В ногу со временем (из опыта организации проектной работы по химии)
В своей работе я придерживаюсь главного принципа: услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял. Знания следует не преподносить в готовом виде, а формировать в процессе обучения, причём, эти знания должны формировать естественнонаучную картину мира; расширять опыт обучающихся и приспосабливать их к жизни; учить обосновывать свою точку зрения; учить использовать различные источники для получения информации; стимулировать самостоятельность, активность и творческий поиск. Главное в обучении, по моему мнению, это достижение личностных результатов, конечно, вместе с метапредметными и предметными.
Чтобы достичь этого, следует формировать значимость обучения. Для этого нужно развивать интерес к обучению и, конечно, к предмету. Когда я пришла работать в школу, то увидела, что обучающиеся считают химию сложным, неинтересным и ненужным предметом. Я очень люблю эту науку, однако не отрицаю её сложности. В повышении интереса учащихся мне помог девятиклассник, которому нравилась химия. Его работа «Химия в школе и жизни человека» исправила ситуацию. В ходе исследования был проведён опрос среди учащихся: нужно ли изучать химию в школе? После автор подготовил и показал презентацию о хлориде натрия, доказав значимость науки химии как в школе, так и в жизни. После повторного опроса тех же учащихся по тем же вопросам стало понятно, что цели мы своей добились – мнение учащихся изменилось.
Теперь у меня всегда есть желающие заниматься исследованиями и выполнять проектные работы в области химии. Материальная база нашей школы многого не позволяет. Но всё же каждый год учащиеся пишут работы на актуальные темы, чтобы идти в ногу со временем.
2012 год – Год истории России – работа ученицы 9 класса «Менделеев: учёный, личность, патриот», направленная на развитие и воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к великим людям нашей страны. Эпиграфом к работе были взяты слова Брайна Грина, известного физика: «Когда дети будут смотреть на великих учёных так же, как они смотрят на знаменитых актёров и музыкантов, человечество совершит большой прорыв».Т.к. в наше время молодое поколение не придаёт значения многим качествам, таким как усердие и трудолюбие, честность и бескорыстие, патриотизм и активная гражданская позиция, уважение к истории своей страны, данная работы актуальна. Мы живем в великом государстве, историю которого творят люди, живущие в нём, которых нужно помнить и гордится ими. Дмитрий Иванович Менделеев, его имя известно, всем, кто учился в школе, и не только в нашей стране, а во всём мире! Много ли мы знаем об этом человеке?! О чём следовало бы узнать?! Поиск ответов на эти вопросы и стал целью данной работы. Результаты анкетирования о Менделееве среди учащихся подтвердили актуальность работы, т.к. многие учащиеся не знали о Менделееве ничего кроме открытия Периодического закона и создания Периодической системы химических элементов. В заключение работы был сделан вывод, что Дмитрий Иванович Менделеев – это не просто страница истории. Он очень много сделал для науки, для России, для всей мировой цивилизации! Его деятельность настолько обширна, что можно только удивляться, как все смог совершить один человек. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, патрио́т - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины, человек, который ставит интересы своей страны выше всего остального. Дмитрий Иванович Менделеев был истинным патриотом, истинным гражданином России. Он навсегда останется для нас образцом для подражания как человек исключительной честности, трудолюбия, неутомимый борец за процветание Отечества.
2013 год – Год охраны окружающей среды – работа ученицы 10 класса «Полиэтиленовый бум», экологически направленная, рассматривающая значение и вред полиэтиленовых пакетов, а также возможность их альтернативы. Эпиграфом к работе были взяты слова Нильса Бора: «Человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов». До недавнего времени одним из самых страшных слов было «война», а сегодня к нему присоединилось словосочетание – «экологическая катастрофа». На основе этой работы был создан буклет, который отправлен на Всероссийский конкурс «Экологическая реклама», в надежде на то, что люди всё же задумаются над своим будущим и будущим планеты.
2014 год – Год культуры (и экологической культуры в том числе). Продолжение работы «Полиэтиленовый бум» – «Полиэтилен захватил мир!». Ученица уже 11 класса отправила это исследование на Всероссийский конкурс региональных школьных проектов «Система приоритетов», стала дипломантом и была приглашена для участия в летней научно-образовательной школе «Лифт в будущее».
2015 год – Год литературы – работа «Необычное в обычном». Это название восьмиклассник придумал, почитав книгу «Пуговицы Наполеона: семнадцать молекул, которые изменили мир» П. Лекуттера и Д. Берресона. Эта книга заинтересовала многих моих учеников, т.к. на уроках я часто привожу из неё примеры.
2016 год – Год кино – работа 10 класса «Технологии XXI века. За и против» по фильму «Гаттака» (1997 г. режиссёр Эндрю Никкол) и книге «Сумма биотехнологии» А. Панчина, посвящённая развитию генной инженерии и биотехнологии в современном мире. Это коллективная работа, в процессе подготовки которой дискуссии не прекращались, что замечательно, т.к. умение аргументировано отстаивать свою точку зрения необходимо каждому.
2017 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий – работа ученика 6 класса «Река Ташла: прошлое, настоящее, будущее…». Эпиграфом к работе стали слова краеведа В. Гаазова: «Практически у каждого города есть своя водная артерия. У Москвы – Москва-река, У Санкт-Петербурга – Нева, а у Ставрополя – Ташла». Эта работа – только начало большого исследования проблемы загрязнения самой большой реки города. На первом этапе мы рассмотрели историю Ташлы, и попытались донести до людей важность чистой реки для города. Пока исследование только визуальное (т.к. учащийся всего 6-классник), далее в планах химических анализ воды и почвы по берегам.
2018 год – тема ещё не определена, но мы будем стараться и дальше подбирать актуальные и интересные темы для работы.
Учащиеся представляют свои работы на конкурсах, конференциях и просто на уроках (фото в отдельных файлах). Благодаря неравнодушным ребятам я постоянно нахожусь в творческом поиске. Чтобы интересного рассказать, а лучше показать, на уроке? Какую бы актуальную тему затронуть? Какой проект реализовать? Порой сложно придумать что-нибудь новенькое, кажется, всё уже было. На помощь приходят ученики, их фантазия безгранична. Часто они поднимают разнообразные, интересные, порой очень сложные темы, вопросы и предложения. Вот так мы с моими учениками работаем в ногу со временем.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.