Вечер памяти "Давайте вспомним ушедшей войны следы"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий поэтического мероприятия, посвященного памяти Великой Отечественной войны.
Участники: преподаватели литературы, библиотекари, обучающиеся 9-11 классов. Мероприятие сопровождается презентацией.
Цель: создание условий для формирования эмоционально-отзывчивой личности, формирование исторического сознания, оценочного отношения к прошлому своей Родины.
Задачи:
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время;
- содействовать росту творческих способностей у обучающихся;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Оборудование и оформление:
- книжная выставка «Война! Твой горький след и в книгах, что на полке»;
- аудиозаписи песен о войне;
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Ход мероприятия
Показ видео-хроники о событиях ВОВ.
Ведущий 1:
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Ведущий 1: Вспомним… 3 года, 10 месяцев и ещё 18 дней 26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война…
Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова Лебедева-Кумача).
Ведущий 2: Светом благодарной памяти, светом любви нашей, светом скорби нашей пусть озарятся имена павших. Вспомним… Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу. Вспомним тех, кто дошел до Берлина и Праги и кого сегодня нет с нами… Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о поселках, стертых с лица земли… Вспомним о сотнях городов, разрушенных, но непокоренных. Каждую улицу вспомним, каждый дом…
Ведущий 1: Все дальше уходит в прошлое величайшая трагедия человечества, но повернуться назад, узнать о том, что чувствовали наши солдаты, когда писали письма домой родным и близким, своим любимым девушкам, помогает поэзия Великой Отечественной войны.
Чтец 1 читает стихотворение Бориса Лихарева «Письмо солдата», 1942 г.
Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики».
Ведущий 2: Солдат Великой Отечественной, ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом, вез хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой. Погибая, ты спасал миллионы жизней. Ты, потерявший родных и близких. Ты не искал славы. Ты защищал Отчизну. Ты защищал свою семью…Вспомним всех, кто положил свои жизни на алтарь Победы. Поклонимся им низко…
Чтец 2 - Всеволод Рождественский «Могила бойца», 1943 г.
Ведущий 1: Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание Человек. В день Великой Победы мы склоняем головы перед светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, дочерей, отцов, матерей, дедов, мужей, жен, братьев, сестер, однополчан, родных, друзей.
Наступает минута молчания…
Чтец 3 - Во время показа видео-хроники о событиях ВОВ читается стихотворение Виктора Пахомова «У нас у всех с войною счёты…»
Ведущий 1: Война застала врасплох людей разных возрастов. Давайте вспомним маленьких ленинградцев, сражавшихся в блокадном городе с голодом, холодом, со смертью. Дневник Тани Савичевой нельзя читать без боли и содрогания.
Чтец 4:
Эта тонкая тетрадь
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник.
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ведущий 2: «…Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает».
Таня Савичева – 11-летняя школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей.
Савичевы умирали один за другим…
Таня не сдавалась, она стала совсем тоненькой, легкой, но жила. Пока с ней была мама, она держалась. Потом… Страничка на букву «С»: «Савичевы умерли все».
Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны….Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что десятки тысяч других девчонок и мальчишек так и остались навсегда в своем времени.
Чтец 5:
Зачем на свет приходят дети?
Ведь не затем, чтоб ранней смертью
Ошибки взрослых исправлять.
За то, что столько мы столетий
Не перестанем воевать.
Родятся дети не для пули,
Не для разящего свинца,
За что же их так обманули?
Не в этом замысел Творца!
Проснитесь, люди, ведь прощенья
В веках не будет никогда:
Своей же жизни продолженье
Мы обрываем без следа.
И сколько б век людской не длился,
Будь трижды проклята война
За то, что мы на обелисках
Детей читаем имена.
Виктория Баранова, 13 лет
Ведущий 1: Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1944 году.
Чтец 6 – Ю. Друнина «Зинка».
Ведущий 2:
Для чего мне минута молчания,
Если надо от боли кричать…
Я их помню – живых и отчаянных…
Не смогу… не сумею смолчать
Сыновьями высокими, звонкими
Была хата когда-то полна…
Но в шкатулке лежат с похоронками
Их неношеные ордена
Воспитала я их не солдатами,
Обещавшими вернуться назад…
Часто слышится мне по-над хатами
Голоса не рожденных внучат
Снится мне – пирогами домашними
Их кормлю,
Просыпаюсь – одна…
Я шепчу, но грохочет над пашнями –
Будь ты проклята в мире война.
Александр Симаков «Мать».
Слайд-заставка «Родина-мать зовёт».
Ведущий 1: Низкий поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами. Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
Ведущий 1:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке.
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье.
А. Твардовский
Ведущий 2:
Помните!
Через века, через года —
Помните!
О тех, кто уже не придет
никогда,—
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!..
Какою ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
Р. Рождественский «Реквием» (Отрывок), I960 г.
Звучит песня «День Победы».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.