема литосферных плит рис.13, контурные карты и магниты, персональный компьютер , CD-диски, мультимедийный проектор, интернет-сайты.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|||||||||||||||||
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||||||||||||||||||
1.Организационно-мотивационный этап урока |
||||||||||||||||||||
Определение темы урока |
1. Носит бабка (Гора.) 2. В огне горы родился – (Дым.) 3. Жевать – не жую (Огонь.) 4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова– отгадки: гора, дым, огонь? (Вулкан.) |
Отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока.
|
|
|
||||||||||||||||
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки |
Мы совершим путешествие в удивительный мир вулканов и гейзеров вместе с группой туристов из Китая http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9 Просмотрите видеофрагмент «Долина – объект мирового значения» и ответьте на вопросы: – Какие географические объекты вы узнали в видеофильме? – Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте? Продолжая беседу, ответим на вопросы перед параграфом (стр. 35 учебника):
Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? |
После просмотра отвечают на поставленные вопросы и указывают объекты «вулканы», возможно, назовут «гейзеры». Называют явление «извержение вулканов». Делятся своими познаниями. – Вспоминают и дают ответы на вопросы. Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы. Учащиеся пытаются сформулировать цель урока |
Проявляют интерес к изучаемой теме. Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке. Научится различать вулканы Земли и объяснять причины извержений в различных уголках планеты |
|
||||||||||||||||
Формулирование задач урока
|
1. Чтобы найти причину явления необходимо подвергнуть объект (явление) анализу. Это означает: нам надо изучаемый объект расчленить на составные части. Из чего состоит явление «извержение вулкана»? – Где зарождается процесс извержения? Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? Т.е. изучить его …..? Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы … |
Участвуют в поиске ответов на вопросы. – 1 часть – вулкан, 2 часть – процесс извержения, 3 часть – причина процесса. – Внутри вулкана. – Строение |
Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана |
|
||||||||||||||||
2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления. Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения? Итак, какая вторая задача встает перед нами? 3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как? |
|
Формулируют 2 задачу: Определить места размещения вулканов |
|
|||||||||||||||||
Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем. – А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке? |
Возможные ответы школьников:
|
Формулируют 3 задачу: Смоделировать процесс извержения вулканов |
|
|||||||||||||||||
2. Процессуально-содержательный этап урока |
||||||||||||||||||||
Изучение нового материала
|
1. – Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»? Этимология слова вулкан. Познакомьтесь с легендой происхождения слова «вулкан» т ответьте на вопрос: – Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»? 2. –Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует? По рис. 17 стр. 35 учебника составьте рассказ строение вулкана. |
Выслушивают сообщение одноклассника. Завершают рисунок «Строения вулкана», обозначая части вулкана. (Один учащийся работает у доски, другие – в рабочем листе задание №1). |
Интеграция знаний с уроков истории и литературы. |
|
||||||||||||||||
3. -Используя знания о строении вулкана и просмотренный видео фрагмент «Вулканы и гейзеры – строение и образование» http://www.youtube.com/watch?v=eoXp7kUbnOI&feature=related текст учебника вставьте пропущенные в тексте слова в рассказе «Образование вулкана». «Перед началом извержения вулкана в земной коре образуются трещины. По трещинам через кратер вулкана вверх по жерлу устремляется огненно-жидкий расплав веществ глубинных слоев, который называется – магма. Излившись на поверхность Земли, она превращается в плотную горную породу – лаву. Постепенно слои накапливаются, и конус вулкана наращивается.» |
Смысловое чтение 2 абзаца статьи с. 35–36 учебника и вставляют пропущенные слова в рассказ задания № 2 рабочего листа. Ученики в группах показывают модель извержения вулкана. Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения |
Сравнивают его с определением в словаре, Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению |
Демонстрируют модель вулкана , сделанную своими руками. Составляет свое определение термину «вулкан» |
|||||||||||||||||
4. (Работа с моделью вулкана). – Назовите основные части вулканов?– Вулканы – это географический объект, географический процесс или географическое явление? 5. – Обобщая проделанную ранее работу, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не обычная гора? – Продолжите начало определения – вулкан – это гора…. 6. Просмотрите видеофрагмент «Вулканы и гейзеры-формы вулканов » http://www.youtube.com/watch?v=eoXp7kUbnOI&feature=related и ответьте на вопрос: – От чего зависит форма вулкана? Используя полученные сведения о формах вулканов, давайте заполним пустые строчки таблицы «Формы вулканов»
|
Отвечают на вопрос. Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы. Дополняют таблицу. Недостающими признаками |
|
|
|||||||||||||||||
Рефлексия деятельности |
Для того чтобы определить строение вулкана и особенности его образования что мы делали? Все ли уяснили внутреннее строение вулкана? Осталось ли что-то непонятным? |
Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, познакомились с определением в словарь терминов, провели опыт демонстрирующий образование вулкана |
|
|
||||||||||||||||
2.Вулканы мира
|
1. Вулканы различаются не только по форме, но и по степени активности. Различают:– действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Используя текст, статьи стр.36 (Вулканы мира) и таблицу на рабочем листе ответьте на вопрос: – Какие вулканы называют действующими, а какие потухшими? |
Изучают таблицу «Типы вулканов по их активности», находят в таблице ошибки |
|
|
||||||||||||||||
Найдите в таблице ошибки, предложите, как их надо исправить.
