Внеклассные мероприятия для начальной школы
Сегодня школа совмещает в себе две функции — образовательную и воспитательную. Задачей педагогического сообщества стало не только обеспечение достойного уровня среднего образования, но и воспитание подрастающего поколения. Опытные учителя знают, что достижение этих целей практически невозможно без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий. Самую важную роль играют подобные занятия в системе воспитания младших классов. Поговорим о разных видах внеурочной деятельности, а также на конкретных примерах разберем некоторые из них.
Однажды в жизни ребенка происходит знаковое событие — это поход в школу, в первый класс. Именно в начальной школе происходит знакомство с социальными нормами, ценностями, новыми правилами и новыми людьми. И важным звеном в этой цепочке является коллектив, от которого зависит многое. Ребенок учится выстраивать личностные контакты, отвечать не только за себя и свои поступки, но и за класс в целом. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, благодаря которой детям будет хотеться ходить в школу и общаться со сверстниками. Игры, викторины, праздничные мероприятия и концерты в школе имеют большое значение в создании теплой и дружелюбной атмосферы внутри школьного коллектива.
Внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции. Кроме того, все внеурочные занятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей, помогают им раскрепоститься, компенсирует проблемы учебной деятельности ребёнка и реабилитирует его в собственных глазах и глазах сверстников.
Важно! Внеклассные мероприятия — это не дополнительный школьный урок. Подобные внеурочные занятия проводятся в более свободной форме, где ребенок может проявить свои творческие способности, развить креативное мышление и освоить навыки групповой работы.
В первом классе сценарий внеклассных мероприятий лучше предлагать самому учителю. Во втором и третьем классах дети могут проявлять самостоятельность и выбирать возможные виды внеурочных занятий. Однако сценарий проведения внеклассного занятия остается за педагогом. В четвертом классе, конечно дети уже более взрослые, поэтому необходимо прислушиваться к их желаниям и давать возможность участвовать в разработке сценарного плана мероприятий.
Виды внеклассных занятий в начальной школе
Существует большое разнообразие внеклассных мероприятий, и в зависимости от поставленных целей и задач учитель выбирает именно ту форму, которая ему больше подходит. Это может быть викторина, квесты, спортивные и интеллектуальные конкурсы, костюмированная постановка и многое другое. Мы остановимся на трех видах, классифицировав их по целям, которые достигаются во время проведения. Выделим учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.
Учебно-воспитательные
Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия помогают школьникам расширить кругозор, повысить эрудированность, углубить полученные ранее знания, повторить пройденный материал. Для учебно-воспитательных внеклассных мероприятий характерны такие формы, как беседа, викторина и квиз, посещение театра, организация конференции, экскурсия и т.д.
Примером подобного внеклассного мероприятия может служить викторина или квиз, направленные на расширение представлений детей о временах года, о фауне и флоре, закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, направленные на изучение литературных рассказов, басен. Тем может быть довольно много, главное при проведении внеклассного мероприятия в начальной школе учитывать небольшой практический опыт учеников. Занятие должно способствовать формированию базисных знаний детей, их умений и навыков.
Пример № 1 «Самое сильное звено» (внеклассное мероприятие по предметам начальной школы; учитель начальных классов высшей квалификационной категории Бакирова Э. А.)
Цели: совершенствовать знания по предметам начальной школы, развивать память, логическое мышление, смекалку, внимательность, воспитывать культуру поведения при проведении внеклассных мероприятий.
1 раунд
Математика
- Как называется первый день недели? (понедельник)
- Сколько будет 3×7? (21)
- Как называется фигура, у которой все 4 стороны равны? (квадрат)
- Сколько будет 0×35? (0)
- 1 кг сливочного масла стоит 80 рублей. Сколько стоит 2 кг масла?
- Сколько будет 72 : 9?
- Как называется десятый месяц года?
- Сколько получится, если 20 увеличить на 3?
- Сколько мм в 1 см?
- Сколько м в 1 км?
