Главные вопросы о Великой депрессии
Едва ли не самый страшный экономический кризис в истории человечества носит название серьезного психического недуга — депрессии, а размах тех событий позволяет применить к ним эпитет «великая». В нашей сегодняшней статье мы ответим на пять главных вопросов о крупнейшей общественной болезни XX века — Великой депрессии, мировом экономическом кризисе 1929–1933 годов.Что было с американской экономикой и обществом до кризиса?
После Первой мировой войны и небольшого экономического спада начала 20-х американская экономика вступила в период небывалого роста, продлившегося почти десять лет. Росли доходы населения, в стране была очень низкая инфляция и практически полное отсутствие безработицы. Повышалась эффективность производства всевозможных товаров: продуктов питания и новинок бытовой электротехники (дешевая электроэнергия позволила приобретать их в больших количествах), автомобилей и недвижимости. Низкие процентные ставки по потребительским кредитам позволяли прикоснуться к американской мечте прямо сейчас, получить всё и сразу. Установившийся уровень жизни американцев на тот период стал одним из самых высоких в мире.
Процветала деловая сфера: бизнес и предпринимательство. Вместе с прибылями росли и сами корпорации, поглощая своих конкурентов и завоёвывая новые рынки сбыта. В результате продукции выпускалось всё больше, и она охотно приобреталась. Кроме того, активно развивался фондовый рынок и торговля акциями.
Что же явилось причиной кризиса?
В современной исторической науке нет единого мнения о том, каковы предпосылки Великой депрессии. Выделяются несколько ключевых версий.
-
Капитализм и крупный капитал в 20-е годы не регулировался государством, и экономика развивалась довольно стихийно. Это привело к тому, что американский рынок оказался перенасыщенным продукцией, которую никто не в состоянии купить, таким образом, предложение оказывается выше спроса и покупательной способности населения. В результате случился обвал рынка, что выразилось в дефляции — огромном падении цен, которое усугубилось крахом фондового рынка в конце октября 1929 года. Причём первые признаки того, что бесконечно рынок расширяться не в состоянии, появились в 1927-1928 годах, когда темпы потребления и покупки товаров стали снижаться.
-
Неравномерность распределения доходов – еще один аспект явления перепроизводства. В течение 1920-х годов у 6% населения Соединенных Штатов в руках скопилось порядка 40% всех денег в стране! Доходы и прибыли крупных компаний сильно опередили рост реальных доходов населения. Производство товаров ускорялось, в то время как их потребление, наоборот, замедлялось.
-
Финансовые спекуляции и махинации, а также маржинальная торговля стали причиной краха фондового рынка. Американское законодательство той эпохи не подразумевало какого-либо контроля финансовых операций и сделок. В результате — многочисленные финансовые пузыри, аферы, спекуляции.
-
К другим причинам депрессии относят такие явления, как денежная политика ФРС США, которая активно поддерживала золотое обеспечение доллара — устаревшую уже на тот момент систему; нехватка денежных средств; налоговые пошлины на импортные товары, из-за чего население покупало их по высоким ценам; и даже последствия Первой мировой войны... Важнее всего понять, что именно каждая из этих причин в совокупности внесла свою печальную лепту в начало этого кошмарного мирового экономического краха.

Почему эта депрессия называется «великой»?
Последствия двух «чёрных» дней в 1929 году, (28 и 29 октября, понедельник и вторник) на Уолл-стрит и рекордного биржевого краха сказались не только на фондовом рынке и акциях: вкладчики стремительно стали забирать из банков свои сбережения, чуя неладное. Ещё банки потеряли деньги, занятые на покупку акций и вложенные в другие фондовые операции. Фактически, банки остались без средств. В течение четырех лет разорились и закрылись несколько тысяч финансовых организаций. Банковская система почти перестала функционировать. Удар для экономики и общества оказался доселе невиданным...
