ВПР по географии: все, что нужно знать учителю и ученику
ВПР по географии состоится 19 апреля 2017 года, многие учителя уже задаются вопросами — как готовить своих учеников к этому испытанию, какие задания будут представлены в проверочной работе? Мы подробно отвечаем на все волнующие вопросы и разъясняем правила проведения ВПР.Подготовиться к ВПР поможет бесплатный тренажер для учеников — онлайн-инструмент для отработки упражнений из всех разделов ВПР.
Читайте также: Разбираем задания ВПР вместе с учителем
Для учителя разработаны методические рекомендации, которые оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий — что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.
1. В 2017-ом году ВПР (Всероссийская проверочная работа) по географии проводится впервые и носит экспериментально-пробный характер. Это испытание организовано с целью формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации.
2. Участие в ВПР добровольное. Решение об участии принимается сначала на уровне региона, а затем в каждой школе индивидуально. Стоит понимать, что отказ участвовать может быть расценен как попытка скрыть результаты обучения по географии.
Перейти в каталог продукции по географии
3. Задача региональных структур управления: собрать заявки от школ, заказать нужное количество контрольно-измерительных материалов (КИМ) и передать их в школу. Проведение ВПР школы организуют самостоятельно.
4. Приказом министерства определяется дата работы и время, которое отводится на ее написание. Время начала работы школа назначает по своему усмотрению.
5. Проведение ВПР не подразумевает присутствие постороннего контролирующего наблюдателя, но любая школа или регион могут ввести его по собственному желанию.
6. Нет никаких ограничений в использовании источников географической информации, которые могут понадобится ученикам во время выполнения работы. Атласы можно принести с собой, а можно использовать те, что находятся в кабинете географии.
7. Работы проверяет школьный учитель. К КИМам, которые получает школа, прилагаются рекомендации и критерии оценивания. Учитель сообщает ученикам оценки и при необходимости производит разбор ошибок. Индивидуально или на общей консультации. Оценки всех учеников заносятся в личном кабинете школы на портале ВПР.
8. Ученики не могут отказаться от участия в ВПР, если в их школе проводится данное испытание. Тем старшеклассники, которые выбрали географию для сдачи ЕГЭ, писать работу не обязательно.
9. ВПР не влияет на итоговую оценку ученика, не является частью итоговой государственной аттестации, но в перспективе может стать испытанием, по итогам которого будет осуществляться допуск к аттестации.
10. На данном этапе статус ВПР невысок, поэтому подать апелляцию ученик не может.
11. Школа сама выбирает, ученики какого класса будут писать работу, 10-ого или 11-ого. На это может повлиять тот фактор, изучается ли предмет в 11 классе.
12. Никакой специальной подготовки написание ВПР не требует. Ее задача заключается в том, чтобы оценить так называемые «остаточные знания», с которыми ученики выходят в жизнь.
14. ВПР содержит 17 вопросов, 5 из которых отнесены к категории повышенной сложности. Суть повышенной сложности заключается в том, что конкретно таких знаний в школе не давалось, но обладая базовым уровнем подготовки по предмету и умением анализировать имеющуюся информацию, справится с ними можно. То есть проверяются не специальные знания, а умение работать с источниками (в частности с атласами), использовать информацию для поиска ответа.
Читайте также: Ситуация на Байкале: реальность и домыслы
15. Темы выбраны на основании обязательной школьной программы: Источники географической информации (1 задание), Население мира (2 задания), Мировое хозяйство (4 задания), Геоэкология и природопользование (2 задания), Страны и регионы мира (2 задания), География России (6 заданий).
16. Для успешного выполнения работы ученик должен знать: смысл основных теоретических понятий; географические особенности природы, населения, хозяйства и регионов РФ; географическую специфику отдельных стран и регионов мира, их различия по уровню социально-экономического развития; специализацию стран в системе международного географического разделения труда.
Ученик должен уметь: сопоставлять географические карты различной тематики; оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; выделять существенные признаки географических объектов и явлений; использовать географические знания и умения для определения различий во времени; анализировать и оценивать разные территории с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических и техногенных процессов и явлений; оценивать события международной жизни; определять и сравнивать географические тенденции развития процессов и явлений.
17. Все вопросы имеют разную формулировку. Поэтому и типы ответов будут разные: краткий ответ в виде слова; установление соответствия; вписывание в текст терминов из предложенного списка; выбор нескольких верных ответов из предложенного списка; установление верной последовательности элементов; развёрнутый свободный ответ.
18. За каждый базовый вопрос ученик получает 1 балл, за вопрос повышенной сложности — 2 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно получить за работу — 22. Как перевести баллы в привычную систему пятибалльных оценок на пробном этапе решает преподаватель, который проверяет работу, но можно воспользоваться рекомендацией, в которой предлагается следующая разбивка: 18-22 балла равны оценке «5», 13-17 — оценке «4», 7-12 — оценке «3», 0-6 — оценке «2».
Подробным разбор каждого задания демонстрационного варианта ВПР по географии смотрите в специальном вебинареМатериал подготовлен на основе вебинара Вадима Барабанова, члена федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии. Смотреть запись вебинара