Венский классицизм. Музыка. 4 класс. Разработка урока
4 класс, 4 четверть, 2, 3 урок.
Тип урока: изучение нового материала и закрепление.
Цель урока: Приобщение учащихся к шедеврам музыкальной классики через произведения великих композиторов периода 18 – начала 19 веков: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие «Венский классицизм», разъяснить стилевые особенности, новаторские тенденции музыкального стиля;
- Познакомить учащихся с творчеством композиторов – представителей этого направления музыки.
Развивающие:
- Развивать вокально-хоровые навыки с учетом особенностей «ВЫСОКОГО» стиля: плавное звуковедение. «ПРИКРЫТЫЙ» строгий благородный звук.
- Способствовать развитию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к шедеврам музыки, устойчивый интерес к музыкальному искусству.
- Способствовать развитию потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и желания дальнейшего музыкального самообразования.
Музыкальный материал:
- Йозеф Гайдн симфония № 49, фрагмент «La passione» – 2.10;
- Йозеф Гайдн «Серенада»№5, фрагмент – 1.25;
- В. А. Моцарт симфония №6, «Музыка ангелов» (гитара) – 3.28;
- В. А. Моцарт симфония №40, 1 часть – 5.10;
- В. А. Моцарт «Парижская симфония», Andante (2 часть) -1.00;
- В. А. Моцарт «Реквием» № «Слезная» – 3.04;
- В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
- Л. Бетховен «Героическая» №3, фрагмент – 4.26;
- Л. Бетховен ода «К радости» финал симфонии №9 – 2.27;
- Л. Бетховен «К Элизе» – 3.23;
- Л. Бетховен симфония №5 (Allegro con brio) – 2.57
- Музыка Й. Гайдна слова П. Синявского «Старый добрый клавесин»;
- Музыка Е. Адлер слова Л. Дымовой «Песня МЕНУЭТА»
Этапы урока |
Содержание этапов |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (включая УУД) |
Организационный этап:
|
Вход под музыку Йозефа Гайдна «Серенада» |
Приветствие, слушание, ответы на вопросы; |
|
Основной этап: – Йозеф Гайдн
|
– информация учителя (новый материал), Слушание музыки Й. Гайдна; – распевание, слушание, разучивание песни «Старый добрый клавесин»; |
– запись в тетрадь нового понятия, – прослушивание новой музыки; – ответы на вопросы; -вокально-хоровая работа по распеванию и разучивание новой песни по фразам; |
-Учащиеся, познакомившись с творчеством композиторов: Гайдна, Моцарта, Бетховена должны узнавать звучащие произведения и их авторов; |
– Вольфганг Амадей |
– информация учителя, |
– прослушивание нового материала, – рассуждения, – ответы на вопросы, – запись в тетрадь резюме; |
– Расширить и углубить нравственно эмоциональные впечатления эстетического сопереживания звучащих произведений; |
-Людвиг Ван Бетховен |
– информация учителя, |
– прослушивание нового материала, – анализирование, – ответы на вопросы, – запись в тетрадь резюме, – вокально-хоровая работа по разучиванию – выполнение теста; |
– Продолжать развивать умение высказываться о музыке; – Выразительно исполнять вокальные произведения. |
Заключительный этап: |
Музыка – отражение жизни, изысканный стиль.
Выход под музыку В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада». |
Домашнее задание: |
|
Ход Урока
На доске выставлены портреты: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.
Организационная часть урока.
Вход учащихся под музыку Йозефа Гайдна «Серенада». На этом уроке приветствие молча, кивком головы, не нарушая звучание музыки.
Учитель. Тема «ВЕНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ», на мой взгляд, притягательна, прежде всего, своей изысканной утонченной музыкой. Музыкой классицизма называют период приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, венскими классиками и, определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства. Именно в этот пери од окончательно сформировалась СОНАТНАЯ ФОРМА, определился окончательный состав частей СОНАТЫ и СИМФОНИИ. В период классицизма появляется СТРУННЫЙ КВАРТЕТ
О! Благодатная эпоха! Роскошный, пышный 18 век! Блистательная Вена – столица Австрии, законодательница моды в искусстве, музыки, прежде всего. Великолепие в архитектуре, живописи, скульптуре – все это внешние черты изысканности привилегированного общества. Участь же музыкантов незавидна: отсутствие свободы духовной и физической, зачастую, бедное существование, тяжелый труд, невежественное окружение, зависть, откровенная травля.
Звучит симфония № 49, фрагмент «La passione» Йозефа Гайдна.
