«Все могут творить добрые дела!»
на методическую разработку к классному часу
«Все могут творить добрые дела!» для 9 класса (8, 10 классов)
В методической разработке раскрыты понятия ДОБРО и ДОБРОТА с использованием различных форм работы. Обсуждение, проблемные ситуации с демонстрацией фотографий, чтение отрывков из книги Ю.Новикова «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы» позволяют убедить учащихся в необходимости делать добрые дела.
Классный час
Класс: 9 (8, 10)
Тема: «Все могут творить добрые дела!»
Цель занятия: убедить подростков в том, что каждый из них может совершать добрые дела.
Задачи:
- Ответить на вопросы «Что такое добро и доброта?», «Что важнее всего в семейных отношениях?»
- Рассказать детям о тех людях, которые умеют творить добрые дела.
- Предоставить информацию о том, как и где можно сотворить доброе дело.
Планируемые результаты:
- Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
- Метапредметные: умение извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее.
- Предметные: определить для себя что такое ДОБРО, ДОБРОТА, что относиться к ДОБРЫМ ДЕЛАМ.
№ п/п |
Время (мин) |
Название этапа |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат этапа |
1. |
4 |
Организационный этап. |
Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне посредством включения в обсуждение. |
Добрый день! Ребята, сейчас я хотела бы поделиться с мыслями, которые посещают наверное многих из вас. Мы живём в этом мире и иногда не замечаем того, что происходит в этом мире. Дела и заботы, повседневная суета заставляют нас забыть о главном … И это главное для каждого своё. Что для вас в этой жизни является главным? И почему?
|
Дом, семья, друзья, быть счастливым, быть здоровым. |
КоммуникативныеУУД: 1. Умение слушать и слышать собеседника. Познавательные УУД: 1. Умение высказывать собственное мнение и обосновывать его. |
На доске после ответов детей учитель вешает карточки со словами: счастье, дом, учёба, семья и т.д. |
||||||
2. |
4 |
Целеполагание. |
Постановка цели деятельности. |
Для меня самоё главное – это семья. Для большинства из нас именно наличие близких по духу, родных, любимых людей является самым ценным. Причем речь идет как о семье, в которой человек родился и вырос, так и о той «ячейке общества», которую каждый из вас будет строит самостоятельно. Как вы считаете, можно сказать, что основа семейных отношений является добро? |
|
КоммуникативныеУУД: Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия: 1. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. |
Или основой семейных отношений является доброта? Некоторые считают, что эти слова имеют одинаковое значение, другие нет. |
Да – это основа семейных отношений. Без доброты невозможно построить нормальной гармоничной семьи. Если вы уважаете, любите, относитесь друг к другу по доброму, то в вашей семье всегда будет взаимопонимание и любовь. |
|||||
Как вы считаете, с какими понятиями мы будем сегодня работать? |
Добро и доброта. |
|||||
Что каждый из вас планирует для себя получить от нашей сегодняшней беседы? Запишите на листочках. |
Дети записывают и переворачивают листочки. |
|||||
3. |
5 |
Открытие нового знания. |
|
Мы продолжаем нашу беседу о добре и доброте , и важны ли они для семейных отношений? Но прежде, предлагаю объяснить эти два понятия, которые на первый взгляд являются одинаковыми. |
|
КоммуникативныеУУД: Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия: 1. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Познавательные УУД: 1. Умение формулировать мысли на основе полученных новых знаний.
|
В книге Ю.Новикова «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы» автор очень точно описывает эти два понятия. Предлагаю вам прочитать тексты, которые я подготовила на ваших столах. |
Дети читают предложенный учителем материал. Карточки для классного часа (см. ниже) Дети объясняют эти два понятия. Доброта и добро — вовсе не одно и то же. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом. А вот о доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не мешать, о чьих интересах заботиться.
|
|||||
4. |
7 |
Первичное закрепление. |
Просматривание фотографий |
А теперь предлагаю посмотреть на фотографии.
Что Вы можете сказать об этих семьях? Что важно для их семейных отношений, как вы думаете? Что доброго эти семьи сделали? |
На всех семейных фотографиях люди с детьми, и возможно для них это и является основой семейных отношений. Они родили детей, обеспечивают их всем необходимым, они их любят. |
Коммуникативные УУД: 1. Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей . Познавательные УУД: 1. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Что по вашему мнению мешает в некоторых семьях поселиться ДОБРУ, ТЕПЛУ и ЛЮБВИ? И это так, как поётся в песне Ларисы Долиной, важней всего погода в доме… Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии чем они отличаются от предыдущих? |
Возможно плохие привычки, особенности темперамента и не умение быть добрыми по отношению друг к другу.
