В память о Евгении Карловиче Страуте
В августе 2018 года исполняется 85 лет со дня рождения Евгения Карловича Страута — известного в области отечественного образования ученого-методиста, автора многочисленных научных статей, учебников и учебно-методических пособий по астрономии, интегрированных курсов «Естествознание», «Физика и астрономия», замечательного популяризатора астрономической науки, Учителя учителей, школьного педагога.Сегодня, вспоминая Евгения Карловича, мы отдаем должное его многогранному таланту, эрудиции, всей его жизни, наполненной неустанным трудолюбием и творчеством, жизни, которую с полным правом можно назвать служением науке, стране, отечественному образованию, школе и детям.
|
Страницы творческой биографииОбласть научных интересов Евгения Карловича в значительной степени была связана с преподаванием астрономии в школе. Астрономией Евгений Карлович начал интересоваться со школьных лет. Он учился в школе № 315 г. Москвы — базовой школе Академии педагогических наук СССР, которую окончил в 1950 году с золотой медалью. По окончании школы поступил на астрономическое отделение механико- математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Вся жизнь Евгения Карловича самым тесным образом связана с Московским планетарием. Ровесник и выпускник астрономического кружка послевоенных лет, Евгений Карлович не расставался с Планетарием до самого последнего дня своей жизни. Еще будучи студентом Московского государственного университета, он проводил беседы на астрономической площадке, принимал активное участие во всех мероприятиях Планетария, работал лектором-методистом. С 1968 года область научных интересов Евгения Карловича тесно связана с отечественным образованием. По приглашению члена-корреспондента АПН СССР Б.А. Воронцова-Вельяминова он начинает работать в лаборатории содержания и методов обучения физике научно-исследовательского института СиМО АПН СССР. В этом институте Страут служил до конца своих дней. Высокая квалификация и большой практический опыт позволили Евгению Карловичу лично и в соавторстве с сотрудниками института создать ряд программ, учебников и учебно-методических пособий по астрономии, а также по интегрированным курсам «Естествознание», «Физика и астрономия», в которых нашли отражение его оригинальные методические идеи. |
|
Многогранную научно-исследовательскую деятельность в области отечественного образования Евгений Карлович успешно сочетал с лекционной работой. Он был профессионалом с большой буквы, лектором с громадным опытом, знающим и любящим астрономию: проводил лекции-консультации для учителей, читал циклы лекций по астрономии для студентов педагогических вузов, а также для учащихся средних школ и других учебных заведений, проводил курсы для учителей по методике преподавания астрономии в средней школе. Важным результатом жизненного пути Евгения Карловича с полным основанием можно назвать существование созданной им научной школы. Пятнадцать кандидатов педагогических наук, воспитанных им, успешно трудятся на благо преподавания физики и астрономии. Будучи талантливым педагогом, Евгений Карлович оказал существенную помощь учителям, способствовал развитию интереса к астрономии у многих учащихся. Его общий педагогический стаж работы — более 40 лет. Сам Евгений Карлович основным результатом своей научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в последние 10 лет считал то, что астрономия стала одной из составляющих обязательного минимума содержания образовательного стандарта по физике и была включена в содержание примерных программ по физике для основной и средней (полной) школы. Евгений Карлович методически обосновал ряд концептуальных положений, которые были реализованы им в методических рекомендациях по изучению астрономии в начальной школе, на пропедевтическом уровне — в рамках факультативного курса «Земля — наш космический дом», а также в основной школе — в рамках интегрированных курсов «Естествознание-5,6», «Физика и астрономия 7-9 классы» В настоящее время школьники России изучают астрономию по учебнику для 11 класса авторов: Б.А. Воронцов — Вельяминов и Е.К. Страут). Жизнь подтвердила важность методических предвидений Евгения Карловича Страута, его методические идеи живы, своевременны и ждут своего воплощения в полном объеме. |