Учитель. Скажите, пожалуйста, какая группа симфонического оркестра является главной, именно на нее наиболее всего акцентируется внимание? Почему, как вы думаете?
Ученики
– Струнно-смычковая.
– Инструменты этой группы дают звук мягкий, ласкающий слух, вызывающие позитивное настроение.
Учитель. И так, Йозеф Гайдн родился в 1732 году в пригороде Вены, деревне Рорау в семье каретного мастера. Среди местных жителей семья Гайднов считалась образованной и музыкальной.
Учитель. В 16 лет Гайдн был изгнан из хора мальчиков собора святого Стефана в Вене за то, что голос его огрубел, а дерзкий нрав не исправился. Юного Гайдна и раньше пороли, теперь его просто выставили в промозглый ноябрьский вечер на опустевшие улицы Вены.
Скажите, какая по-вашему музыка композитора, опишите ее?
Ученики.
– Его композициям присущи: красота, стройность, чистота, тонкая благородная красота.
– Наверно у композитора Гайдна был мягкий характер.
– Если послушать его музыку: беспечную, безмятежную и ласковую – то представляешь молодого, красивого человека.
Учитель. Трудно представить Гайдна старцем, а между тем он прожил самую длинную жизнь по сравнению с другими композиторами ВЕНСКОГО КЛАССИЦИЗМА, почти 80 лет. Симфоний он написал -104, его вдохновляла народная музыка, напевы и танцы, их простодушие, жизнелюбие, неунывающая энергия, он и сам выходец из народа. И называл он свои симфонии: «Часы», «Утро», «Детская», «Медведь», «Курица».
«Господин Гайдн – любимец нации…» А ведь было и иначе. Музыку его называли «игрой в звуки», «галантным пиликаньем». Кстати, Гайдн написал для Павла 1 – тогда еще великого князя – «Русские квартеты». Музыкальная карьера композитора завершилась ораторией «4 времени года». Работа над ней и преклонный возраст подорвали его силы. Умер Йозеф Гайдн в 1809 году и похоронен в Вене. На надгробном памятнике надпись по латыни: «…Весь я не умру…»
Ученик читает заранее подготовленный по просьбе учителя стих Виктора Афанасьева.
«Кто Гайдн? Суровой вечности гонец?
Алхимик, музыкант или астролог?
Порхающий на веточке птенец?
Или звезды погаснувший осколок?
Учитель. Сегодня у нас с вами есть возможность не только послушать великолепную музыку Гайдна, но и разучить песню, написанную этим необыкновенным сочинителем. Послушайте, пожалуйста.
Учитель исполняет песню «Старый добрый клавесин» Й. Гайдна. Класс распевается перед разучиванием.
Распевание. 2 распевки с учащимися:
- 1-я – поступенное движение вверх и вниз по гамме (C-dur) в пределах 1 октавы с названием нот;
- 2-я – на развитие дикции.
Разучиваем классом песню по фразам, сначала текс 1 куплета, затем текст припева.
Мелодию последовательно 1 куплета, припева. В завершении исполняем всю песню.
Звучит музыка Моцарта симфония № 6 «Музыка ангелов» в исполнении гитары. Другой ученик читает на фоне музыки стих Виктора Бокова, подготовленный заранее.
Ученик.
Счастье! Звучит нестареющий Моцарт,
Музыкой я несказанно обласкан,
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.
Учитель. С музыкой этого гения в музыке вы уже знакомы. Что вы можете рассказать о самом композиторе? Какие произведения вы помните?
Ученики.
– Понятие о чуде-ребенке началось с появлением композитора Моцарта. Ведь именно он еще маленьким начал самостоятельно сочинять первые пьесы.
– Это самый солнечный композитор, так его музыку называют из-за необыкновенно светлой красивой мелодики.
– Мы слушали на уроках «Марш в турецком стиле».
– Совсем недавно мы слушали «Вариации на французскую песню».
– Многие выступления музыкального театра «Капель» начинаются с музыки Моцарта.
Звучит «Парижская симфония», Andante (2 часть) В. А. Моцарта.
Учитель. Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, очень живописном городке Зальцбурге, расположенном на берегах красивейшей реки Зальцах. Отец был серьезным и образованным музыкантом и превосходным педагогом.
