Вместе весело шагать по «Тропинкам»!
По замыслу разработчиков стандарта, дошкольное детство призвано стать особым самоценным уровнем образования, главная цель которого – формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Выпускник детского сада должен обладать такими качествами, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями pакона «Об образовании в Российской Федерации». 17 октября 2013 года он был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, а 14 ноября зарегистрирован Минюстом России. С 1 января 2014 года стандарт вступил в силу, и детские сады начали внедрять его в свою практику.
Школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок к школе
По замыслу разработчиков стандарта, дошкольное детство призвано стать особым самоценным уровнем образования, главная цель которого – формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Выпускник детского сада должен обладать такими качествами, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Воспитание этих качеств, а не подготовка к школе – сегодня главная задача педагогов.
«Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку!» – утверждают разработчики стандарта. Дети должны чувствовать себя в школе спокойно и уверенно, чтобы успешно усваивать образовательную программу начальной ступени. При этом школа должна быть готова к разным ученикам. Цель детского сада – сформировать у ребенка устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, помочь максимально реализовать способности, пробудить желание учиться. Вместе с тем надо учитывать особенности современных детей, используя новые методики работы с ними. Вся образовательная деятельность в детском саду должна проходить в игровой форме, нельзя превращать дошкольное учреждение в маленькую школу.
Тропинки в будущее
Сегодня детские сады вправе выбрать любую программу из числа рекомендованных Федеральным институтом развития образования. Большой популярностью пользуется основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (объединенная издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»), созданная на основе концепции профессора В. Т. Кудрявцева, заведующего кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.
Программа направлена на развитие творческого мышления дошкольников 3–7 лет. Все пособия, входящие в одноименный УМК, разработаны в соответствии с ФГОС ДО и охватывают пять основных образовательных областей, выделенных в стандарте: коммуникативно-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Причем наряду с традиционными пособиями по обучению детей чтению, письму, счету, развитию речи комплект включает в себя совершенно новое методическое пособие «Тропинки в экономику» А. Д. Шатовой, Н. А. Струмилиной, в котором, в частности, дается первое представление о разных профессиях. Большое внимание уделяется и эстетическому воспитанию: «Музыкальный мир» Т. И. Баклановой, Г. Л. Новиковой; «Цветная тропинка» И. А. Лыковой (изобразительное искусство).
Поскольку игровая деятельность является ведущей в детском саду, особый интерес у педагогов вызовет комплект дидактических игр «Воображаем, думаем, играем» Н. Г. Салминой, А. О. Глебовой. Очень актуально сегодня также методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» Н. П. Гришаевой. С учетом того, что музейная педагогика стала неотъемлемой частью современного образования, полезным для практиков станут методические рекомендации «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» И. И. Наседкиной, Р. М. Абрамовой.
УМК включает методические пособия для воспитателей, рабочие тетради для детей, демонстрационные и раздаточные материалы для занятий (в том числе на электронных носителях), дидактические игры и т. п.
Неслучайный выбор
ГБОУ «Курчатовская школа» – известное образовательное учреждение в Москве, занимающее 15-е место в рейтинге столичных школ. После реорганизации в его состав вошли 11 дошкольных учреждений, 5 школ, лаборатория и школа-интернат. Педагоги дошкольного отделения «Росток» довольно легко перешли на новый стандарт образования, методики работы им кардинально менять не пришлось. Это объясняется тем, что еще до введения стандарта они работали в его идеологии, уделяя основное внимание развитию личности каждого ребенка. Вместе с тем без перемен все-таки не обошлось.
Во-первых, постепенно вводится инклюзивное образование: детский сад посещают ребята с особыми образовательными потребностями (нарушениями в умственном и физическом развитии), для них специально составляются индивидуальные адаптированные программы, в разработке которых принимают участие разные специалисты – учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог.
Во-вторых, сотрудничество с родителями стало более тесным, появились новые совместные детско-взрослые проекты (концерты, экскурсии, фотовыставки), воспитатели организуют мастер-классы для семей. Педагоги быстро реагируют на запросы родителей, в том числе касающиеся развития дополнительного образования. «Поскольку дети находятся здесь полный день, то и услуги дополнительного образования они получают на месте. Особенно востребованы танцы, занятия по гимнастике, организуемые школой Ирины Виннер, рисование», – рассказывает тьютор Светлана Котельникова.
В-третьих, на занятиях детям стали предлагать больше творческих заданий, больше времени выделяется для самостоятельной деятельности, и свою задачу педагоги видят в том, чтобы создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок максимально раскрыл бы свои способности. В различных дошкольных отделениях «Курчатовской школы» организованы интерактивные музеи: например, музей подводного мира, музей кукол и т. д. Это позволяет с ранних лет сформировать у детей круг интересов, любознательность, инициативность.
Выбор программы «Тропинки» в этом детском саду стал неслучайным. Вот как об этом рассказывает заместитель директора ГБОУ «Курчатовская школа» по дошкольному образованию Жанна Новикова: «Эта программа позволяет реализовать такие задачи, как привлечение родителей к образовательной деятельности, расширение культурного пространства и социализация детей, знакомство с окружающим миром, уважительное отношение к окружающим».
