Второстепенные члены предложения: актуализация знаний в 8 классе
Знания, полученные в 8 классе о второстепенных членах, очень важны, т.к. курс обучения русскому языку в выпускном, девятом, классе посвящен изучению синтаксиса и пунктуации.В учебнике по русскому языку для 8 класса на с. 72 (УМК М. М. Разумовской) актуализация знаний восьмиклассников о второстепенных членах предложения начинается вопросами: Какие члены предложения распространяют грамматическую (предикативную) основу? На какие группы делятся второстепенные члены?
Авторы предлагают выполнить упражнение на основе следующего высказывания:
Далее целесообразно дать характеристику второстепенных членов предложения с точки зрения соединения их с другими членами предложения с помощью трех способов: согласования, управления и примыкания. Например:
Рассматривая более подробно дополнение, нужно отметить, что в роли данного второстепенного члена предложения может выступать неопределенная форма глагола (инфинитив), словосочетание:
В учебнике по русскому языку для 8 класса М. М. Разумовской на с. 79 отмечается, что дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражается существительным в именительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании, относятся к переходным глаголам, обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например:
Косвенными дополнениями являются все остальные:
Закрепляются полученные знания о дополнении как второстепенном члене предложения с помощью выполнения ряда упражнений, направленных на актуализацию знаний о переходных глаголах, формирование умений школьников опознавать и использовать прямые дополнения, выраженные словами или сочетаниями слов, находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения:
1) Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения. (Необходимо обратить внимание школьников, что в речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остается неясным.)
2) Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?
3) Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите в исправленном виде.
В ходе выполнения данного задания обучающиеся могут заполнить таблицу, в которой в первой колонке содержатся предложения с ошибками в употреблении существительных (в таблице они выделены полужирным шрифтом), а во второй — это же предложение в исправленном виде.
Ошибки в употреблении существительных | Предложение в исправленном виде |
Знакомые очень рады за наши успехи. | Знакомые очень рады нашим успехам. |
Ко мне в голову пришла удачная мысль. | Мне в голову пришла удачная мысль. |
Жители были разбужены от страшного грохота. | Жители были разбужены страшным грохотом. |
В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. | В сочинении точно описано дальнейшее развитие сюжета. |
Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. | Вот это мы и покажем в следующем телесюжете. |
Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. | Футболистам не пришлось доказывать свою правоту. |
На семинаре указали о недостатках в работе тренера. | На семинаре указали недостатки в работе тренера. |
Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. | Новый роман написан несвойственным для писателя стилем. |
Нужно больше уделять внимания на здоровье детей. | Нужно больше уделять внимания здоровью детей. |
При изучении определения как второстепенного члена предложения необходимо акцентировать внимание школьников на функции определения: оно распространяет и поясняет другой член предложения (главного или второстепенного); при этом пояснение, выражаемое определением, может определять лицо, предмет или явление с разных сторон.
Так, определения, которые отвечают на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов (на качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет):
Определения, которые отвечают на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счете, например:
Определения, которые отвечают на вопрос чей?, указывают на принадлежность предмета:
В качестве теоретической информации в этом учебнике по русскому языку для восьмого класса дается информация о различении согласованных и несогласованных определений в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом.
Так, под согласованным определением авторы учебника понимают определения, которые связаны с определяемым словом посредством согласования, т.е. согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже, например:
Под несогласованными определениями понимаются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания:
В качестве контрольно-обобщающего задания может выступить упражнение по составлению таблицы о способах выражения несогласованного определения, видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов и ее заполнению своими примерами.
Способы выражения несогласованного определения | Примеры |
Имя существительное в Р. п. без предлога Имя существительное в Р. п. с предлогом и другие падежные формы с различными предлогами |
Изба лесника состояла из одной комнаты. В коробке из-под ваксы лежало много разнообразных пуговиц. Минуты перед боем — особые минуты. Вглядываясь, он различил женскую фигуру в белой шали, облокотившуюся на перила. В нем рано проснулась страсть к рисованию. |
Наречие | Началась самая бешеная скачка вперегонку. |
Неопределенная форма глагола (инфинитив) | Пришла ей пора опомниться; он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. |
Словосочетание, состоящее из существительного в косвенном падеже и относящегося к нему прилагательного. существительного и количественного числительного |
Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней. Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером. |
Приложение рассматривается авторами как особая группа определений, выраженных существительным с определяемым словом в падеже.
