Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова
- Наблюдать за значением устаревших слов; устанавливать причины «исчезновения» слов (замена синонимами).
- Устаревшие слова, синонимы.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» информирует об одной из причин исчезновения слов — о замене синонимами. Рубрику читает учитель или хорошо читающий ученик. Далее организуется наблюдение за значением устаревших слов с опорой на слова современного языка. Выполняется фронтально. Сначала ученики предлагают свои толкования представленных слов. Затем учитель на доске в столбик записывает слова напёрсток, перстень, перст, в которых ученики находят общую часть (корень -перст-). Если ученики правильно определили значения слов напёрсток, перстень, то они легко угадают значение слова перст — «палец» (значение слова проверяется по толковому словарику). Аналогично проводится работа со словами купить, покупка, покупатель, купец. В заключение выполнения упражнения учитель подводит итог, подчёркивая, что многие устаревшие слова не исчезают бесследно: «отголоски» их значений мы можем встретить в современных словах. Обратите внимание. При выяснении общей части в словах у учеников может появиться закономерный вопрос: являются ли корнями -перст- и -куп-, ведь слова перст и купец — устаревшие? Не вдаваясь в сложности морфемного анализа, предложите выделенные части считать корнями, так как выделение корней -перст- и -куп- подтверждает тот факт, что значения устаревших слов частично выявляются в современных словах. |
3 | 3. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за значением слова, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально. Вариант выполнения. Предлагается сильным ученикам для самостоятельной работы, а учитель в это время работает фронтально с остальным классом над упр. 2 (результаты самостоятельной работы следует обсудить). |
4 | 4. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 2 в учебнике (трудное) — наблюдение за значением устаревших слов, подбор синонимов к словам. Выполняется фронтально. |
5 | 5. Дополнительный материал | Рубрику «Из истории языка» читает учитель или хорошо читающий ученик. |
6 | 6. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — наблюдение за значением устаревших слов. Выполняется фронтально. Это упражнение требует ещё и работы с числами, поэтому учитель должен предварительно решить, будет ли он сам выполнять математические действия или предложит сделать это ученикам. Дети читают текст, затем по толковому словарику выясняют значения слов вершок и аршин (вершок = 4,5 см; аршин = 71 см). Рост Конька-Горбунка и способ его вычисления указаны в словарной статье. (Когда измеряли рост человека или животного, то количество вершков прибавляли к двум аршинам — 1 м 42 см. Значит, рост Конька-Горбунка — 1 м 42 см + 13,5 см = 1 м 55,5 см; уши же у него — 71 см.) Выражение «время катит чередом», если ученики не предложили своего толкования, объясняет учитель: чередом — друг за другом, в свою очередь. Анализ слов неделя и седмица рекомендуем проводить в классах с высоким уровнем подготовленности учеников. Вопрос учителя: «Почему раньше неделю называли седмицей?» Если ученики затрудняются с ответом, следует дать подсказку: «Сколько дней в неделе?» Затем учитель предлагает снова прочитать значение слова неделя (урок 120, упр. 2). Вопрос: «Если неделя раньше называла выходной день, воскресенье, что значит понедельник?» (После недели, первый день после выходного.) Далее учитель может рассказать, что слово воскресенье стало называть выходной день в память о Воскресении Иисуса Христа: в этот день люди не должны были работать, а только молиться и вспоминать чудесное воскрешение. Значит, слово воскресенье вытеснило слово неделя, которое не исчезло, а, в свою очередь, вытеснило слово седмица. |
7 | 7. Этап усвоения новых знаний | В рубрике «Тайны языка» обсуждается процесс возникновения новых слов в связи с появлением новых предметов. |
8 | 8. Дополнительный материал | Дополнительный вопрос (на повторение пройденного): «А как ещё приходят в наш язык новые слова?» (Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов.) Можно попросить учащихся назвать слова, которые ещё недавно были новыми. Если ученики затрудняются привести собственные примеры, учитель сам рассказывает о словах, вошедших в наш язык совсем недавно (здесь могут быть приведены примеры и заимствованных слов, например телевизор, компьютер и т. п.). |
9 | 9. Словарная работа | Словарная работа. |
10 | 10. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |