Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку. Задания конкурса Writing
Корпорация «Российский учебник» в серии вебинаров представляет разбор олимпиадных заданий по английскому языку. Как известно, олимпиада состоит из пяти конкурсов: Listening (понимание устного текста), Reading (понимание письменного текста), Use of English (лексико-грамматический тест), Writing (письменная речь), Speaking (устная речь). Председатель Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку Юлия Курасовская представила примеры заданий Writing и образцы их успешного выполнения, рассказала о типичных ошибках на олимпиадах, отметила — на что нужно обратить особое внимание при подготовке.Writing: школьный и муниципальный этапы
Для данных этапов Центральная комиссия не предоставляет задания, а лишь дает рекомендации по их составлению. Одна из основных рекомендаций — предлагать ученикам задания по нежанровому письму: «выразите свое мнение», «прокомментируйте цитату», «посоветуйте книгу для школьной библиотеки» и т.д. Задача получается похожей на задание № 40 ЕГЭ, однако не должна повторять его полностью. Число слов может быть 100-120 или больше.
Пример
Time: 30 minutes. Comment on the following problem: Elderly people who live alone should be taken care of. In your comment use information from the article below:
Elderly people who live alone can be monitored by new technology that analyses household sounds to ensure their safety. The new sound monitoring system, developed by Fujitsu, the Japanese electronics company, examines noises in homes via a microphone connected to a data centre. The technology is refined enough to differentiate between the sound of a falling object or a collapsing human and can instantly alert family members or security firms if any abnormality is detected. From breathing and coughing to sleeping, all noises made by the resident can be detected by the technology, in addition to analysis of daily routines, heat and humidity levels.
Write 100-120 words. Remember to: make an introduction, express your personal opinion on the problem and give reasons for your opinion, express your attitude towards the information from the article, make a conclusion. Write in your own words.
Пояснение: От ученика требуется высказать свою точку зрения по предложенной проблеме, привести аргументацию и выразить свое отношение к информации, представленной в статье. Задача отчасти знакома по заданию № 40 ЕГЭ, поэтому не вызывает затруднения. Очень важно приучить школьников читать задание полностью и выполнять его строго по критериям.
Типичные ошибки:
- Невнимательность при прочтении задания.
- Несоответствие заданному объему.
- Отсутствие вступления и заключения.
- Элементарные грамматические, лексические, пунктуационные ошибки.
Writing: школьный и муниципальный этапы
Задания для данных этапов составляет Центральная предметно-методическая комиссия. Ученики работают уже с жанровым письмом. Даются те же жанры, что и на международных экзаменах: рассказ (story), статья (article), доклад/отчет (report), рецензия (review), личное и деловое письмо (letter). Задачи также представляют собой модифицированные задания ЕГЭ.
Типичные ошибки (независимо от жанра):
- Непонимание формата высказывания, жанра.
- Замена жанра.
- Неполное или неточное раскрытие темы.
- Нарушение логики (отсутствие или неправильное использование средств логической связи, резкие переходы, отсутствие вступления и заключения).
- Лексико-грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные творческие задания в жанрах рассказа и отчета.
Рассказ
Рассказ — это малая литературная форма, имеющая сюжет (фабулу). Текст в этом жанре должен соответствовать следующим требованиям:
- Оригинальный динамичный сюжет.
- Естественный тон повествования.
- Использование таких приемов как описание, повествование, рассуждение.
- Наличие индивидуально-авторской оценки событий и факторов, выражение чувств и эмоций автора и его героев.
- Наличие элементов диалогической речи.
- Четкая композиция (зачин, основная часть с кульминацией, развязка).
- Наличие заголовка.
- Разнообразие языковых средств.
Рекомендации для учеников по написанию рассказа:
- Прежде чем приступить к написанию рассказа, продумайте сюжетную линию, характеристику героев, составьте план и набросайте ключевые слова к пунктам плана.
- Учтите, что динамика событий в рассказе очень важна, ее можно подчеркнуть, используя слова at first, before, until, while, during, after, finally, when, etc., а также глаголы happen, realize, start, run, appear, disappear, occur, exclaim, sigh, mutter, say, wonder, etc.
- Используйте прилагательные и наречия, чтобы описать чувства и действия героев. При этом вместо приевшихся слов: big, small, good, bad, very употребляйте их синонимы и эквиваленты: enormous, tiny, terrific, horrible, extremely, etc.
- Будьте внимательны с использованием грамматических времен. Например, Past Continuous подходит для описания погоды в момент действия, Past Simple — для основных действий, Past Perfect — для событий, предшествующих истории.
- Примите во внимание, что в рассказе часто описываются герои, места, предметы, события.
- Помните, что в рассказе очень важны начало и конец.
Пример 1
Write a short story. Choose any subject but use in your story the following words at least once ( underline the word from the list when using it for the first time): Fluffy, Ignorant, Board, Cord, Traffic.
Title your story using a word from the list. Include description of feelings and emotions. Include direct and indirect speech. Make an unexpected ending. Write 200-250 words. Time: 1 hour 15 minutes.
Пояснение: От ученика требуется написать рассказ с использованием определенных слов. Основная трудность в том, чтобы правильно употребить эти слова. На олимпиаде много сложностей было с Ignorant — участники путали его значения с русским словом «игнорирующий» и употребляли в неправильных конструкциях. Однако некоторые участники, напротив, удачно обыграли это многозначное слово.
Критерии оценивания
Содержание (10 баллов):
- Рассказ написан, в нем правильно использованы все 5 слов, указанных в задании. Слова подчеркнуты.
- Сюжет рассказа есть, он оригинален, понятен, динамичен и интересен.
- Есть заголовок, соответствующий содержанию рассказа, в заголовке использовано одно из заданных слов.
- Рассказ включает элементы прямой и косвенной речи, которая органично вписывается в сюжет.
- В рассказе переданы чувства и эмоции автора и/или героев.
- Конец рассказа неожиданный, но при этом полностью вписывается в сюжет и соответствует заданному жанру и стилю.
- Объем работы либо соответствует заданному, либо отклоняется от заданного не более чем на 10% в сторону увеличения или уменьшения (180-275 слов). Если объем работы отклоняется от заданного более чем на 10% в сторону увеличения (более 275 слов), проверке подлежат только первые 250 слов.
Организация текста (2 балла):
- Логика повествования не нарушена.
- Текст правильно разделен на абзацы.
- Присутствуют и правильно используются средства логической связи.
Лексика (3 балла):
- Участник демонстрирует богатый лексический запас, необходимый для раскрытия темы, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью.
- Работа не имеет ошибок с точки зрения лексической сочетаемости.
Грамматика (3 балла):
- Участник демонстрирует грамотное и уместное употребление грамматических структур.
- Работа не имеет грамматических ошибок.
Орфография и пунктуация (2 балла):
- Участник демонстрирует уверенное владение навыками орфографии и пунктуации.
- Работа не имеет ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации.
Рассказ, получивший наибольшее количество баллов:
A fluffy tail
Once upon a time, I was sitting in my office and observing my ignorant colleagues. I glanced at the watch and discovered that it was time to go home. So, I unplugged all the cords from my laptop, put a note on the board and left my workplace. Bob told me: «Have a nice day!» I told him to have a nice day too.
I left the office building, found my car in the car park and headed off to my home place. The way home usually takes an hour. It’s a boring trip, because while covering the distance I have to stay in an enormous traffic jam. Not to feel bored I switched on the radio and started waiting for the cars in front of me to move. Suddenly I saw something strange in front of my car. It looked like a roll of a newspaper. Then I understood that it was something fluffy and alive. I left the car and took the fluffy ball in my hands. It turned out to be a small cat with a fluffy tail. It looked miserable and was shivering with cold.
I decided to take it home just to feed it, because my wife would never let it live with us. A year ago our cat left home and didn’t come back. After this incident Monica couldn’t see any other cats. Well, this time she was about throwing the poor kitten away, when she suddenly found a necklace on the cat with the cat’s owner’s address. The address was ours! It was our cat that we had lost. How happy we were!
Пример 2
Дана фотография, на которой изображены детский палаточный лагерь и выходящий из леса медведь.
Write your own version of the story based on the picture. Remember to: include a title, describe events in an entertaining way, include elements of direct speech, description of feelings and emotions, make an unexpected ending. Write 220-250 words.
Пояснение: От ученика требуется написать рассказ по картинке (историю с сюжетом, а не только описание представленной ситуации).
Отчет
Отчет — развернутое информационное сообщение. Текст в этом жанре должен соответствовать следующим требованиям:
- При необходимости наличие заголовка и подзаголовков перед абзацами.
- Описание цели во введении.
- Данные о том, как собиралась информация.
- Анализ фактов, оценивание мнений, сравнение, сопоставление, выяснение причин в основной части.
- Финальное оценивание и рекомендации в заключении.
- Соответствие формальному стилю (в отличие от эмоционального рассказа). Использование выражений «The aim of this report is to assess...», «The majority said that they...», «while, whereas» (comparison), «The following conclusions can be drawn...», «As can be seen from the findings of this report, the only...».
Пример
Даны графики с информацией о сдаче экзаменов по различным предметам в 2015/2016 гг.
Write a report to your school administration based on the chart below. Give recommendations what should be done to increase students’ interest and success in some subjects. Use the following words in your report: Affect, Fluctuate, Percent, Percentage, Trend. Underline the required words when used in your report. Time: 1 hour 15 minutes.
Remember to: make an introduction, summarize the information by selecting and reporting the main features (2 or more), make comparisons where relevant (2 or more), give recommendations (2 or more), make a conclusion, USE YOUR OWN WORDS AND EXPRESSIONS in your report. Write 300-350 words.
Пояснение: От ученика требуется написать с использованием определенных слов отчет для школьной администрации. Отчет по графикам: сравнить данные и представить рекомендации о том, как поднять интерес к менее популярным предметам.
Критерии оценивания
Содержание (10 баллов):
- Отчет написан в соответствующем заданию нейтральном (или официальном) стиле.