2. Иногда потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Брюллова «Последний день Помпеи». |
Исправляют ошибки в первой колонке
|
|
|
|||||||||||||||||
– Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях? 3. Знаете ли вы, что на территории нашего Хабаровского края тоже есть вулканы (Вулкан на озере Болонь) – вулканические плато (Советско-Гаванский район, р-н им. Лазо). |
Ужас, страх, желание спастись |
|
|
|||||||||||||||||
Какие это вулканы: действующие или потухшие? Почему вы так думаете? Когда они действовали и в каких частях Хабаровского края мы узнаем из видеофрагмента типы вулканов «Вулканы Хабаровского края». |
Высказывают предположение, что это потухшие вулканы |
|
|
|||||||||||||||||
– Так какая территория края сформировалась под действием вулканов? |
Восточная часть – на побережье Охотского моря |
|
|
|||||||||||||||||
4. – Откройте карту атласа «Землетрясения и вулканизм». – Обратите внимание, как показаны вулканы на карте? – Найдите на карте и назовите действующие вулканы? Как вы это определили? действующие, а какие потухшие? Возьмите контурную карту с обозначенными вулканами. В условных обозначениях даны цифры и подписаны названия вулканов. |
Перечисляют вулканы. Объясняют легенду карты: Красными звездочками обозначаются вулканы действующие, потухшие – черными. |
|
|
|||||||||||||||||
– Нам необходимо на контурную карту в место расположения вулкана нанести соответствующую цифру. Будьте внимательны. Я буду называть, и показывать их расположение на настенной карте вовремя рассказа «Разнообразие вулканов». Вулканы на карте обозначаются звездочкой и подписываются печатными буквами, разборчивым почерком. 5. Мы обозначали только небольшую (10) часть вулканов, а их (1400 из них 960– действующие). – Давайте попробуем установить, в каких частях планеты находится их наибольшее количество? – В папках есть карточка с изображение и названием вулкана. Найдите в атласе место его расположения и прикрепите карточку на настенную карту. – Давайте посмотрим, в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов? |
Обозначают на контурной карте с помощью цифр действующие и потухшие вулканы: Килиманджаро (1), Гекла,(2) Камерун(3), Ключевская Сопка(4), Котопахи (5), Кракатау(6), Орисаба (7), Фудзияма(8), Льюльяйльяко(9); Этна (10) Ученики знакомятся с названием, внешним видом вулкана и кратким его описанием. Определяют его местоположение на карте и прикрепляю т в соответствующее место (у каждого ребенка есть магнит с названием вулкана ). |
|
|
|||||||||||||||||
Рефлексия деятельности |
Для того чтобы определить особенности разных видов вулканов и размещение вулканов на Земле, какие источники географической информации мы использовали? Как мы их использовали? Что мы узнали? |
Называют источники информации, и работу с ними и продукт: Выделение в текст учебника и видеофрагменте особенностей трех видов вулканов (действующие, потухшие, спящие), анализ таблицы и исправление ошибок; Познакомились с помощью видеофрагмента с территориями Хабаровского края, где раньше были вулканы (восточная часть); нанесли на контурную карту знаменитые вулканы мира (перечисление); узнали, как изображаются действующие и потухшие вулканы, определили, где находится наибольшее скопление |
|
|
||||||||||||||||
3. Причины извержения вулканов |
1.Мы подошли к важному вопросу, на который не смогли ответить в начале урока. Изучив строение вулкана и особенности его образования и местоположения, давайте попробуем ответить на вопрос: Почему происходят извержения вулканов? Рассмотрите видоизмененный вариант нашей настенной карты. Сравните ее с картой «Горизонтальные движения литосферных плит», которую мы изучали на прошлом уроке рис. 13 стр.31 и картосхему на стр.39 учебника – В чем вы нашли совпадение? – С какими линиями совпадают зоны землетрясений и вулканизма. Самым крупным сейсмическим поясом считается Тихоокеанский. А вулканы образуют «Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо» |
Больше всего мы видим вулканов именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана. |
|
|
||||||||||||||||
Практическая работа «Школа географа – следопыта». Создаем конструктор литосферных плит.
