Подготовка к ВПР: разноуровневые работы по математике
Критерии оценки ВПР «Математика» в 4 классе не всегда позволяют точно определить готовность ребенка к средней школе, его индивидуальные достижения. Планируемые результаты в процессе выполнения работы проверятся выборочно. В связи с этим, подготовку обучающихся к экзаменам начальной школы лучше выстраивать дифференцированно, с одной стороны учитывая форму ВПР, а с другой выполняя задания, позволяющие оценить уровень навыков и умений конкретного ученика. Как это сделать — рассмотрим на примере тетради «Подготовка к ВПР. Математика. 4 класс. Разноуровневые проверочные работы» авторства О.А. Рыдзе и К.А. Краснянской.Как оценить достижения младших школьников по математике?
Всероссийская проверочная работа по математике проверяет чуть больше трети из 25 планируемых результатов. При этом в условиях современного образования, задача любого контроля — оценить личные достижения ребенка к окончанию определенного этапа — будь то завершение темы или обучение в начальной школе. Так, проверяя знания по математике в 4 классе, важно понять, в чем ученик разбирается, а в чем испытывает затруднения. Если ребенок хорошо усвоил темы, он без проблем впишется в критерии оценивания ВПР «По математике 4 класс».
Для систематизации, закрепления и проверки знаний разработаны разноуровневые работы по математике. Они помогают учителю определить, на что сделать акцент в подготовке конкретного ученика, и планомерно привести его к получению высоких итоговых оценок.
Как выстроить систему оценивания выпускников начальных классов?
Содержание разноуровневых работ:
-
Представлены все разделы курса.
-
Включены задания разных типов.
-
Обеспечена возможность включения каждого ученика в выполнение заданий разного уровня сложности.
-
Присутствуют задания, аналогичные заданиям традиционных контрольных работ.
В тетради «Подготовка к ВПР. Математика. 4 класс. Разноуровневые проверочные работы» представлены работы трех видов.
Работа № 1. Одноуровневая
Задания базового уровня. Контроль освоения планируемых результатов.
Примеры заданий:
№ 5. Гена за 5 мин прошел 300 м. Сколько метров он пройдет за 15 мин, если будет идти с такой же скоростью?
№ 7. В кружке юных астронавтов занимаются 12 девочек, что составляет треть от числа всех мальчиков, занимающихся в кружке. Сколько мальчиков занимаются в этом кружке?
Работа № 2. Двухуровневая
Задания базового и повышенного уровня сложности. Контроль способности применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Примеры заданий:
№ 1 (базового уровня). С помощью какого из перечисленных ниже числовых выражений можно найти периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 4 см?
1) 3 + 4 2) 3×4 3) 3×4 х 2 4) 3×2 + 4×2
№ 2 (повышенного уровня). У треугольника все стороны равны. Таня вырезала из бумаги два таких треугольника, приложила их друг к другу и получила четырехугольник. Если периметр треугольника равен 18 см, то чему равен периметр получившегося четырехугольника?
Работа № 3. Трехуровневая
Задания базового, повышенного и высокого уровней. Оценка перспектив математического развития ученика.
Пример задания высокого уровня: Представлено поле в клетку, на нем нарисован большой треугольник, одна клетка в стороне закрашена. Вопрос: Сколько потребуется закрашенных квадратов, чтобы сложить из них данный треугольник?
За выполнение заданий ученики получают определенное количество баллов, и суть не в переводе этих баллов в отметки, а в определении достигнутого уровня подготовки.
Представленная рабочая тетрадь подходит, в том числе, для комбинированного использования учебников.
Как интерпретировать результаты?
В процессе работы с разноуровневыми задачами контролируются отдельные метапредметные результаты обучения:
-
Уровень усвоения базовых знаний и умений.
-
Умение применять приобретенные знания для решения учебных и практических (житейских) задач.
-
Способность ученика правильно понимать и использовать математическую терминологию, контролировать свои действия при выполнении математических заданий.
Что учитывается:
-
Возрастные особенности.
-
Этап обучения.
-
Доступность объема и содержания.
-
Важность полноты проверки.
-
Объективность оценивания работы.
Оценка по дифференцированной системе позволяет определить, какой подход необходим ученику в 5 классе. Например, если выпускник младшей школы продемонстрировал повышенную подготовку по математике, в средней школе ему полезно будет поскорее познакомиться с новым материалом. Тем ребятами, которые показали только базовый уровень знаний, необходимо развитие универсальных учебных действий, таких как поиск разных вариантов решения задач и работа с информацией, представленной в различных формах.
Как помочь ученику преодолеть затруднения и подготовиться к ВПР?
Нужно учитывать, что ВПР «Математика 4 класс», критерии ее оценивания — это в первую очередь оценка системы. Луше, когда при подготовке к средней школе педагог больше интересуется не конкретными работами, а темами контроля. Если тренировать учеников исключительно по заданиям, аналогичным демоверсии ВПР, то дети в итоге могут даже не вчитываться в условия на экзамене и, привыкнув действовать по шаблону, допустить досадные ошибки. Настоящая помощь ученику в подготовке — это индивидуальная работа, направленная на раскрытие потенциала ребенка. Именно поэтому специалисты рекомендуют использовать разноуровневые задания.