Война и революция 1917 года
В методической разработке представлен материал для проведения четырех уроков истории, посвященных событиям Первой мировой войны и Великой российской революции. Особое внимание уделяется воспитательному аспекту темы, формированию гражданского самосознания и идентичности школьников, приводится широкий спектр заданий для предварительной работы и обсуждения с родителями.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем современного исторического образования по сложнейшей теме современной истории нашего Отечества «Война и революция» .
В последние десятилетия в нашей стране произошли коренные изменения, охватившие все сферы жизни - политику, экономику, культуру и духовную жизнь. Многие из них затронули школьное историческое образование. Отставлены в сторону идеологические схемы, многие категории, понятия объяснявшие учащимся закономерности развития отечественной и всемирной истории.
В результате этих процессов в сфере исторического образования развивается новая система ценностей. Одним из важнейших факторов становления ценностей, смыслов и моделей поведения в России традиционно служила культурная и образовательная политика государства. Впрочем, в истории России интересы личности всегда оказывались на периферии общественного сознания, а вынужденная ориентация на выживание, глубокий общественный кризис способствовали в российском социуме становлению «идентичности отрицания», основанной на негативном позиционировании относительно любого известного опыта, в том числе своего собственного.
В системе самоидентификации нынешнего поколения россиян вопросы примирения «исторической памяти» являются частью нашей исторической идентичности, через память поколений, преемственность истории мы можем сохраниться, как общество с умным сердцем и сильным государством.
От эффективности и качества школьного исторического образования во многом зависит менталитет и самоопределение молодых граждан России, что соответственно определяет перспективу развития нашего общества и роль России в мировом сообществе. «История» как никакой другой предмет в школьной программе вносит неоценимый вклад в формирование гражданской позиции учащихся, способных широко мыслить, принимающих и желающих многообразия, с уважением относящихся к народам других культур, религий и языков.
Сегодня у российских педагогов не вызывает сомнения, что одной из важнейших, воспитательных целей школьного исторического образования является воспитание патриотизма и общероссийской идентичности, уважения к истории и традициям своей страны.
В методической разработке на примере уроков для 11(10 новый стандарт) класса по сложнейшей теме современной истории нашего Отечества «Война и революция» показаны методические подходы к изучению темы: «Война и революция».
Материалы для уроков
Ожидаемые результаты:
Учащиеся в процессе уроков:
- научатся высказывать свою точку зрения в эссе и открыто обсуждать свою и позицию своих родителей по теме;
- научатся самостоятельно оценивать исторические факты, аргументировать свою позицию.
- научатся критически анализировать источники, «слышать» другую точку зрения.
- вести дисскусию
В ходе занятия учащиеся:
- получить представление о понятии «революционная ситуация» в различных науках об обществе и человеке;
- научатся критически анализировать исторические документы и разные мнения ученых и политиков о причинах победы большевиков, а также мнения своих родителей;
- осознать опасность политических конфликтов внутри страны;
- осознать роль позитивной идентичности общества и личности в социально – политической стабильности государства;
- приобщиться к формированию модели новой идентичности.
Ключевые понятия:
- Патриотизм
- Чувство долга перед потомками
- Война
- Героизм
- Революционная ситуация
- Революция
- Идентичность – наличие у индивида тех или иных культурных черт, которые позволяют отличать одного человека от другого; тождественность, принадлежность кого-то к чему-то, в частности, принадлежность индивида к социальной, этнической, языковой, расовой, конфессиональной, и т.п. группе. В структуру идентичности входят следующие компоненты: представления о себе и «других», симпатии и антипатии, фобии (страхи), ценности, чувство гордости за страну и др.;
Опережающие задания:
- Эссе на тему: «Война и революция».
- Интервью родителей на тему: «Какие исторические итоги вы можете перечислить после Первой мировой войны?»
- Интервью родителей на тему: «Как вы относитесь к итогам Революции 1917 года? Каковы, на ваш взгляд, положительные и отрицательные следствия этого события»
- Подготовка докладов или презентаций по теме:«Достижения российских инженеров в военной сфере накануне, и в годы Первой мировой войны».
- Подготовка рефератов или презентаций по теме:«Героические страницы военной истории на полях сражений в годы Первой мировой войны».
- Подготовка справок-сообщений: о национальных подразделениях и женских батальонах в составе русской армии.
- Карта мира после Первой мировой войны – подготовка выступлений и докладов.
- Подготовка сообщений о первой в истории химической атаке, проведенной германским командованием по бельгийским городом Ипром в апреле 1915 года.
- Подготовить краткую справку об общественных настроениях в России накануне февральской Революции 1917 года.