- Сколько будет 36×1?
- На сколько 15 больше, чем 3?
- Сколько получится, если 10 увеличить в 3 раза?
- Сколько получится, если 100 уменьшить в 2 раза?
- Во сколько раз 2 меньше 20?
- Сколько часов в сутках?
- Сколько килограммов 1 тонне?
- Сколько будет 99 : 11?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько граммов в 1 кг?
- Сколько будет 42 : 7? (6)
- Сколько лет в одном веке? (100)
- Сколько минут в одном часе? (60)
- Сколько сантиметров в 3 метрах? (300)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Как называется треугольник, в котором есть прямой угол?
- Сколько метров в 4 километрах?
- Продолжительность двух таймов футбольного матча? (90 минут)
- Сколько будет 18×3?
- Сколько килограммов в 1 центнере?
- Сколько концов у прямой?
- Как называется число, состоящее из двух цифр?
- Как называются математическое действие, компонентами которого являются делимое, делитель, частное?
- Сколько минут в 2 часах? (120)
- Как называется четвертый день недели?
- Какое число меньше: двузначное или однозначное?
- 4 яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось 1 яйцо?
- Сколько будет 60×60?
- Что легче 2 кг ваты или 2 кг гвоздей?
- Назовите наибольшее трехзначное число. (999)
2 раунд
Окружающий мир
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
- Дышит ли цыплёнок в яйце? (да, через поры скорлупы)
- Где раньше тает снег — в лесу или в городе? (в городе)
- В названии какого цветка есть мужское и женское имена? (иван-да-марья)
- В каком месяце есть 28 дней? (в любом)
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Назовите самую крупную обезьяну. (горилла)
- Что означает слово «фауна»? (животный мир)
- Назовите самую известную морскую хищницу. (акула)
- Что идёт, не двигаясь с места? (время)
- Где сухого камня не найти? (в воде)
- Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)
- У кого уши на ногах? (кузнечика)
- Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- Чем лягушки и жабы ловят пищу? (языком.)
- Толстым или тощим ложится медведь в спячку? (толстым)
- Лягушка — домашнее животное? (нет)
- Правда ли, что почки на деревьях раскрываются сразу после листопада? (нет)
- Правда ли, что волк, лиса и рысь — хищники? (да)
- Назовите самую близкую к нашей планете звезду. (Солнце)
- С помощью какого органа дышат лягушки под водой? (с помощью кожи)
- Как называются эти птицы: индюк, курица, петух? (домашние)
- Кто раньше прилетает к нам — стрижи или ласточки? (ласточки)
- Как называется наружный слой яйца? (скорлупа)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
- Какая птица самая маленькая в мире и может летать назад? (колибри)
- Кого называют лесным доктором? (дятла)
- Звери покрыты шерстью, а птицы? (перьями)
- Какая птица символ мира и чистоты? (голубь)
- Какой город называется так же, как птица? (орёл)
- Как называются природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в народном хозяйстве? (ископаемые)
- Какое вещество встречается на земле в трех состояниях? (вода)
- Какое дерево называют красавицей русского леса? (берёза)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
3 раунд
Русский язык
- Имя существительное — это часть речи или член предложения? (часть речи)
- На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)
- Закончи пословицу: «Волка бояться — ...» (...в лес не ходить)
- Что в предложении подчеркивается одной линией? (подлежащее)
- Сапоги — это словарное слово или нет? (да)
- Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Какой падеж следует за Дательным падежом? (В.п.)
- Просклоняй существительное метро. (несклоняемое)
- Сказуемое — это часть речи или член предложения? (член предложения)
- Как называется игра на льду, где все участники на коньках, в небольшой мяч или шайбу? (хоккей)
- Как называется древняя письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием? (глаголица, кириллица)
- Как одним словом называется разговор двух людей? (диалог)
- Каким членом предложения является имя существительное в И. п.? (подлежащим)
- На какие вопросы отвечает Р. п. имен существительных? (кого? чего?)
