Второстепенные члены предложения в 5 классе: объяснение новой темы
Сравниваем и вспоминаем.Сведения о второстепенных членах предложения на ступени основного общего образования школьники получают в пятом классе (например, в УМК Т. А. Ладыженской, УМК В. В. Бабайцевой, УМК М. М. Разумовской) и совершенствуют умения находить их в тексте; обособлять, если нужно; определять их синтаксическую функцию и вид в старших классах.
Термин «второстепенные члены предложения» целесообразно вводить в активный лексикон пятиклассников на уроках русского языка в связи с изучением темы «Распространенные и нераспространенные предложения», т.к. в дальнейшем ученики смогут разграничивать предложения распространенные и нераспространенные именно благодаря знаниям о членах предложения, полученным на этих уроках.
Начать изучение данной темы уместно с выполнения задания, целью которого является актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения, об их роли в простом предложении, об их графическом обозначении, полученных в начальной школе.
Так, выполняя репродуктивное задание на с. 146 учебника русского языка для пятого класса УМК М. М. Разумовской, школьники сравнивают два предложения (Бежит под горой быстрая речка. — Бежит речка.); выясняют, за счет чего одно из предложений более информативно; вспоминают, чем отличается распространенное предложение от нераспространенного, словосочетание — от сочетания подлежащего со сказуемым; делают вывод, что в распространенном предложении информация передается более точно, подробно, выразительно.
В учебнике по теории русского языка для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой пятиклассники также сравнивают два предложения (Наступила осень. — После знойного лета наступила золотая осень.), вспоминают различия распространенного и нераспространенного предложений, специфику главных и второстепенных членов предложения. В качестве «вводного» в тему упражнения выступает анализ загадки (Зубастый зверек грызет с визгом дубок) с последующей беседой из упражнения 244 на с. 76 учебника по русскому языку для 5 класса: «Подчеркните главные члены предложения. Можно ли только по ним отгадать загадку? Какие члены предложения очень важны для выражения смысла высказывания? Как они называются?»
Учитель может проиллюстрировать данное задание, используя схему, приведенную ниже:
Школьники могут приступить к данной теме, анализируя ряд распространенных и нераспространенных предложений (среди которых есть односоставное предложение), записанные в две колонки, и ответить на вопрос: «Найдите главные члены предложения. Чем отличаются друг от друга предложения, записанные под одним номером?»
Приведем предложения для анализа.
1. | Школьники поют. | Школьники поют свои любимые песни. |
2. | Тишина. | Необычная тишина. |
3. | Девочки и мальчики танцуют и поют. | Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни. |
Затем ученики делают вывод, что нераспространенные предложения состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), а в состав распространенных входит хотя бы один второстепенный член предложения.
Получаем новые знания
УМК В. В. Бабайцевой работа по теме «Второстепенные члены предложения» насыщен теоретическими сведениями. Так, в учебнике «Русский язык. Теория. 5-9 классы» на с. 27 актуализируются знания о грамматической основе предложения, на с. 28 вводится понятие второстепенных членов предложения — определения, дополнения и обстоятельства, дается их определение.
В этом УМК под определением понимается второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В качестве определения обычно выступают прилагательные и местоимения, зависящие от членов предложения, выраженных существительными, например:
Дополнение рассматривается как второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? и др.), выражается существительными и местоимениями и чаще всего зависит от сказуемого:
Обстоятельство в этом учебнике — второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, образ действия и т.п., отвечающий на вопросы где? когда? почему? как? и др. и выраженное наречиями и существительными с предлогами, зависящими от сказуемого, например:
Авторы УМК дают школьнику алгоритм (полностью в виде таблицы 1 он представлен ниже в разделе «Закрепляем на практике. 5 класс»), основываясь на котором, пятиклассники смогут довести умение определять вид второстепенного члена предложения до автоматизма. Для того чтобы определить вид второстепенного члена предложения, необходимо:
- найти слово, от которого этот второстепенный член зависит;
- выяснить, что он обозначает;
- узнать, на какой вопрос отвечает;
- определить, какой частью речи выражен.
Закрепляем на практике
В учебнике по русскому языку для 5 класса УМК В. В. Бабайцевой на с. 76-83, в учебнике по русскому языку для 5 класса М. М. Разумовской на с. 142-149 предложены упражнения, которые закрепляют полученные знания о второстепенных членах предложения. В этом учебнике задания аналитического, конструктивного и аналитико-конструктивного характера представлены широко.