Учитель. Появление на свет 27 января 1756 года седьмого сына едва не стоило матери жизни. По австрийским обычаям мальчик получил несколько имен: Иоганнес Хризостомус Вольфгаггус Теолофилус, однако близкие называли его просто Вольфгангом. В Париже в первый раз были напечатаны музыкальные сочинения ребенка, которому не исполнилось еще 8 лет», – писал выдающийся писатель и композитор Серов. «Сердце облагораживает человека, и пусть я не граф, но чести во мне больше, чем у иного графа», – писал Вольфганг отцу. Ведь освободиться от тяготившей рабской зависимости грубого и деспотичного архиепископа смог композитор только к 25 годам в расцвете таланта.
Учитель. Жизнь складывалась не легко. Частые утомительные выступления в открытых концертах и в аристократических салонах, уроки с учениками, напряженные поиски заработка, постоянная неуверенность в завтрашнем дне – все это незаметно подтачивало и без того слабое здоровье молодого композитора.
Звучит симфония №40, 1 часть В. А. Моцарта.
Учитель. «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой». Так писал Вольфганг Моцарт.
Популярным танцем 18 века в Европе считался «Менуэт» не быстрый, спокойный по характеру, жеманный с многочисленными реверансами.
Чтобы почувствовать себя в этой замечательной эпохе давайте разучим «Песню Менуэта» композитора Адлер.
Разучиваем новую песню по фразам, предварительно послушав ее в исполнении учителя и выучив текст. «ПЕСНЯ МЕНУЭТА».
Столица империи Вена восхищалась Моцартом, когда он был чудо-ребенком, виртуозом – импровизатором. Но пресыщенная развлечениями Вена не понимает нынешнего Моцарта: резкого, насмешливого, с обострившимся профилем. Когда он успел стать другим? И когда в его музыке открылась эта пугающая глубина?
Даже в последний год жизни, год болезней и нужды, Моцарт не изменил себе. Да, он писал «Реквием».
Ученики читают заранее подготовленный стих «Моцарт» Винцаса Миколайтиса и читают под звучание номера «Слезная» «Реквиема» Моцарта.
– «Посетил меня недавно
Гость один необычайный,
Был он весь овеян тайной –
Чёрный гость… Потупив очи,
Он сидел со мной до ночи.
А как свечка догорела –
Встал пришелец и несмело
Реквием мне заказал.– И теперь я постоянно
Слышу голос этот странный.
Он исходит из могилы:
Dies irae dies irae…
Слышу в ужасе бессонном:
Tuba mirum spragens sonum…
Долетает издалёка:
Benedictus cum me voca…– Не ему – себе в ответ
Говорю: исхода нет.
Нет исхода, нет покоя,
Замолчи, забудься сном,
Мы с тобою схожи, -
Скоро нищенское ложе
Станет жёсткою доскою,
Крытой чёрным полотном…
И свеча погасла вдруг.
Непроглядный мрак вокруг.– Не склоняюсь я в мольбе,
Ни о чём я не прошу,
Только Реквием себе,
Самому себе пишу.
Закрываются глаза мои.
Голова склонилась над столом.
Дай мне руку и пойдём.************
– И хотя бы кто-нибудь
Проводил в последний путь.
Нет, никто с венком из лилий
Не пришёл к его могиле,
Да и где могила эта?
Нет следа, но где-то, где-то…
Для кладбищенской земли
Бедняки и короли одинаково равны.– Мирно спит бедняк бесправный,
Ведь его не тяготит
Тяжкий груз могильных плит.
Шелковистою травою
Стало сердце неживое,
И цветок над ним растёт,
Глядя утром на восход.************
– В этот пышный зал пришли
Не князья, не короли,
Нет, совсем иные люди
Ждут его, как ты и я,
Ждут, дыханье затая,
Ждут, мечтая как о чуде.
Учитель. В ночь 5 декабря 1791 года Моцарта не стало. Убитая горем жена Констанца лежала тяжело больная, без памяти. В доме не было ни гроша.
В день погребения разыгралась настоящая буря с метелью. Некрашеный сосновый гроб на жалких дрогах добрался до городской черты. Только Сальери, один, спешил за гробом. Назавтра старик могильщик уже не помнил, куда он сбросил гроб Моцарта. Так утверждают множество старых и новых книг о Моцарте.
Звучит музыка симфонии «Героическая» №3, фрагмент Л. Бетховена, учитель на фоне звучащей музыки читает стих Н. Заболоцкого.
В тот самый день, когда созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет,
Прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром,
В звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Учитель. Людвиг Ван Бетховен. «Он был невысокий, коренастый, могучего, почти атлетического сложения, – писал Ромен Роллан, – лицо широкое, только на склоне лет цвет кожи стал болезненно – желтоватым. Лоб мощный, глаза его пылали изумительной, поражавшей всех силою… Нос у него был короткий, широкий – отсюда сходство с обликом льва».