По словам педагогов, в «Курчатовскую школу» приезжают дети из разных, в том числе отдаленных, районов Москвы. Это связано с поездками в общественном транспорте и встречами с незнакомыми людьми. Поэтому надо приучать детей с ранних лет правильно вести себя в различных ситуациях, знать правила дорожного движения, соблюдать личную гигиену. А в школе все эти навыки закрепляются и совершенствуются. Параллельно ведется работа с родителями на эту тему. Кстати, по результатам различных социологических опросов родители в числе главных критериев оценки деятельности образовательного учреждения на одно из первых мест ставят обеспечение безопасности детей.
Немаловажный фактор – преемственность программ дошкольного и начального общего образования. По словам зам. директора по начальному образованию ГБОУ «Курчатовская школа» Александры Кочергиной, «Тропинки» обеспечивают преемственность со школьными программами, такими как «Школа XXI века». Дети приходят в 1 класс подготовленными и успешно усваивают школьную программу.
Сделать школу знакомой, понятной, близкой
А как же быть с утверждением разработчиков стандарта о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку»? Педагоги дошкольного отделения «Росток» разделяют эту идею, но вместе с тем подвергают ее некоторой переоценке.
Жанна Новикова считает, что нельзя противопоставлять школу и ребенка, школу и детский сад – это части одного целого. «Если раньше, еще лет 10 тому назад, забирая детей из садика, родители интересовались тем, что он поел сегодня, то теперь они четко понимают, что привели ребенка в образовательное учреждение, – говорит Жанна Леонидовна. – Нынешние родители интересуются, что нового дети узнали, какие навыки у них появились. А поскольку в наш образовательный комплекс вместе с дошкольными входят школьные отделения, то родители планируют, что их ребенок в ближайшем будущем станет воспитанником «Курчатовской школы». И для них это очень многое значит».
Уже традиционными в «Курчатовской школе» стали совместные мероприятия, в которых принимают участие дошкольники и школьники, учителя и воспитатели. Это открытые уроки, праздники, спектакли. Цель этих мероприятий – сделать школу знакомой, понятной, близкой для ребенка, облегчить адаптацию ребенка к 1 классу.
Почему летом не играют в снежки?
«Мы бы хотели, чтобы учителя начальных классов немного отошли от школьной модели обучения, добавив больше игровых методик. В свою очередь, мы в детском саду не дублируем школьные методики обучения», – отмечает воспитатель Татьяна Дранкова. В этом мы убедились, посмотрев занятие по развитию речи, которое провела воспитатель Нина Латышева, на основе дидактических материалов, рекомендаций, игр, упражнений, разработанных О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной (УМК «Тропинки»).
С помощью красочных плакатов дети отвечали на вопросы воспитателя о том, каких животных можно встретить в лесу: белок, лис, медведей, зайцев. Потом сказали, как называются детеныши этих животных (бельчата, лисята, медвежата, зайчата) и охарактеризовали каждого из них. Например, зайчонок веселый, озорной, быстрый. А кто-то из детей добавил свое определение – прыгучий.
Затем с помощью раздаточных карточек, на которых были изображены животные, ребята выполнили более сложное задание: в один ряд они расположили тех зверей, в названиях которых есть звук «р» (например, жираф), а в другой ряд – тех, в названиях которых есть звук «л» (волк, лиса, слон, лось). Далее детей попросили показать движения, характерные для тех или иных животных, и тут воображению не было предела.
И наконец, в завершение – задание на тему «Времена года». Ребятам надо было ответить на вопрос, что не происходит летом (не лепят снеговика, не играют в снежки), и рассказать, какой бывает весна (ранней, теплой, солнечной — отвечали дети, глядя в окно).
«И детям, и мне самой очень интересно работать по этой программе, – говорит Нина Латышева. – Демонстрационные и раздаточные материалы, рабочие тетради я использую, потому что они красочные, выразительные, нравятся детям и способствуют развитию речи. Если бы у меня не было этих пособий, мы не достигли бы и половины поставленных целей: занятия получаются очень насыщенными и содержательными».
«Тропинки» относятся к программам так называемого конспектного типа, то есть в УМК включены конспекты занятий на разные темы. Удобно ли это для педагогов? По словам Нины Латышевой, она старается придерживаться конспектов, поскольку, по ее мнению, они разработаны очень качественно, но, безусловно, привносит и немало своих идей.
По словам главного методиста по дошкольному образованию центра дошкольного и начального образования дирекции по продвижению объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» Татьяны Савельевой, методики, предлагаемые авторами УМК «Тропинки», представляют собой баланс инноваций и традиций. Программа создана для педагогов, нацеленных на развитие ребенка. Разработчики не намерены останавливаться на достигнутом: в скором времени появится УМК для детей от 1,5 до 3 лет.
Ольга Дашковская