Владимир Владимирович Маяковский: певец водосточных труб
Футурист, художник, драматург, редактор, сценарист, актер и, наконец, поэт — это все о нем. Так кто такой Владимир Маяковский?«Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать».

Для кого-то раздражающе провокационный, а кому-то — обжигающе близкий, его дерзкие «рваные» строки уже много лет живут в наших тревожных сердцах. Его мысли не дают покоя нашим беспокойным головам. Его слог отдается в груди трепетным и звонким эхом. Он воспевал и жаждал революцию, и под нее был выкован его многогранный талант. Маяковский принимал участие в создании агитационных плакатов, снимался в кино, писал сценарии и сам играл в пьесах, которые ставил.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Будущий певец революции родился в Грузии в 1893 году. Пока отец служил лесничим, семья жила в Багдади, а позже переехала в Кутаиси. И там Володя поступил в гимназию и стал заниматься живописью с мастером, который преподавал его сестре Людмиле. С тех пор, видимо, Володя предполагал, что станет художником. И он действительно стал им — его потенциал был уникален и многообразен, и свободно раскрывался в любых сферах.
Маяковского нельзя было пропустить, не заметить. Даже в детстве, пока рост был еще небольшой, фигура Володи выделялась среди всех — не по внешним признакам, а по развитию, состоянию души, по невероятной начитанности, интеллектуальности и особому мышлению.
Заслуженный учитель школы Грузинской ССР Платон Георгиевич Цулукидзе писал:
«Из ученической жизни Маяковского помню следующий случай. Раз в учительской ко мне и Джомарджидзе подошел законоучитель приготовительных классов Шавладзе и сказал:
— Что за странный мальчик этот Маяковский.
— А что случилось? Напроказил? — спросили мы.
— Нет, шалить-то он не шалит, но удивляет меня своими ответами и вопросами. Когда я спросил: «Хорошо ли было для Адама, когда бог после его грехопадения проклял его и сказал: „В поте лица своего будешь ты есть хлеб свой“, — Маяковский ответил: „Очень хорошо. В раю Адам ничего не делал, а теперь будет работать и есть. Каждый должен работать“. Потом задал мне вопрос: „Скажите, батюшка, если змея после проклятия начала ползти на животе, то как она ходила до проклятия?“ Все дети засмеялись, а я не знал, как ответить».
Когда Маяковскому было 13, его отец умер от заражения крови. С тех пор жизнь всей семьи — мамы, двух сестер и брата Володи Константина — поменялась кардинально. Из Грузии они отправляются жить в Россию.
«Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было».
В Москве Володя Маяковский, будучи гимназистом, печатался в подпольном журнале «Порыв» — отправлял туда свои первые стихотворные строки. «Революционные» и «безобразные», как он сам о них отзывался. Потом юного поэта заключают под арест за то, что тот тайком становится членом большевистской партии, да еще нанимается в нелегальную типографию.
Позже, когда Маяковского сажают в Бутырскую тюрьму уже на долгий срок, почти на год, он читает в заключении современников и классиков: Белый, Бальмонт, Байрон, Шекспир, Толстой. Поэт пытается писать «так же хорошо, но про другое», а в итоге выходит что-то свое. Он понимает, что пишет иначе, ему это дается легко и самому даже кажется, что «великие» остаются где-то в стороне.«29 марта 1908 г. нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплёте».
Он вдохновляется рисованием, но понимает, что не хватает академических знаний, и собирается всерьез заняться живописью. Окрыленный собственной новизной, Маяковский жаждет «делать социалистическое искусство», пытается привнести в мир свой стиль, свою новую эстетику, которая должна заиграть в унисон с нотами революции.
Маяковский меняет учителей-художников, затем поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он знакомится с Давидом Бурлюком, который становится поклонником его стихов, «всегдашней любовью» и в каком-то смысле покровителем — именно он повлиял на поэтический путь Маяковского — «Бурлюк сделал меня поэтом»:
«Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: „Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!“ Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушёл в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».
Картины Маяковского не так широко известны, как плакаты, созданные во время работы в РОСТе. Поэт делал оригинальные зарисовки к своим стихотворениям, а еще рисовал портреты — среди них есть даже Чуковский, Репин и, конечно, дамы сердца.