- Как понимаете фразеологизм «мозолить глаза»? (надоедать)
- Подбери антоним к слову «завтра». (вчера).
- Как называются сшитые листы чистой бумаги в обложке? (тетрадь)
- Как иначе называют учащегося школы? (ученик)
- Каким членом предложения являются глаголы? (сказуемым)
- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (предлог)
- Нужно ли ставить запятую перед союзом но? (да)
- Подбери синоним к слову «работа»? (труд)
- Назови антоним слова «труд»? (отдых)
4 раунд
Литературное чтение
- В какой из сказок главными героями являются девочка Герда и мальчик Кай? («Снежная королева»)
- Птица — героиня многих сказок и басен. (Ворона).
- Сколько поросят перехитрили в сказке Михалкова волка? (3)
- Сколько разбойников перехитрил Али-баба? (40).
- Как звали папу главного героя в сказке Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (папа Карло).
- Какой птичке помогала Дюймовочка? (Ласточка)
- В какой сказке пушистое домашнее животное одержало победу над людоедом? («Кот в сапогах»).
- Где хранится смерть Кощея? (сундук – заяц – утка – яйцо – игла).
- Назовите русских богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
- Из какого произведения эти строки: «Три девицы под окном ...»?
- О ком идет речь в строке «Всё ходит по цепи кругом»? (кот ученый)
- Из какого произведения строки «У лукоморья дуб зеленый»? («Руслан и Людмила»)
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
- В кого царевна-Лебедь обращает в первый раз Гвидона Салтановича? (в комара)
- С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»)
- Сколько раз посылала старуха старика к золотой рыбке? (5)
- Кто автор рассказов про Незнайку? (Н. Носов)
- Что просили у доктора Айболита зайчата? (перчатки)
- Кому принадлежат слова «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»? (Мойдодыру)
- Кто проглотил Солнце в произведении Чуковского? (крокодил)
- Как начинается стихотворение Пушкина «Зимнее утро»? («Мороз и солнце; день чудесный...»)
5 раунд
Ассорти
- На каком инструменте играл Садко? (гусли)
- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- Сколько лап у двух медвежат? (8)
- Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал поезд каждый из них? (3)
- На столе стояли три стакана с ягодами. Юра съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3 стакана)
- Как называется изображение человека на картине или фотографии? (портрет)
- Загадка: одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое? (гриб)
- Название месяца из 3 букв. (май)
- Как называется прибор для измерения температуры воздуха? (термометр).
- Из каких цветов состоит наш флаг? (белый, синий, красный)
- У какого насекомого может быть несколько глаз? (стрекоза).
- Как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас).
- Растёт ли дерево зимой? (нет).
- Что случается 31 февраля? (Такого числа не бывает.)
- Какой год продолжается всего один день? (Новый год.)
-
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (12)
Досуговые
Досуговый тип внеклассных мероприятий помогает детям приобрести знания, освоить новые умения и навыки, которые могут быть применены вне рамок традиционной деятельности. Это могут быть разнообразные мастер-классы, факультативы и театральные студии, например театр на иностранном языке. Развлекательные мероприятия помогают разнообразить школьные будни и сплотить учащихся за пределами школы. Внеклассные занятия, посвященные театру и кинематографу учат проводить разбор с критико-аналитическим уклоном того произведения искусства, что было предварительно просмотрено. Именно так формируется культура восприятия, воспитывается настоящий художественный вкус.
Спортивно-оздоровительные
Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают укрепить не только физическое развитие и здоровье учащихся, но и взрастить соревновательный дух и научить взаимодействию с командой единомышленников. Спортивно-оздоровительные открытые мероприятия в школе проводятся в форме конкурсов, соревнований, спортивных игр или походов. Но не стоит забывать, что любые соревнования лучше проводить в таком формате, чтобы и победители, и проигравшие испытывали чувства удовлетворенности от проведенного мероприятия.
Спортивная ярмарка
Не забывайте радовать детей символическими призами, грамотами или другими поощрениями!
