Волшебная таблица
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение: использование таблицы сложения при вычислениях. Сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью таблицы сложения.
Задачи урока
- Актуализировать приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток с опорой на таблицу сложения.
Закреплять умение использовать при вычислениях переместительное свойство сложения.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Закреплять умение ориентироваться в таблице.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, математическую речь учащихся.
Виды деятельности
- Вычисления в пределах 20 с переходом через десяток с опорой на таблицу сложения.
Нахождение результата сложения и вычитания с помощью таблицы.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Составление схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Установление соответствия между случаем вычитания и обратным ему случаем сложения.
Ключевые понятия
- Однозначное число, двузначное число, таблица сложения, решение задач, вычисления в пределах 20 с переходом через десяток.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Соединение сумм с одинаковыми ответами. Учитель обращает внимание учащихся, что для выполнения задания не нужно выполнять вычисления, достаточно найти суммы с одинаковыми слагаемыми. Актуализация приёма перестановки чисел при сложении. После выполнения задания ученики могут назвать результаты сложения и выражения, значения которых они не могут найти (с переходом через десяток). Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся вычисляют значения сумм и разностей и определяют случаи сложения и вычитания, с которыми не могут справиться (с переходом через десяток). Учитель подчёркивает, что мы хорошо научились складывать и вычитать однозначные числа в пределах десятка. А теперь наша задача — освоить новые случаи сложения и вычитания однозначных чисел. Можно рассмотреть изображения ромашек на форзаце в начале учебника — на них записаны все случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Пока помощником при вычислениях в подобных случаях будет таблица сложения. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с интерактивным заданием. Сложение однозначных чисел, запись результатов в таблице. После выполнения задания можно предложить ученикам провести наблюдение и ответить на вопросы: «Как изменяются результаты в каждой строке; в каждом столбце?» (Увеличиваются на 1.) Работа с заданием № 2 учебника. В таблице сложения даны все случаи сложения в пределах 20. Актуализация умения находить результаты сложения по таблице. Учитель предлагает найти по таблице сумму чисел 5 и 7, 8 и 4, 9 и 6, 8 и 8. Затем учащиеся характеризуют числа в голубых клетках (чётные) и записывают их в виде суммы одинаковых слагаемых (18 = 9 + 9, 14 = 7 + 7 и т. д.). |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Таблица сложения помогает определить, как можно «составить» число. Это можно сделать разными способами. Например, сумму, равную числу 13, можно записать так: 13 = 5 + 8, 13 = 9 + 4 и т. д. При работе в парах один ученик называет число, и оба записывают сумму двух чисел, равную этому числу. Затем они сравнивают записи и проверяют их правильность по таблице сложения. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют сложение однозначных чисел с помощью таблицы и отмечают неверные равенства. После выполнения задания ученики находят верные результаты сложения чисел. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют вычитание однозначного числа из двузначного с помощью таблицы и записывают ответы. После выполнения задания ученики называют разности с одинаковыми ответами (12 – 5 и 15 – 8, 16 – 7 и 13 – 4, 15 – 9 и 14 – 8). Работа с заданием № 4 учебника. а) Решение задачи на нахождение суммы. Учащиеся составляют сумму 7 + 8 и находят её значение по таблице. б) Решение задачи на нахождение остатка. При необходимости можно составить схему. Учащиеся составляют разность 15 – 7. Это случай вычитания, соответствующий сложению чисел 7 и 8, значит, 15 – 7 = 8. |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Решение задачи с помощью схемы. Вопрос. Сколько всего пирожков? Ответ. Неизвестно. (Обозначаем на схеме общее количество знаком «?».) Вопрос. Какие пирожки испекли? Ответ. С повидлом и с яблоками. (Делим овал пополам, записываем слева букву П и число 34, справа — букву Я и число 42.) Вопрос. Как найти общее количество пирожков? Ответ. Сложить числа. (Выполняем первое действие: 34 + 42 = 76.) Вопрос. О чём ещё говорится в задаче? Ответ: Съели 50 пирожков. Вопрос. Увеличилось или уменьшилось количество пирожков? Ответ. Уменьшилось. (Обозначаем стрелкой на схеме.) Вопрос. Как найти, сколько осталось пирожков? Ответ. Вычитанием. (Выполняем второе действие: 76 – 50 = 26.) Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между разностью и суммой. Учащиеся выполняют вычисления с помощью таблицы сложения и соединяют случаи вычитания и обратные им случаи сложения. |