Всемирный день здоровья
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой конспект спортивного праздника «Всемирный день здоровья», ежегодно проводимый 7 апреля, в рамках которого проводится педагогическая диагностика уровня физической подготовленности детей 6 лет.
Новизна (инновационность) данного материала заключается в том, что спортивный праздник рассматриваться как педагогическое условие формирования социокультурного опыта детей в результате соревновательной практики.
Методическая разработка согласуется с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования и направлена на развитие личности, мотивации и способностей детей в двигательной детальности [3].
Педагогическая диагностика является необходимым условием индивидуализации образования. На начальном этапе работы она позволяет оптимально организовать процесс физического воспитания с учетом выявленных особенностей физического развития и мотивационной сферы детей, а на завершающем этапе – увидеть результативность педагогического воздействия. Составляющей педагогической диагностики является оценка физической подготовленности дошкольников. Постановлением правительства № 540 от 11 июня 2014 года обозначены государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Возраст 6 лет определён правительством как начальный для подготовки к сдаче нормативов [5]. Опережая решение правительства, в 2010 году, коллегия администрации Кемеровской области по инициативе губернатора А.Г. Тулеева, утвердила Постановлением № 433 от 1 октября рекомендуемые нормативы физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений «Спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества» [2].
В целях обеспечения преемственности в вопросах физического воспитания на этапе дошкольного и начального общего образования, оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста Топкинского муниципального района осуществляется с учетом нормативов Комплекса «ГТЗО». В связи с этим педагогическая диагностика, представленная в методической разработке «Всемирный день здоровья», содержит следующие виды испытаний:
- Челночный бег 3х10 м;
- Прыжки в длину с места;
- Подъём туловища из положения, лёжа на спине;
- Бросок набивного мяча весом 1кг
Методики тестирования подробно описаны в дошкольной литературе такими авторами как Рунова М.А., Усаков В.И., Сердюковская Г.Н., Тарасова Т.А. и другими [1,4].
Педагогическая диагностика на спортивном празднике осуществляется круговым методом, т.е. в спортивном зале на этапе подготовки определяются места – «станции» - для выполнения 4-х видов испытаний. Во время мероприятия дети, разделившись на подгруппы, последовательно проходят все «станции». Прохождение детьми испытаний на каждой «станции» организуют помощники ведущего, они же фиксирует результаты в протоколах. Помощником ведущего может быть любой педагогический работник детского сада или родитель. Предварительно помощники ведущего проходят инструктаж, где знакомятся с планом проведения мероприятия и с методикой приема нормативов. Инструктаж проводит инструктор по физической культуре.
По окончании праздника результаты диагностики из протоколов вносятся инструктором по физической культуре в электронную таблицу, где автоматически определяется уровень физической подготовленности ребенка с учетом возраста и пола (приложение 1).
На спортивном празднике «Всемирный день здоровья» реализуется только часть программы педагогической диагностики. Для изучения двигательной сферы дошкольников требуется несколько дней. Результаты диагностики фиксируются в Паспорте физической подготовленности (приложение 2), благодаря чему дети и родители могут видеть динамику развития и планировать подготовку ребенка к сдаче нормативов I ступени Комплекса ГТО. При обучении в школе Паспорт физической подготовленности может быть вложен в портфолио учащегося и свидетельствовать о достижении личностных результатов.
Помимо педагогической диагностики спортивный праздник «Всемирный день здоровья» решает еще ряд важных задач, одна из которых – определить состав команды для участия в муниципальной Спартакиаде «ГТЗО».
Для того чтобы работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в муниципальном образовании носила более системный и целенаправленный характер, идея сдачи нормативов ГТЗО была трансформирована педагогами Топкинского района в Спартакиаду для детей 6-7- летнего возраста с изменением аббревиатуры «Готов трудиться, заниматься, обучаться!». Для участия в Спартакиаде от каждой дошкольной общеобразовательной организации (ДОО) формируется команда из 4 мальчиков и 4 девочек. Во время Спартакиады дети соревнуются в выполнении упражнений, составляющих основу Кузбасского комплекса «ГТЗО», приобретая бесценный социальный опыт соревновательной практики.
Результаты педагогического тестирования, состоявшегося в рамках спортивного праздника «Всемирный день здоровья», вносятся в протокол и ранжируются: за самый высокий результат присваивается 1-е место, за самый низкий - последнее (приложение 3). Очки высчитываются по сумме занятых мест участника по всем видам испытаний. Дети, набравшие наименьшее количество очков являются основными претендентами для участия в муниципальной Спартакиаде «ГТЗО». Результаты рейтинга не оглашаются публично, однако, родители на индивидуальных консультациях могут ознакомится с результатами своего ребенка.
Стоит отметить, что главная задача, которая ставится перед детьми на спортивном празднике – не соревноваться друг с другом, а показать свой наилучший результат, максимально реализовать свои двигательные возможности в условиях тесного сотрудничества с педагогами и другими детьми. В связи с этим организаторы мероприятия создают атмосферу доброжелательности – каждый ребенок должен почувствовать себя успешным!
Методическая разработка может быть адаптирована к условиям любой дошкольной общеобразовательной организации и скорректирована педагогами в целях пропаганды Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Для ее успешной реализации педагог должен уметь использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями), сотрудничать с другими педагогическими работниками, владеть ИКТ-компетентностями. Иными словами, соответствовать профессиональному стандарту педагога.