- Какие признаки революционной ситуации раскрываются в параграфе - Революционная ситуация в России. Какие слои общества были охвачены революционным брожением к началу 1917 года.
- Подготовить краткую характеристику экономического положения страны до первой мировой войны. Как это положение менялось в ходе войны? Объясните, почему война сопряжена с расстройством денежной системы государства. К каким последствиям это может привести?
- Подготовить словарь терминов и хронологическую памятку по теме: «Война и революция».
- Подготовка вопросов к дискуссии на тему: «Как отражался на культуре и науке (1900-1917 годов) поиск путей развития России?»
- Отношение сербского народа к русскому солдату и России в современный период (памятники, кино, журналистика и т.д.).
Этапы учебной работы по теме: «Война и революция»
I урок по теме: «Россия на фронтах Первой мировой войны»
Вводный этап первого урока
а) Учитель зачитывает отрывок «Земля родная» Д.С. Лихачева
«Любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут множиться и возрастать. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на фотографии своих родителей , не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических, революционных событий, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране…
Вопрос для обсуждения: какие ценности в отношениях между поколениями Лихачев считает важными. Как вы относитесь к «памяти поколений», почему автор называете ее связующим звеном во времени?
б) Эссе на тему: «Война и революция»- учитель делает краткий анализ проделанной работы учащимися в ходе написания эссе.
в) Интервью с родителями - по желанию учащихся происходит обмен информацией.
г) Сопоставление содержания эссе и интервью родителей
Рабочий этап урока
- Путь к войне. Начало всемирного конфликта. Основные тенденции развития международных отношений в начале XX века?
- Каковы причины первой мировой войны? Что послужило поводом к ней? Какие цели преследовали страны Запада в войне?
- Можно ли было предотвратить участие России в Первой мировой войне?
- Основные этапы первой мировой войны
- Анализ результатов Первой мировой войны до февраля 1917 года?
Ход урока
1. Учитель дает характеристику основных тенденций развития международных отношений в начале XX века. По ходу объяснения вместе с учащимися необходимо определить, какая из тенденций развития международных отношений возобладала и почему?
2. Учащиеся определяют причины первой мировой войны. Что послужило поводом к ней? Какие цели преследовали страны Запада в войне? Можно ли было предотвратить участие России в Первой мировой войне?
Вопрос для обсуждения: почему причины геополитических амбиций преобладали над необходимостью уберечь социокультурные ценности?
3.Учитель рассказывает о ходе военных действий в годы Первой мировой войны.
- Работа с картой. Объяснение сочетается с докладами учащихся и презентациями по теме:«Героические страницы военной истории на полях сражений в годы Первой мировой войны». Упомянутые события в докладах и презентациях показываются на карте. Учащиеся по ходу объяснения учителя и выступлений ребят проверяют подготовленную к уроку хронологическую памятку дат, добавляют и корректируют.
- Анализ документа (задание и вопрос № 6 учебника «Всеобщая история».Базовый и углубленный уровень О.В. Волобуев, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -3е изд.-М.Дрофа,2016год).
- Учащийся выступает с сообщением о первой в истории химической атаке, проведенной германским командованием по бельгийским городом Ипром в апреле 1915 года( «оживить» иллюстрацию на с.46 учебника «Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -2е изд.-М.Дрофа,2015год)
4. Анализ результатов Первой мировой войны до февраля 1917 года?
Вопросы и задания на дом
- Проанализируйте результаты Первой мировой войны до февраля 1917 года и сделайте аналитическую справку-донесение для правительства о ситуации на фронте (если бы вам представилась возможность вернуться в прошлое, в события первой мировой в качестве помощника начальника штаба)
- Проанализируйте 2 документа: знаменитую речь лидера кадетской партии П. Н. Милюкова на заседании Государственной думы. (Из стенограммы заседания 1 ноября 1916 года) и отрывок из письма Милюкова П.Н. бывшего министра первого Временного правительства Милюкова П.Н. бывшему члену Совета монархических съездов И.В. Ревенко ( конец декабря 1917-начало 1918 года)
- Проанализируйте общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в России накануне революции.
- «Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -2е изд.-М.Дрофа,2015год,пар № 7; «История России» учебник О.В. Волобуева, С.П. Крпачева ,П.Н. Романова пар.№1
Примечание: Возможно рассуждения учащихся, доклады и выступления с презентациями займут больше запланированного времени, в результате возникнет необходимость следующий урок посвятить обсуждению итогов Первой мировой войны до февраля 1917 года. По решению учителя можно дать возможность выступить ребятам на занятиях по внеурочной деятельности посвященным Революции 1917 года.