Звучит музыка Людвига Ван Бетховена ода «К радости» финал симфонии №9
Судьба никогда не была к нему благосклонна. У него не было лучезарного детства Моцарта и не будет тихой старости Гайдна. Он не был обласкан большой семьей музыкантов, как Иоганн Себастьян Бах, у него никогда не будет жены.
Родители его давно умерли. А друзей он теперь не слышит. Теперь с каждым днем Вена становится беззвучней: глухота одолела Бетховена, и тень безотрадности и тревоги легла на его лицо…
Звучит музыка Людвига Ван Бетховена «К Элизе», на музыкальном фоне учитель читает стих Ильи Сельвинского «Тайна Бетховена»:
Нам говорят профессора: В чём тайна
Бетховена? Откуда этот свет?
Что внёс он после Моцарта и Гайдна
В искусство симфонизма? – И в ответ
Показывают пикколо, тромбон
И контрфагот. – Он эти инструменты
Отважно ввёл в оркестр. Этим он
И деревянный звук, и голос медный
В три форте поднял. Что за глубина!
Из океана эти волны льются!
Вы ошибаетесь: Бетховена волна –
Из глубины французской революции.
Учитель. Два потока времени раздробили его жизнь. Один уже обрел бессмертное звучание в новой его музыке. Другой полон мелочных забот, повседневных тягот, житейского сора. Скаредность издателей, высокомерие и вероломство титулованной и чиновной знати, омуты закулисных театральных сплетен…
Звучит музыка Бетховена симфония №5 (Allegro con brio).
Учитель. «Судьба стучится в дверь…» Шуман пророчески предвидел, что «пока стоит мир и люди слушают музыку 5-ая симфония Бетховена будет поражать воображение, как великие явления природы устремленностью к молниям, наполняя сердца изумлением и трепетом…»
«Бетховен» Максим Рыльский
Когда до слуха гения глухого
Не достигало уж людское слово,
Когда он знал лишь бунт стихий немых,
И, страстью опьяняемый, из них
Слагал гармонии чредой чудесной,–
Смерть подошла. Великий и безвестный,
Прославленный, осмеянный титан
И раб – он умирал.
Учитель. Скажите, друзья, что необычного в музыке Л. Бетховена мы можем выявить? Чем она отличается от музыки других венских классиков? Что нового в звучании симфонического оркестра мы слышим?
Ученики.
– Музыка Бетховена звучит мощно, чего не наблюдается у Гайдна и Моцарта.
– Динамически громко сильно играет симфонический оркестр.
– Слышны инструменты медные духовые, именно они создают ощущение грома.
– Конечно, такая музыка пугала, после ублажающей музыки Гайдна и даже Моцарта.
Учитель. Связь времен нерасторжимо соединяет великих. Но каждый из них идет сквозь свое время. Вот почему каждая новая эпоха рождает «новых гениев».
И пока люди живут, мечтают, радуются, страдают, пока народы борются, будут являться новые симфонии, и будут звучать старые.
Тест на определение стиля композиторов Венского классицизма.
Домашнее задание: Найдите стихи, прозу по теме «Венского классицизма», по желанию сделайте рисунок с изображением эпохи 18 века.
Учитель. Урок окончен.
Ученики выходят под музыку В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада».
Используемая литература:
- Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен: хрестоматия для уч-ся ст. кл. / сост. В.Б. Григорович. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с.: ил.
- Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие. Вып. III. Изд. 4-е, перераб., доп. / под ред. Е. Царевой. – М, 1970.
- Гивенталь И. Музыкальная литература: учеб. пособие для муз. уч-щ / И.
- Гивенталь, Л. Щукина-Гингольд: в 2-х вып. – М.: Музыка, Вып. 2: К. В. Глюк, Й. Гайдн, В.А. Моцарт. – 1984. – 480 с.: нот.
Стихи поэтов:
- Виктора Афанасье а «Кто Гайдн?» 1969 г.,
- Виктора Бокова «Моцарт»,
- Винцаса Миколайтиса «Моцарт»,
- Николая Заболоцкого 1946 г.,
- Ильи Сельвинского «Тайна Бетховена»,
- Максима Рыльского «Бетховен».
ТСО: музыкальный центр, аудиозаписи, портреты: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Интернет ресурсы:
- Музыкальная коллекция http://music.edu.ru/;
- Погружение в классику http://intoclassics.net/;
- Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/;
- Мировая культура в зеркале музыкального искусства http://www.sonata-etc.ru/