- В отчете есть, основанные на графиках, описания двух и более тенденций.
- В отчете содержится сравнение графиков по двум и более пунктам.
- В отчете содержатся рекомендации для школы — две и более.
- В отчете правильно использованы все указанные в задании слова.
Организация речи (4 балла):
- Текст построен логично.
- Текст правильно разделен на абзацы.
- В тексте присутствуют и правильно используются разнообразные средства логической связи.
- В тексте присутствуют все необходимые структурные компоненты: вступление, основная часть, заключение.
Языковое оформление (6 баллов):
- Работе не имеет лексических ошибок.
- Работа не имеет грамматических ошибок.
- Работа не имеет ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации.
Отчет, получивший наибольшее количество баллов:
The aim of this report is to recommend what should be done in order to make students interested and successful in some school subjects. The chart was used to analyze the information. The biggest number of both boys and girls has passed state exams in computer science, mathematics and foreign languages. The percentage of them is higher than 40. The choice of chemistry, physics and geography appears to be a little bit lower — its data fluctuates from 30 to 40 percent. History is the least popular subject students have passed state exam in.
Computer science exam was the most popular one among girls. It is because of the fact that the IT development greatly affected the demand for programmers. However, in 2015-2016 academic year most boys passed mathematics exam, following the trend of being more interested in mathematical sciences than practical areas. Speaking about less popular subjects, it should be stressed that only 14 percent of girls succeeded in passing state exam in chemistry, whereas 20 percent of boys managed to pass geography exam.
Judging by our research, me can give the following recommendations. On the one hand, to raise students’ interest in unpopular subjects such as chemistry, history and geography teachers should use modern technology such as computers and eboards during the lesson. On the other hand, group work and school projects may make them more interested in the subject. In conclusion, we can make a point that both interests and success of students do not depend on what kind of science a particular subject refers to. It is all about the education progress which can be improved by the use of special equipment and another way of studying.
Комбинированные задания
Комбинированные задания в конкурсе Writing встречаются нечасто, однако ставят перед учениками очень интересные задачи, которые те выполняют с большим удовольствием. Суть в совмещении жанров, разных заданий из ЕГЭ.
Пример
Imagine that you are a teacher of English at school and you have given your students the writing assignment: Comment on the following statement. When you are studying away from home, the best choice for you is to live with your acquaintances. What is your opinion? Do you agree with this statement? Write 200-250 words. Use the following plan: make an introduction (state the problem), express your personal opinion and give 2-3 reasons for it, express an opposing opinion and 1-2 reasons for it,explain why you don’t agree with the opposing opinion,make a conclusion restating your position One of your students has sent you her essay by e-mail.
Task A. Find and correct the mistakes. The first one has been corrected as an example. Find 5 more mistakes (grammar, vocabulary or spelling) and correct them.
Task B. Playing the role of a school teacher, write an email to your student, expressing your opinion on her work. Do not comment on the grammar, vocabulary or spelling mistakes in your letter. Comment on the composition and general idea of the essay. Observe the rules of letter writing, except for the address. Do not write your real name! (use 100-140 words).
Student’s Essay When you are studying away from home, the best choice for you is to live with your acquaintances.
I disagree to this statement. If you are thinking of going away to study, your choice of accommodation will be very important. You may be lucky enough to have the chance of staying with somebody your parents know, for example, your distant relatives or your parents’ friends. However, this can bring problems as well as advantages. Family life may well distract you of your studies, and there will also be the question of what you should pay to your hosts. No matter how carring they may be and no matter how much they want you with them, they won’t expect to keep you for nothing. Paying too much or too little can easily lead to feeling awkward but setting the right amount can be tricky and embarrassed. You will also have to adjust with your hosts’way of life and put up with their habits. They will also have to do their best to make you feel at home. In other words, it is wrong to believe that if you are living with somebody you know it will be costing nothing either for you or for them. Living in a dormitory can often be the best arrangement after all.
Ann Applewood
Пояснение: От школьника требуется представить себя учителем английского, задавшим ученикам известное задание «выразить точку зрения по предложенной проблеме», проверить эссе одной из учениц, найти в нем 5 ошибок, прокомментировать это эссе в письме. То есть школьник имеет дело с жанром эссе, но сам при этом должен написать ответ в форме письма.
Ответ, получивший наибольшее количество баллов:
Dear Ann,
On the whole, your essay is very well done. Your point of view is clearly stated and supported by several arguments. Unfortunately, the opposing opinion is not mentioned in your work and is not commented upon. I am afraid there is no introduction in your essay. Try to add two sentences at the beginning where you paraphrase the statement and show that there are different views on the problem. I would also make two more paragraphs, starting with the words «Family life» and «In other words».
With best wishes,
Mr. Brown
В целом, для олимпиадных заданий характерно усложнение стандартных задач, ориентация на креативность учеников, обращение к межпредметным связям. Тренируясь к олимпиаде, помимо тематических пособий, стоит также использовать пособия для подготовки к международным экзаменам.