II урок по теме: «Власть, экономика и общественно- политическая ситуация в стране»
Вводный этап урока
Анализ двух документов: знаменитая речь лидера кадетской партии П. Н. Милюкова на заседании Государственной думы. (Из стенограммы заседания 1 ноября 1916 года) и отрывок из письма бывшего министра первого Временного правительства Милюкова П.Н. бывшему члену Совета монархических съездов И.В. Ревенко (конец декабря 1917-начало 1918 года).
(из домашнего задания)
Отрывок из речи
Когда со все большею настойчивостью Дума напоминает, что, надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать, - значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию -- что это, глупость или измена? (голос слева: "Измена". Аджемов: "Это глупость". Смех). Мало того. Когда на почве общего недовольства и раздражения власть намеренно занимается вызыванием народных вспышек - потому что участие департамента полиции в последних волнениях на заводах доказано, - так вот, когда намеренно вызываются волнения и беспорядки путем провокации и при том знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, - что это делается, сознательно или бессознательно? Когда в разгар войны "придворная партия" подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников (шум) и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать все, что я сказал раньше, то это... (Марков 2-й: "А ваша речь - глупость или измена?"). Моя речь - есть заслуга перед родиной, которой вы не сделаете. Нет господа, воля ваша, уж слишком много глупости. (Замысловский: "Вот это верно".) Как будто трудно объяснить все это только одною глупостью.
Отрывок из письма
Не буду излагать Вам, зачем все это было им нужно, кратко скажу, что здесь играла роль частью сознательная измена, частью желание половить рыбу в мутной воде, частью страсть к популярности. Но, конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность за совершившееся лежит на нас, то есть на блоке партий Государственной Думы.
Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота было принято нами вскоре после начала этой войны. Заметьте также, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования.
Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть в настоящее время мое внутреннее состояние. История проклянет вождей наших, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю.
Что же делать теперь, спрашиваете Вы…
Не знаю.
Вопросы для обсуждения: как изменился смысловой подход в риторике выступления Милюкова П.Н.?
Как вы считаете, какую позицию должны были на ваш взгляд занимать либералы по отношению к правительству во время войны?
Согласны ли вы с утверждением историков, что в то время либералы отстаивали идеи партии, прежде всего, забывая про государственные ценности, в сложный период войны? Если да - найдите подтверждение в тексте, если нет - подтвердите текстом из речи Милюкова.
Можем ли мы признать, что Милюков, в конечном счете думал о благе страны, просто в сложный период многие политики были в поиске - каким путем привести Россию к процветанию?
Рабочий этап урока
Первый этап урока: анализ результатов Первой мировой войны до февраля 1917 года?
- Учитель дает возможность обыграть ситуацию – заслушивается справка-донесение для правительства о ситуации на фронте ( выступают ребята по желанию, остальные сдают тексты для проверки)
- Уделить внимание вопросам: изменению геополитических и военно-стратегических планов командования. Дать характеристику боевым действиям на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействию союзников по Антанте (ответить на вопро№2 с.53 и провести работу по карте №3, № 5 учебника «Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -2е изд.-М.Дрофа, 2015год)
- Особый акцент необходимо сделать на достижениях Брусиловского прорыва.
- Учащиеся рассказывают о массовом героизме русских воинов ( из опережающего задания).
- Заслушиваются подготовленные учащимися исторические сообщения - справки:
а) о женских батальонах;
б) о национальных подразделениях в составе русской армии; - Учитель рассказывает о политизации в армии, о настроениях в войсках (акцент необходимо сделать на вопрос об изменении ценностей в понимании целей войны для русского солдата в 1914 и в начале 1917 года).
- Анализ таблицы «Потери в Первой мировой войне» ( необходимо ответить на вопрос №3 с. 53 учебника «Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -2е изд.-М.Дрофа,2015год).
Второй этап урока: анализ экономической и общественно- политической ситуации в обществе.
- Учитель анализирует ситуацию на фронте, дает характеристику экономической и политической ситуации в стране.
- учащиеся выступают с сообщениями: об общественных настроениях в России накануне февральской Революции 1917 года; экономическом положении страны до первой мировой войны. Как это положение менялось в ходе войны? Объясняют, почему война сопряжена с расстройством денежной системы государства, и к каким последствиям это может привести?
Третий этап урока: анализ противостояния Государственной Думы и правительства, деятельность Николая II в это время.
