Внеурочное занятие
Возрастная категория: Основная и средняя школа
Необходимая базовая степень вовлеченности в благотворительность: Впервые услышат о благотворительности, уже слышали, но не участвовали.
Цель занятия: Популяризация среди ребят идей благотворительности, милосердия, меценатства посредством музыки.
Задачи занятия:
- Дать представление о добре и зле как об основных человеческих ценностях, воспитывать стремление к совершению добрых поступков, таких как благотворительность;
- Показать разные способы воплощения злых и добрых образов в искусстве;
- Развивать аналитические умения: слушать музыку, анализировать ее, делать самостоятельные выводы.
Методы:
- Метод убеждения средствами музыки.
- Словесные методы (беседа, вопрос-ответ).
- Составление опорной схемы.
- Создание проблемной ситуации.
- Аналитическая работа по алгоритму.
- Использование звуковой наглядности (использование ТСО, картин, рисунков, видеозаписи, схем).
Учебно-дидактический материал:
- Схема опорного конспекта занятия.
- Раздаточный материал «Алгоритм анализа музыкального произведения».
Музыкальное сопровождение:
- Песня «Доброта» из м/ф "Приключения поросенка Фунтика»;
- П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Баба Яга»;
- «Голубой вагон» – Песня из м/ф "Чебурашка и Крокодил Гена".
Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, музыкальные инструменты.
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Формы организации деятельности детей |
1.Организационный момент. |
Пока перемена, в классе звучит песня «Доброта» из м/ф "Приключения поросенка Фунтика". Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» |
Дети исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте, учитель!» |
2. Основная часть 2.1 Ввод ребят в тему урока. Постановка цели урока. |
Давайте ребята улыбнемся друг другу, потому что сегодня доброе утро. А раз оно доброе, хочется говорить только хорошие слова и совершать добрые поступки. |
|
Вы узнали, какая песня звучала на перемене? Правильно, «Доброта». Давайте ее споем. |
Исполнение песни «Доброта» из м/ф "Приключения поросенка Фунтика". |
|
Беседа: Какие слова в этой песне повторяются много раз? Почему? |
«Всех нужнее и дороже в этом мире доброта» Они главные в этой песне, песне о доброте. |
|
Целеполагание.
|
А давайте эти главные слова будут эпиграфом нашего урока. Мы с вами попробуем разобраться, что такое зло, а что такое добро, увидим и услышим, как добро и зло показаны в искусстве, узнаем о таком добром деле как благотворительность, а еще… будут маленькие добрые музыкальные подарки.
|
|
2.2 Продолжение беседы. Составление кластера.
|
А кто знает еще песни о доброте, добрых поступках? Действительно, по тексту песни мы можем с вами определить о чем она, каким событиям она посвящена. |
Ребята перечисляют песни («Дорога добра» автор текста: Ю. Энтин Композитор: М. Минков и т.д.) |
Ну песни мы вспомнили, давайте порассуждаем, что такое добро?
|
Дети предлагают свои варианты ответов. Ответы детей фиксируются на доске в виде схемы. |
|
А что такое зло?
Поднимите руки те ребята, которые хотят быть добрыми людьми и совершать только хорошие поступки. |
Ответы детей. |
|
Злым быть никто не хочет, поэтому мы зло отгородим высоким забором. |
Ребенок рисует забор между «добром» и «злом». |
|
2.3. Объяснение нового материала |
Сегодня я хочу вас познакомить с одним добрым делом, как благотворительность. Много известных людей (артисты, певцы, депутаты) выступают в роли мецената. Для нас это новое слово. Давайте запишем в тетрадь определение. Меценат -лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Меценат занимается таким видом деятельности как благотворительностью. Давайте тоже запишем определение в тетрадь. Благотворительность– оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. |
Ребята пишут в тетрадь определение. |
А есть среди вас и ваших близких и родных те, кто занимаются благотворительностью, совершает добрые поступки? |
Ребята рассказывают о своем жизненном опыте. |
|
Я очень рада, что в вашем окружение так много добрых людей. |
|
|
2.4 Аналитическая работа.
|
А можем ли мы с вами отличить добро от зла в живописи? Посмотрите на экран (см.приложение 1). Что на иллюстрации является воплощением добра, а что зла? |
Ответы детей. |
О чем автор картины хотел рассказать нам? |
О том, что доброта и зло живут совсем рядом. Нам надо научиться вовремя сворачивать с ненужного пути и совершать только красивые поступки. |
|
Хорошо ребята, в песне по тексту мы можем определить, что она посвящена добру, в картине мы это видим, а если мы слышим просто музыку, в ней нет текста и зрительных иллюстраций, можем мы определить где добро, а где зло. |
|
|
2.5 Слушание музыки
|
Начинает звучать пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга». |
Слушают пьесу. |
Разбор музыкального фрагмента по алгоритму:
|
Анализируют музыкальный фрагмент, пользуясь алгоритмом анализа музыкального произведения. |
|
Ребята, а если я скажу, что композитор посвятил эту пьесу сказочному персонажу? Как вы думаете, кто это? Правильно, это Баба Яга? Вот видите, не видя текста и иллюстраций, мы с вами прочувствовали какая музыка по характеру, соотнесли это с жизненным оптом, воспоминаниями и угадал. Вы большие молодцы. |
Ответ детей. |
|
2.6 Игра на музыкальных инструментах |
А теперь мы с вами будем композиторами и попробуем передать образы добра и зла с помощью музыкальных инструментов. Как вы считаете, у вас получилось передать образ добра (зла)? Как вы исполняли добрую (злую) музыку? |
Дети играют на музыкальных инструментах под музыку из альбома Чайковского. Исполнение «доброй» и «злой» музыки должно быть разным. |
2.7 Просмотр видеофрагмента |
Вы сегодня хорошо поработали на уроке и я приготовила вам сюрприз. (Просмотр фрагмента «Маленький мук» – Песня «Дорога добра»). Кто исполнял эту песню? Кому они пели эту песню? Эта песня добрая или злая? Почему добрый герой поет злому? Вы считаете можно научиться доброте? «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта» |
|
3. Завершение занятия. Рефлексия. |
Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке и нарисуем с вами «Картину добра». Учащиеся с педагогом создают коллаж по материалам урока. |
|
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.