Тема: «Всемирный день здоровья»
Цель: формирование социального опыта детей дошкольного возраста в области физической культуры.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о физически развитом здоровом человеке как ориентире индивидуального физического развития ребенка;
- Формировать знания о спортивном Комплексе «ГТЗО», видах физической активности и видах спорта, входящих в структуру Комплекса «ГТО»;
- Познакомить детей с муниципальной Спартакиадой «ГТЗО» детей дошкольного возраста;
- Определить ориентиры индивидуального физического развития детей на основе диагностики уровня физической подготовленности;
- Формировать навыки самоорганизации, дружной и согласованной работы.
Место проведения: спортивный (музыкальный) зал.
Оборудование для инструктора: сантиметровая лента, секундомер, медали по количеству детей, воздушный шарик, мел. ТСО: экран, ноутбук, проектор.
Оборудование для воспитанников: гимнастические маты – 4 шт.,
набивной мяч (1кг), резиновые мячи 6 шт., кубики (ребро 7 см) 9 шт., 4 маленьких обруча.
Участники: дети подготовительной к школе группы; ведущий – инструктор по физической культуре или старший воспитатель; 4 помощника ведущего – педагогические работники ДОО или родители.
Ход занятия
Содержание деятельности |
Педагогические задачи |
Продолжительность |
|||||
|
педагоги |
воспитанники | |||||
1 |
Организационный этап |
||||||
|
Построение Ведущий приветствует детей, после чего рассказывает о Спартакиаде «ГТЗО» детей дошкольного возраста, которая ежегодно проходит в Топкинском муниципальном районе, о тестовых испытаниях, которые выполняют ее участники |
Под музыку дети подготовительной к школе группе заходят в зал и выстраиваются в одну шеренгу напротив экрана. Приветствуют ведущего. Слушают рассказ ведущего |
|
7 минут |
|||
Просмотр фильма «Спартакиада «ГТЗО», беседа. Чтобы проиллюстрировать свой рассказ, ведущий показывает детям фильм «Спартакиада «ГТЗО» (Приложение 4). После просмотра фильма ведущий задает вопросы детям, чтобы понять их отношение к Спартакиаде: хотят ли они принимать участие в Спартакиаде? Какие задания выполняют участники Спартакиады? Смогут ли они сделать так же? Доводилось ли им участвовать в каких-либо соревнованиях? |
Смотрят фильм, отвечают на вопросы ведущего, делятся имеющимся опытом участия в соревнованиях, высказывают предположения о том, какие виды упражнений они смогут выполнить с легкостью. |
||||||
Определение тестовых испытаний. Ведущий предлагает детям поучаствовать в такой же спартакиаде, только в их детском саду. Дети пробуют самостоятельно отгадать, какие упражнения им предстоит выполнить. Для этого ведущий показывает по очереди слайды со схематичным изображением тестовых испытаний: челночный бег; поднимание туловища за 30 секунд; бросок набивного мяча; прыжок в длину с места. Если дети затрудняются с ответом, ведущий задает наводящие вопросы, в крайнем случае, прибегает к методу показа. Ответы детей ведущий подытоживает, называя тестовые испытания правильно |
Дети по схематичным изображениям на слайдах презентации, описывают двигательные действия, которые им предстоит выполнить. |
||||||
Разминка. Для проведения разминки используется музыка «Молодость и спорт» (Приложение 5). Разминка состоит из знакомых детям физических упражнений и проводится ведущим в форме танцевального комплекса. |
Под музыку дети выполняют знакомые им физические упражнения, повторяя за ведущим |
||||||
2 |
Основной этап |
|
|
|
|||
|
Ведущий делит детей на 4 равные по количеству подгруппы. Объясняет и показывает, какие упражнения дети должны выполнить на каждой «станции». Рассказывает, в какой последовательности подгруппы должны переходить от «станции» |
Инструктаж. Дети слушают объяснения ведущего; задают вопросы на уточнение; отвечают на вопросы ведущего |
Создать условия для сотрудничества, проявления лидерских качеств, самостоятельности |
20 минут |
|||
|
На каждой «станции» дети поочередно выполняют испытания, а помощник инструктора фиксирует результат и вносит в протокол. Если дети затрудняются, помощник инструктора показывает технику выполнения упражнения. Педагог стимулирует детей поддерживать друг друга, «болеть» за товарищей. Когда на всех «станциях» дети заканчивают выполнять задание, ведущий дает команду «Перешли» и подгруппы перемещаются к следующей «станции» согласно своему маршрутному листу (Приложение 6). Помощники ведущего следят за тем, чтобы дети правильно «читали» маршрутный лист. Если на одной из «станций» дети закончили выполнять задание раньше других, помощник ведущего организует беседу, спрашивая, понравилось ли им выполнять упражнение? Помнят ли они свой результат? Может ли это упражнение пригодиться им в жизни? |
Выполнение тестовых испытаний. Дети выполняют испытания. Капитаны следят за тем, чтобы в группе соблюдалась дисциплина, очередность при выполнении упражнений. Дети поддерживают друг друга во время выполнения упражнений. Выполнив задание, дети самостоятельно выбирают следующую «станцию» по маршрутному листу. |
|
|
|||
|
Заключительный этап |
||||||
|
Малоподвижная игра на внимание. «Моль» (Приложение) Сюрпризный момент. Игру проводит ведущий. В конце игры ведущий достает воздушный шарик в котором сюрприз – медали участников спортивного праздника. Ведущий обращает внимание детей на то, что каждый из них сегодня показал свой лучший результат и поэтому каждый участник праздника – чемпион, а чемпионам вручаются медали. Воздушный шарик лопается, дети под музыку получают медали и выходят из зала. |
В игре дети следуют правилам, стараются быть внимательными. В конце игры дети получают медали и выходят из зала |
|
5–8 минут |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.