Что понадобится из инвентаря: мешки для бега — 2 шт; корзина — 2 шт; воздушные шарики — 10 штук – и ниточки; эстафетные палочки — 2 штуки; линейка для замеров; секундомер, конусы для маркирования дистанции.
Идея — на спортивной площадке располагается несколько зон с различными эстафетами и конкурсами. Дети, принимая участие в спортивных соревнованиях, получают специальные монетки-баллы, которые смогу обменять самостоятельно на подарки. Подарки будут располагаться там же – на ярмарке, на столах. Подарки будут распределены в соответствии с номиналом монеток — баллов (это могут быть роботы и конструкторы (с высоким бальным эквивалентом, а также могут быть сувениры с минимальным бальным коэффициентом).
План проведения:
Со всеми участникам, пришедшим на спортивное тестирование, перед непосредственными испытаниями проводится динамичная суставная разминка (10-12 минут) под музыку.В это же время готовится стол с подарками, проходит градация подарков по баллам:
- Суперпризы — от 40 баллов
- Подарки средние — от 25 баллов
- Сувениры — от 5 баллов
После разминки делимся на группы в зависимости от количества детей для проведения зачетных соревнований:
1. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
- Мальчики: 175 см — бронза (3 балла)
- 185 см — серебро (5 баллов)
- 200 см — золото (10 баллов)
- Девочки: 150 см — бронза (3 балла)
- 155 см — серебро (5 баллов)
- 175 см — золото (10 баллов)
- Мальчики и девочки — касание пола пальцами рук.
- При выполнении испытания (теста) на полу
- участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с.
- На полу — 10 баллов
- На кончиках пальцев — 5 баллов
- Не достал — 3 балла
3. Подъем туловища за 1 мин из положения лежа
Исходное положение лёжа на спине на мате, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, стопы фиксирует помощник, руки за головой, пальцы в замок. Фиксируется количество выполненных упражнений до положения сидя (туловище перпендикулярно полу).
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа: 40, 35, 25 раз – мальчики; 35, 30, 20 раз – девочки.
4. Прыжки на скакалке:
- Мальчики: 50 сек — бронза (3 балла)
- 60 сек — серебро (5 баллов)
- 70 сек — золото (10 баллов)
- Девочки: 45 сек — бронза (3 балла)
- 55 сек — серебро (5 баллов)
- 65 сек — золото (10 баллов)
- Прыжки на скакалке, за 25 секунд: 56, 54, 52 раз – мальчики; 62, 60, 58 раз – девочки.
Командные конкурсы
Победители получают за каждый конкурс 10 баллов (каждый член команды), проигравшие – 5 баллов (каждый).- «Попади в корзину» (нужны теннисные мячи и 2 корзины). Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается по 5 теннисных мячей. Участники в порядке очереди начинают бросать мячи в корзину. Выигрывает тот или та команда, у которой больше попаданий в корзину.
- «Забег с картофелиной» (нужны одноразовые ложки и 2 клубня картофеля, а также конусы для обозначения дистанции). Обозначьте мелом линии старта и финиша, желательно также прочертить и беговые дорожки. Первому игроку каждой из них выдается по картофелине и столовой ложке. Он должен, держа картофель в ложке, пробежать до финиша и вернуться обратно, не выронив картофель. Если овощ все же выпал, его поднимают только ложкой, а не рукой. Выигрывает та команда, участники которой справятся с заданием быстрее.
- Эстафета «Воздушные кенгуру» (нужны надувные шары и конусы) Разбейте участников на команды и попросите встать друг за другом. Выдайте каждой команде воздушный шар. Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и так далее. Победителем становится команда, чьи игроки первыми закончат эстафету.
- Бег с эстафетной палочкой (нужны 2 эстафетные палочки и конусы).
- Бег в мешках (нужно 2 мешка и конусы).
По итогам все участники получают сумму баллов, которую смогут обменять на призы, находящиеся на столе с подарками.
Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников лидерские качества и умение общаться.