|
|||||
Здесь изображена семья Ефимовых из села Синеглазово, которая взяла на воспитание восемь детей, шесть из которых – инвалиды. У родителей, Ирины и Александра, горящие глаза и тёплые сердца, а у каждого ребёнка своя маленькая страшная история за плечами – не всякому взрослому по силам. Мама домохозяйка, папа рабочий на заводе, живут на за заработную плату отца и на пособия, которых хватает на немного. |
Здесь также изображены семьи с детьми, которые выглядят очень счастливо.
|
|||||
Что вы можете сказать? А вы знаете, что в нашей стране насчитывается 118 тысяч сирот, а в очереди на усыновление стоит лишь 16500 человек. Почему россияне отказываются от сирот? А дело в том, что, по мнению создателей документального фильма «Россия без сирот», в обществе довольно крепок стереотип, что «чужие дети» — это в первую очередь проблема. Вот какие основные причины-мифы отказов даже от мысли об усыновлении или опекунстве нам приводятся:
Но всё же есть такие люди в нашей стране, которые дарят своё тепло, добро и любовь. Как говорится, мир не без добрых людей. И всё это тем более замечательно, если по итогу разовьется в геометрической прогрессии. Это очень ответственный шаг, это я вам могу сказать по собственному опыту. Пусть не каждый человек может сотворить такое ДОБРО, но Добро ещё связано и с умением порадоваться посочувствовать и по сопереживать, откликаться на чувство других и держать свою душу открытой. |
Это – подвиг, слёзы наворачиваются на глазах и тут же возникает вопрос, почему такие добрые дела делают не все.
|
|||||
Ребята, а что вы можете сделать ДОБРОЕ в вашем возрасте для этих детей? |
Помочь финансами, провести акции по сбору необходимых вещей. |
|||||
5. |
6 |
Закрепление |
Закрепление нового способа действий. |
28 ноября 2017 года в России во второй раз пройдет Международный день благотворительности #Щедрый Вторник. Регистрация участников уже началась. О том, что это за инициатива, как и зачем в ней участвовать, рассказали «Филантропу» Мария Черток и Светлана Горбачева, организаторы проекта, представители Фонда » КАФ «. #Щедрый вторник объединяет более 100 стран. В этот день по всему миру устраиваются всевозможные мероприятия и акции, связанные с благотворительностью. В 2016 году #Щедрый вторник впервые прошел в России. По данным ведущих пожертвований и платежных систем, благотворительные онлайн пожертвования в этот день выросли в среднем в 2,5 раза. В этом году Международный день благотворительности состоится вновь. Дата уже известна — 28 ноября, регистрация участников открыта на сайте. Присоединиться к проекту могут все желающие. Я предлагаю это сделать 28 ноября . Кто желает, запишите свою фамилию на листочке, который я пущу по рядам. |
Желающие комментируют своё желание. |
Познавательные УУД: 1. Умение делать выводы и умозаключения. |
6 |
1 |
Рефлексия. |
Соотнесение цели урока и результата. |
Возвращаемся к началу урока. Предлагаю перевернуть свои листочки и прокомментировать, кто желает, свои записи. И в заключении я хотела бы подарить каждому магнит с такими словами
Как долго бы ни длился путь земной, Спасибо вам, за ваши добрые слова и дела! |
Дети комментируют. |
Познавательные УУД: 1. Умение делать выводы и умозаключения. |
Карточки для классного часа
1 группа
Допустима ли доброта по отношению к болезням и паразитам, поражающим, разрушающим человека? Нужно ли помогать вирусам и болезнетворным бактериям? Нужно ли заботиться об интересах глистов, вшей, клопов? Ведь они, как и мы, тоже живые, тоже борются за жизнь, тоже стремятся оставить потомство, обеспечить себе комфортное существование. Очевидно, что в данном случае наша «доброта» неуместна, служит не добру, а злу (болезням, паразитизму). Её результат только один — разрушение человека или даже его смерть. И нужна здесь не доброта, а жёсткая бескомпромиссная борьба на полное уничтожение.
2 группа
Допустима ли доброта по отношению к преступникам, паразитам общества? Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги, берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет. Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку, продовольствие и т.д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие, потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум — конфискация имущества.
3 группа
Допустим, у какого-то человека дети уже неделю ничего не ели. И вот он сидит на крыльце своего дома и думает, убить ли ему курицу, бегающую по двору. Стоит ли кормить детей такой страшной ценой? Или к курице надо проявить доброту, надо помочь ей выжить, вывести цыплят, построить ей новый курятник? Может, не надо мешать ей жить, надо заботиться о её интересах? А дети, между тем, уже начинают пухнуть с голоду, уже не могут подняться с кроватей. К чему приведёт такая «доброта»? Очевидно, что не к добру, так как жизнь человека гораздо важнее для мира, чем жизнь курицы. И нужны здесь жёсткие, но необходимые действия, спасение людей ценой убийства курицы.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.