Это процесс как снежный ком обрушивает производственный сектор экономики: из-за трудностей с кредитованием, падением спроса и рухнувшими ценами компании стали сокращать объемы производства продукции (выпуск упал почти наполовину!). Дальше – снижение доходов, увольнение людей, рост безработицы в стране... К 1933 году почти четверть работающего населения потеряли свои рабочие места. Притом, что общее количество людей, оставшихся без средств к существованию, учитывая состав семьи, можно было умножить на три или даже четыре: традиционно в американских семьях того времени работал и обеспечивал семью только мужчина. Весь ужас положения людей заключался в том, что финансовой помощи ждать было попросту неоткуда: американское законодательство не подразумевало никаких пособий по безработице, никакой социальной помощи или пенсий.
Кроме сфер финансов и промышленности, удар был нанесён и по сельскому хозяйству. Цифры говорят сами за себя: за эти годы разорились около 600 тысяч фермерских хозяйств... Люди вкладывали прибыли прошлых благодатных лет в расширение своих угодий, чтобы вырастить и продать как можно больше. Но за бесценок со своим товаром никто расставаться не хотел, да и расходы с малыми ценами покрыть нельзя, поэтому в годы депрессии сельхозпродукция пропадала на складах землевладельцев в ожидании подъема цен. Надвигалась угроза голода, как и в промышленных, так и в сельскохозяйственных штатах: от 25 до 90% американских детей страдали от недоедания. Усугубила положение американцев и начавшаяся в 10 штатах сильная засуха, продлившаяся несколько лет.
Затронуло это экономическое «заболевание» и другие государства. Кроме Франции, Великобритании и Германии кризис ощутили на себе Канада и страны Латинской Америки. Словно эпидемия, Депрессия передавалась во все государства, которые зависели от торговли с США.
Чем «лечили» Депрессию?
В первые годы экономического спада на президентском посту находился республиканец Герберт Гувер. Общество несправедливо обвиняло этого политика в бездействии и пассивности, хотя в действительности он предпринимал активные действия борьбы с кризисом. Гувер первым открыто выступил с идеей о том, что федеральное правительство может и должно в кризисных ситуациях регулировать экономическую жизнь государства. На многочисленных встречах с предпринимателями и рабочими он призывал первых не закрывать производства, а последних — повременить с требованиями увеличить оклады. Он активно убеждал муниципалитеты всячески поддерживать общественные строительные проекты и координировал действия благотворителей. Государство скупало у фермеров избытки продукции. Была создана Реконструкционная финансовая корпорация, которая предоставляла займы банкам и пыталась возродить финансовую жизнь страны. Однако Гувер оставался противником финансовой помощи безработным и отказывался вмешиваться в общественно-экономическую систему больше, чем он считал необходимым, свято почитая идеалы волюнтаризма, свободы личности и предпринимательства.
Этого как раз нельзя сказать о его преемнике на президентском посту, избранном в 1932 году Франклине Рузвельте, демократе. Активное спасение страны, названное «Новым курсом», продлилось вплоть до 1938 года! Первое, с чего начал Рузвельт, – возрождение финансовой системы, без которой в принципе невозможно было восстановление американской экономики. Во время первого этапа реформ (1933-1934 годы) Рузвельт объявил банковские каникулы и заморозил деятельность этих организаций на неделю (Чрезвычайный закон о банках от 9 марта 1933 года). Специальная комиссия провела санацию банков и те, которые получили разрешение на продолжение работы, могли рассчитывать на финансовые вливания от государства. Другим важным фактором в стабилизации банковской системы и недопущении вывоза золота из страны стала принудительная его скупка у населения государством в 1933 году. После этого были назначены новые высокие цены на золото, чем и был девальвирован доллар.

Второй этап преобразований «Нового курса» (1935-1938 годы) был направлен на производство и сельское хозяйство. В соответствии с законом о восстановлении промышленности, вводились кодексы честной конкуренции между бизнесменами. При участии специального правительственного агентства, предприниматели договаривались о «правилах игры» на рынке: устанавливали объемы производства, цены, длительность рабочего дня, рынки сбыта и т.д. Для чего это было нужно? Фактически, предприниматели лишились возможности получения дополнительной прибыли, например, за счёт снижения зарплат сотрудникам или увеличения рабочего дня. Однако такая принудительная картелизация бизнеса строилась исходя из интересов более крупных и жизнеспособных предприятий, а для остальных она оказалась негативной. В рамках этого закона регулировалась трудовая жизнь между работником и работодателем: люди отныне могли объединяться в профсоюзы, получили право на забастовки и т.д. В итоге к 1937 г. объем производства в США вырос на 45 %, а уровень занятости населения вышел на докризисный уровень.