|
2. Для решения 3 задачи мы обращаемся к школе географа следопыта, в которой автор учебника предлагает нам создать конструктор литосферных плит и объяснить, почему на отдельных участках этих плит расположены зоны землетрясения и вулканизма. Предварительная подготовка к практической работе осуществлялась по плану с. 38-39 учебника. В результате Вы имеете вырезанные контуры литосферных плит. |
|
|
|
||||||||||||||||
-Используя карту литосферных плит, попробуйте переместить их в направлении, указанном стрелками. -Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении? – В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга? – Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации? – Появление трещин в земной коре, к каким изменениям твердого вещества земной коры приводит? – Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться? – Какой процесс мы сейчас описали? – Как называется природное явление, сопровождающее этот процесс на поверхности земли? Попробуйте ответить на вопрос. Как образовалось ТО кольцо? |
Из вырезанных контуров литосферных плит собирают поверхность Земли. Создают упрощенную схему разломов и двигают литосферные плиты. Отмечают разрывы в одних местах и заходы друг на друга в других. Называют границу Тихого океана. К появлению трещин. Расплавление в жидкие породы– магму. Поднятие магмы по трещинам и излияние на поверхность. Излияние лавы на поверхность. Извержение вулкана |
|
|
|||||||||||||||||
Сделайте вывод. В чем причина вулканизма? |
Движение литосферных плит приводит к появлению трещин, по которым изливается лава, вулканические бомбы пепел. Именно на границах литосферных плит происходит развитие вулканов |
Высказывают свои гипотезы с аргументацией, включающей изученный материал |
|
|||||||||||||||||
Рефлексия деятельности |
Каким методом мы пользовались для выявления зависимости между размещением вулканов и границами литосферных плит? Как установили зависимость? В географии такое сравнение двух карт используют довольно часто и называют наложением карт. Каким методом мы пользовались для установления причины проявления вулканизма на планете Земля? Опишите свои действия, во время моделирования. Использование для ответа для ответа на этот вопрос. |
Метод сравнения. Сопоставили две карты и нашли совпадения расположения вулканов на границе литосферных плит. Называют метод моделирования. Построение модели плит. Изучение и анализ различных ситуаций при движении этих плит (используя карту с информацией о направлениях движения плит). |
|
|
||||||||||||||||
3. Этап закрепления |
||||||||||||||||||||
Закрепление и первичный контроль |
1. Викторина
|
Отвечают на вопросы.
|
Самоконтроль |
|
||||||||||||||||
|
2. Загадки о вулканах (кроссворд) – Этот вулкан японцы зовут «священная гора»? – Этот вулкан очень смешон – взял накинул капюшон? – В Мексике есть великан – самый высокий в стране вулкан? – Вулкан перед небом похвалился: «На моей вершине сам бог стужи поселился»? – Этот вулкан России деятелен и кипуч, у его подножия бьет горячий ключ? |
Отвечают на вопросы. Фудзияма Гекла (с исландского – чепчик, капюшон). Вероятно из-за тумана окутывающего вершины. Орисаба Килиманджаро, в переводе с языка суахили-гора бога холода и стужи Ключевская Сопка |
|
|
||||||||||||||||
3. Выполните задание №1 в рабочем листе (тетради) |
Обозначают стрелками части внутреннего строения вулкана |
Самоконтроль |
|
|||||||||||||||||
Подведение итогов |
Чему вы научились на этом уроке и что научились делать? |
Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности |
Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального |
|
||||||||||||||||
4. Рефлексивный этап урока |
||||||||||||||||||||
Рефлексия эмоциональная |
– Прием «Закончи фразу» На уроке я работал……» – Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках?
|
– Заполняют предложенные формы с началом предложения и вариантом выбора ответа. Анализируют свою деятельность на уроке. Анализируется урок, достижение целей, общий результат. |
– Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие – Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в письменной форме |
|
||||||||||||||||
5. Объяснение домашнего задания |
||||||||||||||||||||
Обязательное |
Изучите статью «Проявление вулканизма» стр.37-38. |
– Читают текст и составляют план статьи. Проводят домашний опыт и описывают явление, которое он демонстрирует. |
|
|
||||||||||||||||
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
1.Составьте презентацию (репортаж) или модель наиболее известном гейзере или вулкане, используя дополнительную литературу или интернет – ресурсы. |
– Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы |
|
Подготовка и презентация сообщения |
||||||||||||||||
2. Извергаясь, вулканы, производят большие опустошения. Изучите позитивное и негативное действие вулканизма на природу и население Земли и сформулируйте (выскажите) свое отношение к данному природному явлению. |
– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение |
Формулируют свое отношение на основе описанных позиций |
|
|||||||||||||||||
1.Земля на много км покрывается пеплом 2.Раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары, сжигающие леса, поля, и поселения 3. в тучах удушливого газа погибают люди, звери и птицы 4.Стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются при быстром таянии ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на свое пути |
1.вулканический пепел – прекрасное удобрение 2.вулканический туф – строительный материал 3.Внутреннее тепло вулканов используется для нагрева помещений, теплиц 4.Горячие источники вблизи вулканов обладают целебными свойствами |
|
|