- Учитель анализирует отношение власти и общества, ситуацию в государственных структурах (возвращаемся к вводной части урока). Подводится итог противостоянию Думы и правительства – ослабление власти, потеря авторитета правительства и Думы. Небывалое падение престижа царской власти как бы выключило механизм сдерживания во властных структурах, армии, рабочей среде. Это привело к тому, что в монархической стране, ведущей войну, за императора, стоящего во главе еще не сломленной армии не вступился никто. Революцию поддержали часть генералитета и некоторые члены царской семьи.
- Вместе с учащимися даем определение «революционной ситуации» (проверяем подготовленный заранее словарь терминов). Анализируем тексты разных учебников о революционной ситуации.
Вопросы и задания на дом
- Составить таблицу по теме: «Хроника событий в Петрограде в конце февраля и в начале марта 1917 года».
Дата
Событие
- Интервью родителей на тему: оцените отречение НиколаяII с точки зрения российского законодательства (необходимо использовать возможность взять интервью у родителя- юриста и по желанию сторон сделать видеозапись)
- Подготовить презентацию на тему: «Корниловский мятеж» (задание для группы учащихся)
- Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -2е изд.-М.Дрофа,2015год ,пар.8-9 ( до восстания в Петрограде)
III – IV урок теме: «Восстание в Петрограде. Падение монархии. Временное правительство и Петросовет – своеобразие политической ситуации»
Вводный этап урока
Анализируем следующие тексты:
Н.А. Бердяев
«Революционный социализм не есть экономическое и политическое учение, не есть система социальных реформ, он претендует быть религией, он есть вера, противоположная христианской… Религия социализма принимает соблазн превращения камней в хлеб. Соблазн социального чуда, соблазн царства этого мира»
В.И. Ленин «О двоевластии»
«В высшей степени замечательное своеобразие нашей революции состоит в том что она создала двоевластие… Рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось, зачаточное, но все-таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство: Советы рабочих и солдатских депутатов»
Вопросы для обсуждения: о каком соблазне рассуждает автор и какие обстоятельства предопределили успех большевиков? Что представляется для Ленина самой успешной стороной Советов?
Проблемное задание: каким образом русское общество теряет привычные ценности и как происходит поиск новой идентичности.
Рабочий этап уроков
1. Проверяем таблицу по теме: «Хроника событий в Петрограде в конце февраля и в начале марта 1917 года»
2. Рассматриваем вопрос об отречении Николая II с точки зрения российского законодательств, сопоставляем содержание учебника и интервью родителей.
Вопросы для обсуждения: каковы были причины крушения монархии?
3. Учитель объясняет сущность двоевластия и «своеобразие» политической ситуации, называет состав временного правительства и Петроградского совета. Объсняет, какую роль играли большевики в Советах в марте 1917 года, почему Ленин считал возможным переход к советам и, как следствие, к началу социалистических преобразований. «Апрельские тезисы» В.И. Ленина. Рост влияния большевиков. Православная церковь. Собор и восстановление патриаршества. 1 сентября 1917года – провозглашении России республикой.
4. Составляем таблицу на тему: Причины и итоги политических кризисов Временного правительства.
Дата |
Событие |
Последствия для страны |
5. Просмотр презентации на тему: «Корниловский мятеж».
6. Учитель рассказывает о росте влияния большевиков. Православная церковь. Собор и восстановление патриаршества. 1 сентября 1917года – провозглашении России республикой.
Вопросы и задания на дом
1. Составить таблицу по теме: «Хроника событий в Петрограде в октябре 1917 года».
Дата |
Событие |
2. Сделать анализ двух документов:
Из обращения генерала Л.Г. Корнилова к народу (август 1917)
Русский люди! Великая Родина наша умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто – я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов, действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелеваетмне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьется в груди русское сердце, все кт верит в бога – в храмы, молите Господа Бога об объявлении величайшего чуда спасения родимой земли.
Я, генерал Корнилов, - сын казака- крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне ничегоне надо. Кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни. Предать же Россию в руки ее исконного врага – германского племени – сделать русский народ рабами немцев – я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли. Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины!
В.И. Ленин в «Апрельских тезисах»
- Война, которую ведет временное правительство, - империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя; (Долой самодержавие и войну! Мир на любых условиях!)
- Своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьянства;
- Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех обещаний;
- Советы рабочих депутатов – единственно возможная форма революционного правительства;
- Не парламентская республика, возвращение к ней - шаг назад, а республика Советов
(Вся Власть Советам!)
- Национализация всех земель;
(Землю крестьянам! Фабрики рабочим!)
- Слияние всех банков в один общенациональный банк.
(Долой самодержавие! Землю крестьянам! Фабрики рабочим! Вся Власть Советам!)
3. Сделать анализ документов - Первые декреты большевиков.