Рассмотрим некоторые из них.
1) В каждой паре словосочетаний найдите части, сходные по значению. Произведите разбор по образцу.
В качестве образца авторы учебника приводят следующие примеры:
2) Спишите, подбирая к словам с пропущенными буквами проверочные. Подчеркните главные члены предложения и обстоятельства.
В качестве упражнений, которые закрепляют полученные знания о второстепенных членах предложения, выступают задания такого характера:
3) Рассмотрите рисунок. Дайте имена всем ребятам. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. Подчеркните условными знаками дополнения и обозначьте те слова, к которым они относятся (к заданию прилагается опорная схема «Кто? предлагает кому? что?», «Кто? смотрит на что?», «Кто? держит в руке что?», «На большой тарелке лежит что?» ).
(Изображение взято с официального сайта В. Кирдий.)
4) Ответьте письменно на вопросы так, чтобы получился связный текст. Нужно ли в каждом предложении употреблять местоимение я? Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Подчеркните обстоятельства, отвечающие на вопросы когда? как долго? Отметьте те слова, от которых зависят обстоятельства (прилагаются вопросы: когда ты просыпаешься? в каком часу ты уходишь из дома в школу? как долго ты бываешь в школе? когды ты возвращаешься домой? как долго делаешь уроки? в котором часу ложишься спать?).
5) Составьте со словом земля три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором — дополнением, а в третьем — обстоятельством.
Вариантом выполнения данного задания являются следующие предложения: Земля была мягкая, словно ковер. Запах влажной земли смешивался с запахом свежего чая. Кот мягко прыгнул на землю.
В учебнике для пятого класса по русскому языку, входящем в УМК М. М. Разумовской, находим упражнения на с. 146-146-153, выполнение которых позволяет развивать, совершенствовать речь пятиклассника, например:
6) Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов: «Зат...нулся ржавой тиной пруд широкий, обм...лел. В луче луны л...тит большая птица. Над тр...пещущей осиной легкий месяц заблестел». Как вы понимаете выражения ржавая тина, луч луны, трепещущая осина?
Один из вариантов письменного выполнения данного задания представлен ниже. Необходимо обратить внимание школьников на вариабельность выделения членов предложения в сочетании «в луче луны».
7) Прочитайте выразительно текст С. Аксакова. С помощью каких слов автор рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию? Какие слова выражают отношение к увиденному — состояние восторга, удивление? Спишите текст, подберите к словам с пропущенными буквами проверочные. Подчеркните определения. («Я всегда любил смотреть на тихое п...дение снега. Чтобы вполне насл...диться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня предст...вляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и пор...зительной тишиной».) Вариант выполнения данного задания приводим ниже.
Среди упражнений, направленных на формирование умения подбирать слова, выступающие в качестве второстепенных членов предложения, дифференцировать второстепенные и главные члены предложения, определять вид второстепенных членов предложения, в этом учебнике по русскому языку для пятого класса УМК В. В. Бабайцевой есть следующие задания.
8) Запишите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова («Подлежащее и сказуемое — это ... члены предложения. Главные члены предложения составляют его ... Предложения могут не иметь второстепенных членов, поэтому они называются...»).
9) Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните члены предложения («Певчий дрозд это небольшая серая птичка. Снегирь русская наша птичка. Оляпка очень осторожная и чуткая птичка»).
Приводим вариант выполнения данного задания:
10) Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение «Первый снег всегда поражает своей белизной» по членам? Результатом выполнения заданий на данном этапе работы может стать таблица «Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения», которую мы приводим ниже.
Таблица 1 — «Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения»
Последовательность действий | Члены предложения | ||
определение | дополнение | обстоятельство | |
Установить, от какого слова зависит | От существительного | От глагола или прилагательного | |
Выяснить, что обозначает | Признак предмета (лица) | Предмет, с которым связано действие или признак | Как или при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется признак |
Найти, на какой вопрос отвечает | Какой? | Вопросы косвенных падежей | Как? когда? как долго? где? куда? откуда? почему? зачем? |
Определить, чем выражен | Чаще всего прилагательным или местоимением; существительным в косвенном падеже | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже | Чаще всего наречием; существительным в косвенном падеже с предлогом |