В сельском хозяйстве Рузвельт тоже предпринял попытку федерального регулирования. В общей сложности фермеры должны были 12 миллиардов долларов. Реструктурировав долг и выдав на льготных условиях новые деньги людям, власти рекомендовали им сократить посевные площади и снизить поголовье скота для регулирования уровня цен. Фермеры получали из специального фонда компенсационные субсидии в счёт уничтоженных посевов и животных (было убито около 6 миллионов свиней). Но не смотря на предпринятые меры, фермеры и жители южных штатов оставались в большой зависимости от государственных субсидий и пособий, нежели промышленники и городские жители.
Многочисленные проблемы в социуме решали с помощью программы общественных работ. Она давала небольшой доход населению, а многих спасла от голода. Такие работы включали в себя инфраструктурные и общественно значимые проекты. Они включали строительство больниц, стадионов, школ, почтовых отделений, мостов, автострад, дорог, аэропортов, плотин и гидроэлектростанций. Производилось благоустройство национальных парков, заповедников, проводились специальные меры по охране окружающей среды.
Увы, но все принимаемые администрацией Рузвельта меры не смогли обеспечить главного — устойчивости и стабильности нового экономического роста. Наступил новый виток кризиса в 1937-1938 гг. Кроме этого, политика «Нового курса» многими критиковалась: бизнес и либеральная публика обвиняли Рузвельта в насаждении социализма. В ответ Рузвельт искал заговоры в кругах высшего бизнеса против себя... Казалось, что борьба с Депрессией перерастает в борьбу власти и бизнеса.
Вытащить страну из глубочайшего кризиса помогла Вторая мировая война: в американскую армию были мобилизованы 12 миллионов мужчин, и проблема безработицы сменилась нехваткой рабочих рук. Вследствие заказов правительства в оборонной сфере начала развиваться военная промышленность. Следом оживились и остальные сферы экономики.
А какие у Великой депрессии были последствия?
Великая депрессия нанесла классическому капитализму смертельную рану. Казалось бы, абсолютная, неконтролируемая экономическая свобода той эпохи должна была подарить процветание обществу, но привела к неожиданным последствиям. Американской государственной системе пришлось радикально измениться. Но именно тогда, во времена Великой депрессии, произошло зарождение новой Америки, которая существует и поныне. В результате «Нового курса» был заложен фундамент политики государства благосостояния, была впервые введена система регулирования экономики, промышленности, сельского хозяйства и, главное, финансов. Была создана комиссия по регулированию ценных бумаг и биржевой торговли, которая вводила ограничения на всякие спекуляции и злоупотребления, создание мыльных пузырей, липовых финансовых компаний. Социальное законодательство, впервые принятое в США именно в 1930-е годы, является с того времени столпом, основой функционирования всего американского общества. Впервые были созданы такие цивилизованные формы регулирования экономической и социальной жизни, которые до этого в Соединенных Штатах отсутствовали.
Методические советы учителям
Сама тема Великой депрессии — благодатный раздел для самостоятельного исследования учениками. Можно провести урок, который будет целиком ему посвящён. Ученики готовят доклады на темы «причины мирового экономического кризиса 1929-1933 годов» или «последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов», причем каждый школьник должен выбрать только один фактор и конкретно его проанализировать. Доклады могут быть небольшого объема, главное — проанализировать как можно больше факторов. В конечном итоге, получится целостная картина событий. Для наиболее увлеченных историей детей можно предложить тему «Возможно ли было предотвратить кризис 1929—1930 годов, и каким образом?».
#ADVERTISING_INSERT#