4. Подготовить сообщения об установлении Советской власти в Москве.
(презентации)
5.Подготовить сообщения о личностях: Л.Д.Троцкий, Каменев, И.В. Джугашвили, В.А. Антонов Овсиенко, (отдельные задания для желающих учащихся в виде с устных сообщений или презентаций)
6. Всему классу подготовить вопросы для дискуссии о характере октябрьских событий.
7. Самостоятельно подготовить доказательства о том, что идея Учредительного собрания согласуется с принципами правого государства.
8. Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин -2е изд.-М.Дрофа,2015год ,пар.8-9
V урок по теме: «Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»)
Вводный этап урока
Анализируем два документа ( предложенных для изучения на дом)
- Из обращения генерала Л.Г. Корнилова к народу ( август 1917)
- В.И. Ленин «Апрельские тезисах»
Приглашается на урок учитель внеурочной деятельности по Развитию речи и ораторскому искусству.
Вопросы для обсуждения: какую смысловую нагрузку несут фразы генерала Корнилова?
Задание: прочитайте оба отрывка . Подчеркните «сильные» фразы которые , на ваш взгляд имеют воздействие на слушателей.
(Учитель такую же работу выполняет на доске)
Давайте сравним нашу работу. Какую смысловую нагрузку несут фразы генерала Корнилова?
А именно:
-Родина наша умирает;
-Близок час ее кончины;
-убивает армию и потрясает страну внутри;
-Тяжелое сознание неминуемой гибели страны;
-русское сердце;
-чуда спасения родимой земли;
-Я, генерал Корнилов, - мне ничего не надо;
-Предать же Россию в руки ее исконного врага – германского племени – сделать русский народ рабами немцев – я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли.
Оратор своими словами, фразами фактически забирает надежду на будущее людей.
Речь оратора изобилует словами: умирает, кончина, убивает, чудо, мне ничего не надо, брань, позор, срам.
Разве эти речи поднимут народ на борьбу? На веру? (надо что- то добавить твоего исторического)
Какие слова в речи оратора ярко описали предварительный план выхода из сложившийся ситуации? (нет таких слов) Только надежда на ЧУДО.
И кто пойдет впереди ? кто пойдет с ним ?( заметьте, что оратор предпочитает умереть на поле чести…….. а куда идти людям? Простым людям, которые ждут изменения в их простой жизни. (жить, дышать, растить детей, работать на земле)
- Выпишите фразы из выступления Ленина
(учитель выполняет аналогичную работу на доске)
- Долой войну!
- Мир на любых условиях!
-Землю крестьянам!
-Фабрики рабочим!
-Вся Власть Советам!
4. Кому понятны эти речи? (ВСЕМ без исключения)
5. В чем ценность этих речей? (Слова : мир, земля, народ, советы - несут позитивный смысл, дают надежду).
Рабочий этап урока
1. Рассматриваем причины и ход Октябрьской революции. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эссеров.
Объяснение учителя сочетается с сообщениями о о личностях: Л.Д.Троцкий, Каменев, И.В. Джугашвили, В.А. Антонов Овсиенко.
2. Проверяем таблицу по теме: по теме: «Хроника событий в Петрограде в октябре 1917 года».
Дата |
Событие |
2.Рассматриваем причины и ход Октябрьской революции. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эссеров.
3.Учащиеся дают характеристику первым документам большевиков.
4. Учитель рассказывает о создании новых государственных учреждениях, о заседании второго съезда советов.
5. Информация об Учредительном собрании. Учитель представляет таблицу «Программа ряда политических партий к моменту созыва Учредительного собрания». Ученики перечисляют доказательства о том, что идея Учредительного собрания согласуется с принципами правого государства
Судьба учредительного собрания.
Вопросы и задания на дом
- Готовим аналитическую справку о мероприятиях советской власти
- Изучаем материалы по Гражданской войне и ее последствиям – урочная и внеурочная форма изучения материала( начало формирования основных очагов сопротивления большевикам, ситуация на Дону, украинский вопрос, восстание чехословацкого корпуса)
- Гражданская война как общенациональная катастрофа, идеология Белого движения и ошибочная позиция белого движения возможности реальной помощи и поддержки из-за рубежа (урочная и внеурочная форма изучения материала). Последствия такой позиции.
- «Белый» и «Красный» террор – раскол общества, осуждение и неприятие.
- Подготовка вопросов к заседанию круглого стола ( часы во внеурочной деятельности) на тему: «Как отражался на культуре и науке (1900-1917 годов) поиск путей развития России?» Отношение сербского народа к русскому солдату и России в современный период (памятники, кино, журналистика и т.д.).