Среди теоретической информации о приложении учебник содержит следующие сведения о нем. Приложение, определяя предмет, может обозначать его качества, свойства (старушка-мать), видовой признак (гриб боровик, летчик-космонавт), род деятельности (соседка-учитель), называть имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений (девочка Оля, собака Шарик, соседка Петренко, газета «Вечерняя Москва», озеро Байкал).
Среди упражнений, закрепляющих знания о приложении и формирующих умения идентифицировать его в текстах и использовать в речи, можно назвать следующие.
4) Прочитайте предложения. В выделенных словосочетаниях укажите, какое слово является определяемым, а какое — приложением.
5) Спишите. Приложения, стоящие в скобках, употребите в нужном падеже. на месте скобок, где необходимо, поставьте дефис.
На наш взгляд, в ходе выполнения данного упражнения целесообразно использовать таблицу, приведенную ниже.
Исходные предложения (со скобками) | Предложения с названиями рек, сел, городов, выраженными склоняемыми существительными, которые согласованы с определяемым словом в падеже (без скобок) |
Река Кама впадает в (великая русская река Волга). | Река Кама впадает в великую русскую реку Волгу. |
Ученые(гидрологи) подтвердят это полушутливое притязание. | Ученые-гидрологи подтвердят это полушутливое притязание. |
Авторитет реки (Волга), видимо, побеждает, сестры сливаются водами и текут уже большой Волгой. | Авторитет реки Волги, видимо, побеждает, сестры сливаются водами и текут уже большой Волгой. |
Река(кормилица), река(дорога), река(красавица) называют реку (Волга). | Река-кормилица, река-дорога, река-красавица называют реку Волгу. |
Обстоятельство на уроках русского языка рассматривается как второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.
В учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 классы» (УМК В. В. Бабайцевой) информация об основных видах обстоятельств обобщена в схему, а значит, более понятна для восьмиклассников. Так, таблица «Основные виды обстоятельств» может быть использована на уроке русского языка в 8 классе, посвященном рассмотрению этого второстепенного члена предложения.
Таблица 2 — Основные виды обстоятельств
Обстоятельства | Вопросы | Примеры |
Места | где? куда? откуда? |
И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать. С горы бежит поток проворный. |
Времени | когда? как долго? с каких пор? |
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. От восхода до заката жизнью улицы кипят. |
Причины | почему? отчего? по какой причине? |
Сенокос запоздал из-за дождей. И все почему-то вздохнули. От жары и духоты книзу клонятся цветы. |
Образа действия и степени | как? каким образом? в какой степени? |
Снег падал медленно и бесшумно. Не очень-то я его боюсь. Место оказалось совсем неудачным. |
Сравнения | как? |
За печкой тикал, как ходики, сверчок. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. |
Цели | зачем? для чего? с какой целью? |
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. |
Условия | при каком условии? | Чуден Днепр при тихой погоде. |
Уступки | несмотря на что? | В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. |
Работа над второстепенными членами предложения может сопровождаться рядом упражнений по развитию речи:
1) Составьте 6-10 предложений. Охарактеризуйте в них деятельность известных вам ученых, спортсменов, употребив с этой целью в качестве обстоятельств наречия блестяще, внимательно, всесторонне, детально, настойчиво, основательно, скрупулезно, тщательно. Определите вид обстоятельств.
2) Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.
В качестве упражнения, подготавливающего восьмиклассников к итоговому собеседованию в девятом классе, может выступить упражнение такого характера:
3) Прочитайте медленно, вдумчиво текст о знаменитой лыжнице, четырехкратной олимпийской чемпионке Раи́се Петро́вне Смета́ниной (родилась в 1952 году). Что вам показалось особенно интересным в ее биографии и спортивной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.
Методические советы
Представленная методическая работа над темой «Второстепенные члены предложения» является одним из вариантов проведения уроков данной тематики: содержание любого учебно-методического комплекса — это «конструктор», с помощью которого учитель может создавать тот или иной урок, руководствуясь определенными целью и задачами.
В ходе изучения темы необходимо более подробно остановиться на синтаксическом разборе двусоставного предложения, составить план его разбора вместе с ребятами или предложить следующие его пункты.