А в творческом авангардном объединении «Сегодняшний лубок» вместе с Казимиром Малевичем, Давидом Бурлюком, Ильей Машковым он создавал контрастные рисунки в стиле лубочной живописи, дополненной сатирическими четверостишиями о Первой мировой войне. Его картины обладали особым стилем, как стихи — другим, не похожим больше ни на чей, слогом.

В футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу», который воспеватели авангарда организовали в 1912 году, выходит в публикацию стихотворение «Ночь». А на следующий год, после выхода первого сборника Маяковского «Я», в Санкт-Петербурге театр «Луна-парк» ставит пьесу «Владимир Маяковский» с автором в главной роли.
Футуристы дерзко и энергично стремились заменить все отжившее в искусстве чем-то новым, ярким и смелым. В основе новой эпатажной эстетики лежали два направления: французский кубизм, в стиле которого творили художники, и итальянский поэтический футуризм — отречение от всех существующих традиций и канонов. Маяковский вместе с авангардистской группой ездил по России с «футуристическим турне», в котором просвещал публику — читал свои стихи и лекции.
Через несколько лет в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд поставит «Мистерию-буфф» Маяковского, декорации для которой будет создавать сам Казимир Малевич. Мейерхольд будет участвовать и в постановках сатирических пьес «Клоп» и «Баня», где Маяковский будет вторым режиссером. Но увлечение поэта актерской игрой и постановками не ограничивается театром. Маяковский снимается и пишет сценарии для кино: «Погоня за славой» (1913 г.), «Драма в кабаре футуристов № 13» (1914 г.), «Не для денег родившийся» (1918 г.), «Барышня и хулиган» (1918 г.), «На фронт» (1920), «Трое» (1928), «Октябрюхов и Декабрюхов» (1928). А в ленте «Закованная фильмой» (1918 г.) он играет одну из главных ролей вместе со своей музой и возлюбленной Лилей Брик.
С 1915 по 1917 годы поэт служит в Петроградской Военно-автомобильной школе:
В 1922 году Маяковский стал руководить литературной группой «Левый фронт искусств», а позже поэт становится редактором журнала этого творческого объединения.«Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертёжником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто. С печатанием ещё хуже. Солдатам запрещают. Один Брик радует. Покупает все мои стихи по 50 копеек строку. Напечатал „Флейту позвоночника“ и „Облако“. Облако вышло перистое. Цензура в него дула. Страниц шесть сплошных точек. С тех пор у меня ненависть к точкам. К запятым тоже».
«„Леф“ — это охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма. Сплотились тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов, Третьяков, Родченко, Лавинский».
В 1930 году поэт покидает РЕФ (Революционный фронт искусства, который раньше назывался «Левый фронт искусств») и становится одним из членов Российской ассоциации пролетарских писателей. Коллеги по литературному цеху прекращают общение с поэтом. А выставку «20 лет работы Маяковского» игнорируют — и партийная верхушка, и недавние соратники. Поэт сам устраивал экспозицию, чтобы показать свою деятельность за много лет: он искал статьи в газетах, развешивал свои рисунки, листовки, плакаты и картины, отбирал книги со своими произведениями.
В этот и без того тяжелый период Маяковского захлестнули сильнейшие переживания в отношениях с возлюбленной — актрисой Вероникой Полонской. В приступах ревности он просил ее бросить мужа, работу и всю прошлую жизнь. Актриса не соглашалась на требования и решила порвать отношения с поэтом. После трагического разрыва с Полонской Маяковский покончил жизнь самоубийством. Марина Цветаева, не раз упоминавшая поэта в своих статьях, писала о нем: «прожил как человек и умер как поэт».
«Литературная судьба Маяковского сложилась так, как не могла бы она сложиться ни в одной стране, где существует свобода мнений. Всем известно, что при жизни поэта у него было множество врагов, с настойчивой яростью отрицавших его значение и даже его дарование. Однако вскоре после смерти Маяковского Сталин назвал его „лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи“, и, разумеется, в тот же день, в тот же час язвительные критические выпады сменились сплошным славословием».