Волонтерская деятельность педагогов: быть там, где нужны наши опыт и знания
Всем, кто имеет опыт волонтерской деятельности, известно, что помощь людям — это род деятельности, который обогащает опыт и делает ярче жизнь не только тех, кому оказывается помощь, но и тех, кто помогает.Педагог — профессия помогающая; каждый учитель, воспитатель, тьютор, тренер ощущает в душе глубокую потребность быть полезным, незаменимым, оказываться там, где его профессиональные навыки и знания особенно нужны. Объединить команду педагогов и возглавить их волонтерскую работу — сложный и ценный опыт, которым охотно делится заведующая детским садом № 78.
Юридический аспект
Волонтерская деятельность регламентирована федеральным законом № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года. Это работа, которая осуществляется только во внерабочее время и только на безвозмездной основе.
Детский сад не имеет юридического статуса добровольческой организации, но если захотят то может быть и получат такой статус.
Что дает волонтерская деятельность самому педагогу?
- Профессиональный рост. Волонтером движет желание применять свой житейский или профессиональный опыт. Педагоги, логопеды, дефектологи, чтобы применить свой опыт на благо других, узнали много нового о нюансах своей профессии, освоили новые навыки, получили ценную информацию и опыт.
«Когда в наш детский сад обратились мамы детей с ДЦП, для педагогов детского сада открылась новая возможность профессионального роста: чтобы оказывать помощь, им пришлось узнать, как учить таких детей, что для них можно сделать, какова инфраструктура обучения этих детей? Особая мебель, особый режим, физкультура? Любой педагог-волонтер расширяет свой профессиональный диапазон, получает актуальную информацию о своей профессии».
-
Развитие личностных качеств: инициативности, гражданственности, ответственности и готовности творить добро ради других. Это благоприятная почва для самосовершенствования и поиска новых смыслов нашей жизни.
-
Навык общественной деятельности, который и в работе бывает крайне полезен для педагога.
-
Сплочение коллектива: общие заботы, общие подопечные, добрые дела, которые вы сделали вместе, превращают педагогический коллектив в сплоченную и неравнодушную команду.
-
Благоприятный педагогический фон. За волонтерской работой педагогов наблюдают дети — они перенимают положительный опыт, видят в себе силы тоже быть полезными; их личность формируется под воздействием личной инициативы педагогов.
Как удалось дошкольной организации сплотить коллектив для волонтерского движения?
-
Действие только «снизу». Волонтерская деятельность не может быть навязана или провозглашена администрацией. Это всегда ответ на внутренний личностный запрос людей, на их потребность быть полезными. «Около 4 лет назад мы провели опрос, который показал, что у наших педагогов есть потребность в социальной самореализации. От 79 до 80% педагогов отметили, что им это нужно».
-
Все начинается с малого. В 2014 году на обращение за помощью ответило всего три человека — но спустя несколько лет вокруг них собрался прочный «костяк» заряженных, заинтересованных и активных людей.
-
Волонтерство — это часть нас, которую нужно разглядеть. Педагогу важно оказывать помощь в той сфере, которая ему естественна: играть с детьми, учить их, консультировать родителей, помогать советом. Делать то, что и призван делать каждый педагог. «Мы, воспитатели, все немного волонтеры: например, когда родители задерживаются вечером и не могут забрать ребенка вовремя, практически каждый педагог остается с ребенком, бесплатно и добровольно — никто не выставляет родителям счет. Это же и есть волонтерская деятельность, в ее зачатке».
-
Жизнь сама подсказывает сферы приложения сил. Например, детский сад № 78 соседствует с Центром развития и социализации ребенка «Южный» г. Белгорода. Сама собой родилась идея содействовать адресной помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
«Мы не ставим своей целью усыновление или опеку — зато помогаем детям дружить, общаться, понимать друг друга. Наша цель — преодоление социальной депривации детей».
Сейчас между организациями налажено сотрудничество: дети из детского сада и из детского дома ходят друг к другу в гости, показывают спектакли, устраивают «званые обеды», вместе играют и общаются. Детям из детского дома можно пользоваться бассейном и фитобаром детского сада.
Читайте также:
- Технологии социализации в детском саду и школе: формы летнего досуга
- Учимся думать: анализируем, сравниваем, обобщаем, классифицируем
- Использование здоровьесберегающих технологий охраны зрения
- Методика диагностики, развития и коррекции зрительного восприятия у дошкольников
- Как оценивать умение учиться?
Другое направление волонтерской деятельности началось с обращения в детский сад матерей детей-инвалидов. В ответ на их просьбу была организована консультативная группа для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад. Затем, внимание педколлектива обратилось к родителям: иногда маме ребенка-инвалида нужна особая помощь: ей нужно просто дать передышку, поиграть немного с ее ребенком, позволить ей хоть ненадолго отвлечься.
Что может сделать педколлектив детского сада?
Оказывается, очень многое. Приоритетные направления — содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования; профилактика и охрана здоровья граждан; работа с детьми с ОВЗ; пропаганда здорового образа жизни.
Перечень мероприятий, которые планирует для себя каждый год коллектив детского сада № 78 в рамках волонтерской деятельности, очень разнообразен: от ведения бесплатного кружка аквааэробики для мам и малышей на базе детского сада, и заканчивая участием во всероссийских акциях по сбору средств для лечения детей с онкозаболеваниями. Для любого коллектива полезно пробовать разные виды деятельности, это позволяет лучше узнать себя и свой потенциал.
Если присмотреться, существует множество сфер, где опыт и талант педагога просто необходим: донорские дни, ярмарки, городские акции, мастер-классы для больных детей, консультации для семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Главное — услышать в себе потребность быть полезным и как следует посмотреть вокруг.