Необходимо дать образец синтаксического разбора предложения. Пример письменного разбора может выглядеть следующим образом:
Устный разбор может быть таким:
В ходе рассмотрения темы «Второстепенные члены предложения» важно обратить внимание на то, что к одному и тому же второстепенному члену предложения часто можно задать несколько вопросов. Поэтому от того, какой вопрос мы зададим к слову (как правило, существительному), зависит, каким членом предложения оно будет являться. Например, в словосочетании жители леса к существительному леса можно задать вопрос чего? и какие?
Что такое второстепенные члены предложения?
Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в зависимости от главных или других членов предложения и выполняющие функцию уточнения, пояснения или дополнения господствующих слов.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на:
- - определения,
- - дополнения,
- - обстоятельства.
Причем в предложении определения относятся к подлежащему и другим членам предложения, а дополнения и обстоятельства относятся к сказуемому.
Виды определений, дополнений, обстоятельств
Определение
Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей?
- На улице стояла пасмурная погода.
Погода какая? — пасмурная — определение, при разборе предложения подчеркивается волнистой линией.
По способу выражения определения делятся на:
- согласованные,
- несогласованные.
Согласованными называются определения, согласующиеся в числе, роде и падеже со словом, к которому они относятся (с определяемым словом). В предложении с прямым порядком слов согласованные определения находятся перед словом, к которому они относятся.
- Вся комната буквально утопала в цвете лета: зелёнЫЕ обои на стенах, зеленЫЙ столик, зеленАЯ софа.
Несогласованными называются определения, соотносящиеся с главным словом подчинительной связью (по типу управления или примыкания).
- Николай внёс всех участников в список группы. Список (какой?) группы — (сущ. + предлог).
- Её лицо озарила улыбка. Лицо (чьё?) её — (притяж. местоим. 3 л.).
Обстоятельство
Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий как, когда, где и при каких обстоятельствах совершается действие. Обстоятельства выражаются именами существительными в косвенных падежах (как с предлогом, так и без него), инфинитивом, наречиями и деепричастиями. При разборе предложения подчеркивается штрихпунктирной линией.
Обстоятельства делятся на следующие виды:
Вид | Указание | Пример |
Обстоятельство времени | Временные показатели совершаемого действия. |
Я сейчас очень спешу. Спешу (когда?) сейчас. |
Обстоятельство места | Место или направление действия. |
Вдали сверкнула молния. Сверкнула (где?) вдали. |
Обстоятельство образа действия | Образ совершения действия. |
Павлик тихонько засмеялся. Засмеялся (как?) тихонько. |
Обстоятельство меры и степени | Мера пространства и времени, степень качества. |
Я дважды повторила свои условия. Повторила (сколько?) дважды. |
Обстоятельство причины | Причина совершения действия. |
Поход пришлось отложить из-за непогоды. Отложить (из-за чего?) из-за непогоды. |
Обстоятельство цели | Цель совершения действия. |
Через неделю мы поедем отдыхать. Поедем (куда? что делать?) отдыхать. |
Обстоятельство условия | Условие, при котором действие будет совершено. |
В случае грозы мы отложим поездку. Отложим (при каком условии?)в случае грозы. |
Обстоятельство уступки | Условие, невзирая на которое действие совершается. |
Денис продолжал отстаивать своё мнение несмотря на угрозу ссоры. Продолжал отстаивать (вопреки чему? несмотря на что?) несмотря на угрозу. |
Дополнение
Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного).
- Лена и Петя долго рисовали красками.
Рисовали (чем?) красками — дополнение, при разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.
Различают прямое и косвенное дополнения.
Прямыми называется дополнения, находящиеся в форме именительного падежа, без предлога, относящиеся к переходному глаголу, или в форме родительного падежа, относящиеся к переходному глаголу с отрицанием:
- Я старался не замечать шуток.
- Пришло время написать сочинение.
Косвенными являются все остальные типы дополнений:
- Я собирался подарить горшочек с мёдом.
- По телевизору передавали новости о трагедии.
Таблица второстепенных членов
Второстеп. член предложения |
Обозначение |
Вопрос |
Господств. член предл-я |
Выражение |
Определение | Признак предмета |
Какой? Чей? |
|
Вопросы косв. падежей:
|
Дополнение | Предмет |
Вопросы косв. падежей:
|
|
Вопросы косв. падежей:
|
Обстоятельство | Место, способ действия, цель, причина и т.д. |
|
|
Вопросы косв. падежей:
|